Вебинар «Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Оценка 4.8


Вебинар «Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Оценка 4.8
Мероприятие
информатика +2
5 кл—11 кл +1
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном мероприятии Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Вебинар «Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Cвидетельство участника
99


Вебинар «Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял.

Ж.Ж.Руссо

На современном этапе в практике обучения наблюдается противоречие между снижением познавательного интереса детей к учению и требованиями современного общества к повышению качества образования. Данное противоречие позволяет сформулировать следующую проблему: как построить работу на учебном занятии, чтобы поддержать познавательный интерес и повысить познавательную активность учащихся? В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие методик, форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Одной из таких методик, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, является методика ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. На уроках с использованием приемов методики ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией, что помогает поддержать познавательный интерес учащихся к изучаемому материалу. При сохранении основной формы урока, использование приемов ТРИЗ придает учебному занятию оригинальность, нестандартность, креативность, повышая этим интерес детей к процессу обучения. Таким образом, применение на уроках в начальных классах приемов методики ТРИЗ способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Идея активизации познавательной деятельности учащихся имеет большую историю. Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности. Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и Пифагора. Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А. Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». И.Г. Песталоцци в начале XIX века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов. А Ж.Ж. Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания», - писал К.Д.Ушинский. На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые порождали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.

Использование приемов методики ТРИЗ на занятиях «оживляет» их, так как привлекает детей к активной работе. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность такого урока возрастает.

Теория решения изобретательских задач разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления, тем самым активизирует познавательную деятельность учащихся.

Преимуществом технологии ТРИЗ являются:

1. Доступность и посильность.

2. Использование в любой системе обучения.

3. Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения.

4. Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.

Использование приемов методики ТРИЗ в процессе проведения учебных занятий позволяет решать следующие педагогические задачи.

1. Воспитательные: развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи; формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности.

2. Образовательные: повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

3. Развивающие: развитие памяти, внимания, логики и интеллекта; развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления); развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения.

Область применения методики ТРИЗ обширна: от дошкольных учреждений до 11-х классов школы. Рассмотрим некоторые приемы методики ТРИЗ, которые эффективно используются при обучении детей младшего и среднего школьного возраста на различных предметах. Это такие приемы, как «Составление загадок», «Да-нетка», «Морфологический ящик/копилка», «Системный лифт», «Создай паспорт», «Мои друзья», «Теремок», «Расселение», «Оживление».

Методический прием «Составление загадок»

«Если мы хотим научиться думать, то, прежде всего, должны научиться придумывать» - говорил итальянский детский писатель Джанни Родари. Придумывание и отгадывание загадок развивает и воспитывает учащихся, формирует детскую индивидуальность, развивает у них творческое воображение, речь, пополняет словарный запас, знакомит с окружающим миром, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, оживляет урок. Составление загадок никогда не надоедает детям. И это объяснимо. Детям нравится раскрывать тайны, загадывать секреты. А еще потому, что моделей составления загадок много. Алгоритмы моделей разработаны авторами-педагогами Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Гин С.И.

Модель 1. С опорой на сходство по признаку

1. Придумать, о чем будет загадка.

2. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства.

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова-связки и получить загадку.

Полосатый, но не зебра;

Круглый, но не мяч;

Сочный, но не апельсин.

Модель 2. С опорой на сходство по действию

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанные с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

Пылает, как солнце,

Греет, как печь,

Сложен из деревяшек, но не дом.

Модель 3. С опорой на отличие

Подумать, на какой объект похожа отгадка и чем от него отличается. Загадка про собаку:

Похожа на игрушку, но живая,

Похожа на волка, но добрая,

Может быть другом, но не человек.

Модель 4. Отстранение – ассоциация – метафора

Падает с неба каплями воды.

Оставляет на земле лужи.

Модель 5. Составление по принципу разбора предмета

Например, с опорой на внешнее сходство.

Две прозрачные медузы,

два крючка и буква «В».

Модель 6. Составление по принципу «Где еще?»

В работе используются многозначные слова.

Одной косят, другую на голове носят.

Модель 7. Математические загадки

По принципу сложения или суммы:

Картофель + свекла+ лук+ морковь =… .

Когда 1+1=1?

Когда 5+5=2 ?

Когда 1+1+1+1=1?

Когда 60=1?

Модель 8. Литературная загадка

Кто? – Он.

Какой? – Деревянный.

Что делает? – Ищет театр.

Чем все закончилось? – Находит его.

Он деревянный, ищет театр и находит его.

