Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога
Оценка 5
249 р.
249 р.

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 13.10.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога
Cвидетельство участника
249 р.
Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Учитель и ученик растут вместе.
Конфуций

Педагогика сотрудничества рассматривается в мировой практике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам обучения. Она приобрела широкую известность в 80-х гг. ХХ в., но её идеи лежат в основе и современного обучения.

Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.

В настоящее время в отечественной педагогической психологии все чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется:

– пространственным и временным соприсутствием;

– единством цели;

– организацией и управлением деятельностью;

– разделением функций, действий, операций;

– наличием позитивных межличностных отношений.

Педагогика сотрудничества была выработана учителями-практиками, преподававшими различные предметы в разных городах и условиях (С.Л. Соловейчик Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, Б.П. Никитин,) и начала оформляться в научно-теоретическое направление после их встреч, на которых было решено, что педагогика сотрудничества – это открытая программа, ее смысл - в творчестве всех учителей, она живет, пока развивается, дополняется, уточняется и обогащается.

Гуманистическая сущность педагогики сотрудничества заключалась в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для обучения и воспитания в соответствии с его желаниями и возможностями. Выполнение этих условий позволяет организовать сотрудничество между учителем и учеником и максимально обеспечить самостоятельность учащихся в учебной деятельности. Основатели педагогики сотрудничества обозначили эти условия как идеи, на основе которых возможно максимально результативное развитие и воспитание личностных качеств учащихся:

  • обучение ребенка в зоне ближайшего развития;
  • учение без принуждения;
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала;
  • идея опережения;
  • идея крупных блоков;
  • идея свободы выбора;
  • идея диалогического размышления;
  • идея интеллектуального фона класса;
  • идея совместной деятельности педагогов и обучающихся;
  • идея добровольности в досуговой деятельности.

В современных условиях педагогика сотрудничества рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и их педагогов, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в образовательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Значение педагогики сотрудничества выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия образовательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными чертами которой являются:

  • создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха; исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению;
  • демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;
  • создание на каждом занятии комфортных условий образовательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни провала и отрицательной оценки; широкая практика оценочного общения педагога с учащимися; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;
  • широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, пробуждение и поддержание интереса учащихся во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности учащихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;
  • объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.
    • Гуманно-личностный подход к ребенку.
    • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
    • Концепция воспитания.
    • Педагогизация окружающей среды.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

  • Гуманно-личностный подход
  • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
  • Концепция воспитания
  • Педагогизация окружающей среды

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы педагога и образовательного учреждения в целом.

Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

  • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность образовательного процесса;
  • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
  • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
  • новую трактовку индивидуального подхода;
  • формирование положительной Я-концепции.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
  • обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
  • вариативность и дифференциация обучения;
  • используется положительная стимуляция ученья.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, в развитии личности по Л.В. Занкову, в развитии творческих и исполнительских способностей И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Неменского и др.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  • превращение школы Знания в школу Воспитания;
  • постановка личности ребёнка в центр всей воспитательной системы;
  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
  • развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
  • возрождение русских национальных и культурных традиций;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

Исследования эффективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) свидетельствуют о положительном сотрудничества на деятельность его участников, так как в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал. По сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель—ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%. Исследования показали также неоднозначность решения вопроса однородности (гомогенности) или разнородности (гетерогенности) состава сотрудничающей группы и преимущества организации внутригруппового сотрудничества по диадному, триадному или общегрупповому принципу. Однако, по данным многих исследований, триада продуктивнее диады и общегруппового (7-12 человек) взаимодействия, хотя коллективообразующие преимущества группы трудно переоценить. Но в любом варианте организации сотрудничества оно эффективнее индивидуальной работы.

Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, ведущий разработчик этой проблемы Г.А. Цукерман на основе обобщения проведенных в мире исследований отмечает, что при совместной учебной деятельности:

  • возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;
  • растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  • меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
  • снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • меняется характер взаимоотношений между учениками;
  • резко возрастает сплоченность класса, при этом само и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
  • ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
  • учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы;
  • воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Анализ этих преимуществ сотрудничества показывает, что оно косвенно положительно влияет и на деятельность самого учителя, который получает значимое для него положительное подкрепление.

Существуют несколько вариантов реализации технологии сотрудничества.

1 вариант: обучение в команде.

В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание групповым целям и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы или команды в постоянном взаимодействии с другими учащимися этой же группы при работе над темой (проблемой или вопросом), подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый.

Обучение в команде сводится к трем основным принципам:

1. Команды получают одну награду на всех в виде оценки в баллах, сертификата, значка отличия, похвалы, других видов оценки совместной деятельности. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.

2. Персональная ответственность каждого означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех учащихся команды следить за успехами друг друга и всей команды, приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме.

3. Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными результатами, ранее достигнутыми. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Так как, стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, и средний, и слабый учащиеся могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».

Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно считать индивидуально-групповую и командно-игровую работу.

