Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Оценка 4.6
249 р.
249 р.

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Оценка 4.6
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 12.10.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Cвидетельство участника
249 р.
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

Р. Киплинг

Система образования – это одна из сфер, которая наиболее подвержена различного рода реформам. Это связано с тем, что постоянно растут требования к специалистам в различных отраслях, появляются новые профессии, а значит, и качествообучения тоже должно улучшаться. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности обучающихся, общества и заказчиков образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт привлекает внимание к усиленному формированию умений и навыков и использованию приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Достигнуть нового качества образования, т.е. решить невостребованные ранее задачи, можно только комплексным путем, найдя и применив новые подходы к отбору содержания образования, совершенствованию образовательного процесса и обновлению системы оценки образовательных достижений и качества образования.

ФГОС определяют требования к результатам освоения основных образовательных программ и предусматривают распределение ответственности за достигаемые результаты между системой образования, образовательными учреждениями и обучающимися.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который умеет учиться, осознаёт важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.

С целью реализации личностно ориентированного обучения в условиях традиционной классно-урочной системы одной из перспективных считается Дальтон-технология.

 

Впервые эта технология была применена в Дальтоне, город в США, где американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти новые подходы к организации жизнедеятельности людей в образовательном процессе. Она разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух. В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения, так как именно через них, в первую очередь, обеспечивается реализация технологии личностно-ориентированного образования.

Дальтон-технология ставит следующие цели:

  • обеспечить индивидуализированное развитие ученика;
  • обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно-познавательной деятельности.

Для достижения поставленных целей необходимо сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Принцип свободы основывается на праве выбора учеником предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности заключается в выборе учеником уровня познавательной деятельности и маршрута своего развития: он сам принимает решение и несёт ответственность за этот выбор.

Принцип сотрудничества – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: одноклассникам, учителям, родителям. (Помощь состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.) Он не должен бояться признаться, что не знает чего-либо. Это даёт возможность школьникам учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в коллективе.

Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь; спрашивай кого хочешь; но отвечать за выполнение задания будешь сам.

Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через Дальтон-план, включающий в себя три компонента: задания, лаборатория, «дом».

Характеристика компонентов Дальтон-плана

Задания составляют содержательную основу Дальтон-технологии. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т. д. Задания могут ограничиватья учебной программой или выходить за её рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и даётся устная оценка учителем. Даётся проверочная работа для всех (результаты именно этой работы и оцениваются).

Когда Х. Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четыре части (по колличеству учебных четвертей), затем каждую часть — на колличество месяцев в четверти и затем — на колличество недель. И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это всё же формальный подход. И опыт действительно показал, что основой деления должны быть логически завершённые части учебной программы.

К самим заданиям предъявляются следующие требования:

  • задания носят уровневый характер;
  • задания охватывают достаточный объём учебного материала;
  • чётко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
  • задание должно быть понятным и интересным ученику;
  • задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;
  • задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
  • в заданиях предусматривается возможность для учёта, самоконтроля и контроля (например, выступение в группе);
  • ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;
  • содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

Следующий компонент – лаборатория. Лабораторией называется время в расписании ученика, отведённое для самостоятельно работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.

Последний компонент «Дом» — это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора патрнёра в работе; наличие группы консультантов, готовых в любой момент оказать помощь и т.д.

Выстраиваться система занятий может примерно так: могут проводиться специальные занятия по изучению новых знаний, дискуссии, конференции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели. Можно начать с малого. Дальтон-час проводится один раз в неделю. Например, каждый вторник второй урок — работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся получают заранее учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, психологи. Обязательно работает библиотека. Мебель в классных комнатах может быть переставлена. Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать, будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения или в установленные сроки.

Определим правила, которыми должен руководствоваться учащийся во время проведения Дальтон-часа:

1. На Дальтон-час выбери себе лабораторию, партнеров, место работы, предмет и порядок выполнения задания.

2. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.

3. Организуй рабочее место с хорошей освещенностью, с минимумом зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми средствами обучения и начинай работать.

4. Вчитайся в задание, определи его цели. Работай интенсивно и независимо. Выполняй Дальтон-задание в удобном для себя темпе.

5. Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя.

6. Работай сейчас. Береги время. Ничего не откладывай «на потом».

7. Можно пойти работать в библиотеку, но только с разрешения учителя или классного руководителя, для этого надо иметь карточку – допуск с указанием нужных книг.

8. Не допускай более 2-х переходов за урок из лаборатории в лабораторию (библиотеку).

9. Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в книгах, памятках. Используй взаимное с товарищем репетиторство. Спрашивай у одноклассников, объясняй им сам. Думайте вместе! Объясняя материал или решение кому-то, ты сам лучше его поймешь.

10. Записи по каждому предмету веди отдельно. Перепроверяй себя. Для записей можно использовать различные цвета.

11. Держи словарь или книгу по грамматике под рукой и пользуйся ими, как только в чем-то не уверен. Пользуйся справочниками и энциклопедиями.

12. Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на чем спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз.

13. Учись на ошибках. Получив проверенную работу, не смотри только на отметку. Пройдись по каждому заданию, повтори, что знаешь, и обрати внимание, где надо приложить больше усилий.

14. Старайся выполненные задания сдавать по мере их выполнения до указанного учителем срока.

15. Помни, что от учителя ученик на Дальтон-часе получает только консультацию, подсказку, где найти ответ, а не готовый ответ.

16. Некоторые задания или упражнения можно выполнить дома. Важно выполнить их хорошо, вовремя и самостоятельно.

Поскольку в Дальтон-технологии учащимся предоставляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно её используют. Поэтому необходим учёт результатов работы и сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя.

Учёт выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником, и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение заданий по дням недели. Учитель может вести специальный журнал по классу, где записано всё, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В некоторых школах вводятся цвета дней. О выполненной работе судят по закрашенному дню. В классный журнал выставляют итоговые отметки.

Критериями оценки результативности Дальтон-технологии служат:

  • познавательная самостоятельность ученика;
  • стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими обучающимися;
  • уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).

Преимущества Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьниками исследовательскими умениями. Кроме того, снижается перегрузка учащихся за счёт учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом Дальтон-технологии является возможность личностного развития за счёт обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых. Следует отменить и интегративный характер данной технологии: в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.

Однако, несмотря на множество плюсов данной технологии, имеются и ограничения в её использовании:

  • материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя — стулья для учащихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособиями;
  • организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определённых правил: свободное передвижение по классу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода из класса и т.д.;
  • готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы создать условия и соблюдать процесс самостоятельности учащихся; стимулировать общение и сотрудничество в группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим учащимся, а главное — часть ответственности за обучение;
  • недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии;
  • большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.

Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана. Можно выделить четыре формы:

  • Классное учебное занятие.
  • Коллективный урок.
  • Лабораторное занятие.
  • Конференция.

Рассмотрим систему взаимодействий учителя и учащихся в рамках каждой из четырёх форм.

Классное учебное занятие - это занятие, имеющее своей целью усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. По форме они могут быть разнообразны: лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это — составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определённые табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.

Основными признаками коллективного урока являются:

  • наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности;
  • учитель — организатор и участник процесса обсуждения;
  • ученик — участник и субъект организационной деятельности;
  • результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своё) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

На таких уроках нельзя читать лекции, уходить при обсуждении от заявленной темы, делать выводы, носящие незаконченный характер, давать оценку выступлениям.

Для проведения лабораторного занятия необходимо:

  • наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочники и др.;
  • длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;
  • присутствие одного или нескольких консультантов.

Во время занятия ученик работает индивидуально (в своём темпе), в паре или группе. Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия может консультироваться с учителем по поводу возникших вопросов.

Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачёты, даёт новые задания.

В ходе лаборатории нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.

Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, моральным ценностям и т.п.

Для проведения конференции необходимо руководствоваться следующим:

  • организовать подготовительный этап;
  • готовить выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью личностно ориентированных технологий, к которым и относится технология Дальтон.

Необходимо подчеркнуть, что технология постоянно трансформируется в зависимости от требований общества, но главной остается идея индивидуализации, которая ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Уникальная целостная личность, находящаяся в центре внимания, стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью Дальтон-технологии в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Педагогика Дальтон - это целостная, открытая и развивающая система, помогающая развить навыки и умения учебного труда, мыслительной деятельности, навыки самостоятельной работы. В изменяющихся условиях образования данные технологии имеют большие перспективы: обучение активизирует самостоятельную работу учащихся, обеспечивает максимальный учет их индивидуальных особенностей и интересов, повышает мотивацию учебно-познавательной работы старшеклассников, и, наконец, позволяет изучить значительный объем материала достаточно глубоко.

Список литературы:

  1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Мурманск, 1997.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. - М., 1999
  3. Окунев А. А. Как учить не уча. - Спб., 1996.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  5. http://knigi.link/prepodavaniya-metodiki/teoriya-m...
09.05.2017