Комбинируя модели загадок, можно придумать свой алгоритм составления загадок. Возьмем алгоритм составления загадок А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной. Для него они использовали несколько моделей загадок, добавим к этому свое творчество и получаем новый алгоритм составления загадки.

1. Выбрать объект.
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых.
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации.
4. Составить предложение об исходном объекте. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление.
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Фрагмент составления загадки

Учитель предлагает учащимся составить загадку про облако. Для этого им надо заполнить таблицу, отвечая на вопросы. Что можно сказать об облаке? Какое оно? Что оно делает? На что похоже?

Ученики отвечают, что оно белое, может быть большим, причудливым; пушистое; может плыть по небу, может просто стоять на небе неподвижно, это зависит от ветра. Похоже на сугроб, необычных зверюшек, на подушку.

Учитель обобщает самые яркие признаки и действия из описания (белое, пушистое, плывет) и предлагает подумать, что еще может быть таким же?

Ученики приводят сравнения: белое, как сахар, как молоко, как снег; пушистое, как сугроб, подушка; оно может принести какие-нибудь осадки, например, дождь или снег.

Затем учащиеся составляют предложение об облаке, помня при этом, что объект называть нельзя:

Плывет вверху над нами.

Смотрит на нас свысока.

Учитель вместе с учащимися пробуют объединить в рассказ все полученное, а затем зарифмовать.

Белое, как молоко, пушистое, как сугроб оно. Плывет вверху над нами.

Может быть со снегом, а может быть с дождем.

Белое, как молоко,

Пушистое, как сугроб оно.

Плывет вверху над нами,

То со снегом, то с дождями.

1. Объект

Облако

2.Свойства (признак, действие)

белое

пушистое

плывет

3.О ↔ О Ассоциации, метафоры

молоко

сугроб

то со снегом, то с дождем

4.Предложение. Можно представить себя на месте объекта. Любые впечатления.

Плывет вверху над нами

5.Рассказ

Белое, как молоко,

Пушистое, как сугроб оно.

Плывет вверху над нами,

Может быть со снегом, а может быть с дождем.

Стихотворение.

Белое, как молоко,

Пушистое, как сугроб оно.

Плывет вверху над нами,

То со снегом, то с дождями.

Если загадка не складывается в стихотворение – это не страшно. Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Загадки можно составлять на уроках, а также предлагать детям данное задание в качестве домашнего. На уроке такая работа проходит активно, живо, с интересом.

Методический прием «Да-нетка»

«Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Можно проводить её в виде игры. Главная задача: задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Можно лишь отвечать фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Загадывать можно часть речи, часть слова, лексическое значение слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета. Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Использование приема способствует положительному эмоциональному настрою учащихся, захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый учащийся хочет угадать объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного учащегося активизирует мысль другого, стимулирует активность, учит учащихся слушать и слышать друг друга. Методический прием «Да-нетка» используется на разных этапах урока.

Методический прием «Морфологический ящик / копилка»

Данный прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах: на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации; на окружающем мире – копилки различных видов животных и растений; на литературном чтении – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

Методический прием «Системный лифт»

Этот прием используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного. Используя методический прием «Системный лифт» на уроках русского языка, можно организовать работу в 1-м классе - от звука (буквы) к слогу, слову, предложению; во 2-4-х классах - от слова к словосочетанию, предложению, тексту. На уроках математики с системным лифтом можно работать при изучении величин (г - кг –ц – т; км – м – дм – см – мм; век – год – месяц – неделя – сутки – час – минуты – секунды). Попутно идет повторение перевода величин. Как вариант работы, можно использовать частично закрытые экраны и попросить детей восстановить пропущенные данные, доказать свою точку зрения. На окружающем мире системный лифт используется при работе с физической картой полушарий в 3 классе. На примере лифта можно провести актуализацию необходимых знаний, а затем перейти к изучению нового материала: «Класс → первый этаж → школа → улица → район → город → республика → материк → полушарие → планета Земля». На уроках литературного чтения при помощи данного приёма можно организовать работу над сюжетом произведения.

Методический прием «Создай паспорт»

Прием используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Используется он для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений; на окружающем мире – полезных ископаемых, животных, частей растений, систем организма; на математике – геометрических фигур, математических величин; на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.

Методический прием «Мои друзья» предполагает подбор объектов по заданному признаку. На уроках математики учащимся предлагается записать любое число или цифру. По заданному признаку они подбирают новое число и доказывают свой выбор. На уроках русского языка данный прием помогает повторить грамматические категории (род, число, склонение, спряжение), состав слова, деление на слоги, правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных.