В первом случае ученики делятся на группы по 4 человека (обязательно разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает учащимся в группах закрепить его, постараться разобраться в нем, понять все детали. С точки зрения психологии организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого учащегося). Задание выполняется либо по частям (каждый член группы выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждый учащийся выполняет одно из заданий: начинать может либо сильный учащийся, либо слабый). При этом выполнение каждого задания комментируется учащимся и контролируется всей группой.

После выполнения заданий всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель обязательно дифференцирует задания для сильных и слабых учащихся по сложности и объему. Но каждый учащийся оценивается персонально, и его отметка не влияет на результаты группы.

Таким образом, удается экономить значительное время на занятии, куда выносятся лишь на обсуждение вопросы, связанные с содержанием прочитанного текста. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым членом группы, у педагога освобождается время для индивидуальной работы с отдельными группами или учащимися, нуждающимися в его помощи.

При командно-игровой деятельности педагог так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу с целью формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются турнирные столы по три учащихся (равные по уровню обученности) за каждым столом. Даются задания, дифференцированные по сложности и объему. Победитель каждой команды приносит своей команде одинаковое количество баллов, независимо от уровня подготовленности учащихся. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам товарищами, имеют равные шансы на успех для своей команды. На уроках это могут быть самые разнообразные виды письменных работ: тесты, грамматические, лексические задания; небольшие пересказы прочитанных текстов; сочинения и т.п. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира и награждается.

2 вариант организации обучения в сотрудничестве обозначается сокращенно «пила».

Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

3 вариант обучения в сотрудничестве называется «учимся вместе».

Класс разбивается на разнородные по уровню обученности подгруппы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных подгрупп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы: отслеживания мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы; фиксации промежуточных и итоговых результатов; оформления этих результатов, их корректировки и т.п. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-либо познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую (осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения). И то, и другое одинаково значимы. Учитель также непременно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Каждый учащийся пользуется результатами как групповой, так и коллективной работы, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при работе над следующим, новым заданием /проектом/ новой проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные отработанные усилиями всей группы.

Какие же педагогические проблемы возникают при использовании педагогики сотрудничества? И с чего начинать обучение в сотрудничестве?

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же, чтобы уделять внимание обучению культуре общения, необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо, шаг за шагом, уча своих учеников:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.

Это лишь некоторые элементы, в распоряжении же учителя гораздо больший спектр форм, методов и педагогических приёмов. Сотрудничество предполагает ориентацию на приоритет совершенствующейся социально успешной личности, способной постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Сотрудничество создает условия и для большей заинтересованности в знаниях. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга:

  • оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии;
  • обмениваются информацией и «материальными ресурсами», т. е. всем, что необходимо для выполнения задания;
  • учат друг друга, формируют навыки вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения, конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему;
  • поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше - ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи;
  • оказывают влияние друг на друга: члены группы, обучающейся в сотрудничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию, если кто-то из членов группы знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются;
  • имеют четко выраженную мотивацию, стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели;
  • создают обстановку взаимного доверия, а взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого;
  • успешно справляются со стрессами и раздражительностью.
  • Формирует критический подход к информации и умение аргументировать свою точку зрения. Эти навыки лучше развиты у тех, кто обучается в сотрудничестве, чем у тех, кто конкурирует друг с другом или обучается индивидуально. Даже письменные работы, выполненные обучающимися в сотрудничестве, отличаются большей глубиной.
  • Развивает творческие способности. Члены групп, обучающихся в сотрудничестве, чаще высказывают оригинальные идеи, предлагают новые пути достижения разных целей и решения всевозможных проблем, чем их сверстники, обучающиеся индивидуально.
  • Способствует тому, что знания, полученные в одной ситуации, могут быть использованы в другой. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку.

Помимо большей результативности (эффективности), критерием которой является глубина и прочность знаний в изучении учебных предметов, сотрудничество также имеет и другие преимущества:

Педагогическое сотрудничество, ставя своей задачей развитие способностей каждого ученика, создает условия для социального признания личности школьника, а потому педагогическое сотрудничество на уроке по праву должно занять соответствующее место в конструктивной и прогностической деятельности педагога, так как позволяет осуществлять выбор оптимального способа деятельности в обучении учащихся.

Список использованных источников:

1. Дилова Н. Г. Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 409-411.

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 2003 с. — 192 с.

3. Землянская Е. Обучение в сотрудничестве: групповая работа учащихся и учителя // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2003. — № 1.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -- Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.

5. Психология и педагогика // Сост. А.А. Радугин. — М.: Центр, 2005. — 256 с.

6. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

7. Сабитов Ш. Концепция школы сотрудничества: идеи, пути реализации, алгоритм создания // Директор школы. — 2003. — № 2.

8. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.sibac.info/archive/humanities/7.pdf

http://army.lv/ru/Pedagogika-sotrudnichestva/1620/3737

http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/492-ped-tech15

https://moluch.ru/archive/46/5605/

09.05.2017