Методический прием «Расселение» используются при работе с копилками слов, числовых выражений. Использование приема помогает учить детей классифицировать объекты, обобщать материал; развивает умение выполнять операции анализа и синтеза, так как учащиеся не только разделяют объекты на две группы, но и называют признак, по которому они это сделали.

Методический прием «Оживление» предполагает выступление учащихся в роли какого-либо грамматического или математического понятия. Например, на уроке русского языка учащийся может рассказать о себе, как о какой-нибудь части речи. На математике – это может быть инсценировка задачи.

При использовании методического приема «Теремок» учащимся предлагается слово-объект. Каждый ребенок играет роль какого-либо объекта и доказывает, почему его объект подходит к заданному объекту и по какому признаку. Можно предложить детям более сложный вариант, когда нужно найти общий признак для каждого из обитателей теремка. Данный прием вызывает у учащихся интерес, развивает память, внимание, мышление, воображение, речь.

Приведём пример использования данного приёма на уроке русского языка. Учитель называет любое слово, например, «берёзка». В теремке живет «березка». Учитель предлагает учащимся назвать слова, которые могут прийти к «березке» в теремок, указав, чем слово похоже на «хозяина». Например, улыбка (слово с парной согласной, как и у слова «березка»); погода (словарное слово, так же, как и слово «березка»); березняк (однокоренное слово); речка (слово с суффиксом –к–); поляна (слово с ударением на 2-й слог); картофель (имя существительное); лягушка (слово из 3 слогов).

Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Выше перечисленные приемы ТРИЗ помогают пробудить этот интерес, так как дают возможность учащимся рассуждать на уроках, анализировать, творить, самостоятельно добывать знания. Приемы хорошо поддаются творческой корректировке и успешно используются на разных предметах, способствуя активизации познавательной деятельности учащихся.

Для определения уровня познавательной активности младших школьников можно использовать методику А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника». Цель данной методики - оценить степень выраженности познавательной активности учащихся начальных классов. Для ее проведения взята стандартизированная анкета с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. Учащемуся дается бланк анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов один. Данные заносятся в таблицу. Результаты таблицы обрабатываются и представляются в процентном соотношении в виде диаграммы.

Анкета

1.Нравится ли тебе выполнять сложные задания?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

2.Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

3.Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

4.Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5.Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

Обработка данных:

ответы

а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности;

б) об умеренной;

в) о слабой выраженности.

Уровень сформированности познавательной активности определяется по ответам учащихся. Если учащийся ответил от 3 до 5 вопросов буквой «а», это свидетельствует о высоком уровне познавательной активности, если учащийся отвечает от 3 до 5 вопросов буквой «б» - это говорит о среднем уровне познавательной активности, если учащийся ответил от 3 до 5 вопросов буквой «в» - это соответствует низкому уровню познавательной активности.

Анкетирование учащихся можно проводить в начале и в конце учебного года.

На уроках с использованием приемов ТРИЗ даже самые замкнутые учащиеся с удовольствием включаются в работу.

Использование предложенных приемов методики ТРИЗ существенно повышает познавательную активность учащихся в изучении содержания учебного материала, позволяет разнообразить учебную деятельность, помогает вовлечь в процесс познания всех учащихся.

Список литературы:

  1. Паустовский К.Г. http://www.omg-mozg.ru/avtory-paustovskij-konstant...
  2. Руссо, Ж-ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо // пед. соч. в 2 т. – М., 1981. – Т 1. – 456 с.
  3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПБ.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
  5. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.
  6. Хоменко, Н.Н. Использование игры «Да - нет» при обучении ТРИЗ: материалы к семинару по ТРИЗ / Н.Н.Хоменко. Мн., 1997.
  7. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон-ТРИЗ.
  8. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин.Минск, 1994.
  9. Гафитулин,М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: автореф. дис. ...канд. пед. наук /М.С.Гафитулин. Челябинск, 1996.
  10. Гин, С.И. Мир фантазии / С.И.Гин. Гомель, 1995.
  11. Злотин, Б.Л. Месяц под звездамифантазии: школа развития творческого воображения / Б.Л.Злотин, А.В.Зусман. Кишинев, 1998.
  12. Корзун, А.В. Как помочь ребенку стать успешным в учении / А.В.Корзун / / Пачатковая школа. 2003, №6.
  13. Нестеренко, А.А. Страна загадок / А.А Нестеренко. Ростов-на-Дону, 1995.
  14. Г.Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. канд. дис. / Т.А.Сидорчук. М., 1998.
09.05.2017