Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой другой), ее структурированию и развивается такое качество личности как упорство по достижению поставленных целей. Поэтому педагогу очень важно вовремя и с профессионализмом отнестись к процессу формирования учебной мотивации у школьников.
Любая деятельность определяется мотивацией. Под мотивацией в психологии принято понимать совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся: мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые и обуславливают поведение человека.
Мотив – это относительно устойчивое проявление, составляющее личности, которое побуждает и направляет её деятельность, участвует в смыслообразовании. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.
Следовательно, общий уровень мотивации зависит:
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования учителя, обстановка в окружающем социуме оказывают значительное влияние на мотивацию учащегося в определенный временной промежуток. Ситуативные факторы изменчивы, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом.
Движущей силой человеческой деятельности, его поведения является потребность. Потребность — это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.
Стимул – это воздействие, обусловливающее динамику психологических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.
Рассмотрим классификацию мотивов, предложенную Павлом Максимовичем Якобсоном.
Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. п. По существу, при таком мотиве – это обучение без всякой охоты, без интереса и к получению образования и к посещению учебного заведения. Здесь мотивация осуществляется по принципу «из двух зол выбрать меньшее». Мотив посещения учебного заведения не связан с потребностью получения знаний или с целью повысить личностный престиж. Этот мотив позиционируется как необходимость. Он присущ некоторым учащимся и не может привести к успехам в учении. Реализация данного мотива требует прикладывания значительных усилий над собой, что при слабом развитии волевой сферы затруднительно для этих учеников.
Вторая разновидность мотивов учебной деятельности тоже связана с внеучебной ситуацией, имеющей положительное влияние на учебу. Воздействия со стороны общества формируют у учащегося чувство долга, которое обязывает его получить образование и стать полноценным гражданином, полезным для общества, для своей семьи и окружения. Такая установка на учение, если она устойчива и занимает существенное место в направленности личности учащегося, делает учение не просто нужным, но и привлекательным, дает силы для преодоления затруднений, для проявления терпения, усидчивости, настойчивости.
Третий вид мотивации связан с самим процессом учебной деятельности. Побуждают учиться, активизируют любознательность, стремление познавать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала; мотивация учения отражает устойчивые познавательные интересы. Специфика мотивации учебной деятельности зависит от личностных особенностей учащихся: от потребности в достижении успеха или, наоборот, от лени, пассивности, нежелания совершать усилия над собой, устойчивости к неудачам (фрустрации) и т. п.
В связи с этим в мотивационном формировании учащегося следует учитывать процесс обучения, зону ближайшего окружения, которая имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Для того, чтобы ученик начал заинтересованно изучать предмет, необходимо, чтобы он четко понимал задачи, которые перед ним ставят, а также не имел внутреннего «отторжения», т.е. должен внутренне принять необходимость выполнения конкретных поставленных задач, которые должны стать значимыми для него.
А.К. Маркова систематизирует психологические принципы, направленные на формирование мотивации учения у школьников в следующем виде:
А.К. Маркова делает существенный акцент на то, что формирование мотивации – это длительный процесс, связанный со становлением личности в целом, причем познавательные мотивы перестраиваются быстрее и легче, чем социальные. Познавательная активность включает «все виды активного отношения к учению как к познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания; все виды познавательных мотивов».
Формирование побуждений к учению является одной из важнейших проблем в начальной школе, поскольку именно в данном возрасте отмечается тенденция к снижению добросовестного отношения к учению. Исходя из этого крайне важно, чтобы младший школьник осознавал мотивы учения, так как именно это и закладывает основу его интеллектуальной и волевой активности, формирует его отношение и стремление к процессу познания.
Младший школьный возраст наиболее подходит для формирования умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность учебного процесса и определяет успешность учащихся.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели – все это важные составляющие мотивационного процесса. У учащихся, проявляющих интерес к той или иной теме, наблюдается стремление к проявлению самостоятельной исследовательской деятельности, что способствует развитию всевозможных когнитивных (познавательных) процессов, что в свою очередь оказывает положительное влияние на успеваемость по всем изучаемым предметам.
При построении педагогического процесса следует учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование мотивации к учебной деятельности у учащихся:
Все перечисленные факторы должны носить положительный окрас. Ученик не должен ощущать негативную психологическую атмосферу. Даже при необходимости критики следует изначально сконцентрировать внимание на позитивных аспектах выполняемой учеником деятельности. Положительное восприятие педагогом своих учеников и самого себя способствует развитию позитивной самооценки и внутренней учебной мотивации. Другими словами, если педагог способен создать в классе атмосферу взаимного уважения и доверия, то его деятельность будет успешной, так как будут отсутствовать факторы, провоцирующие тревожность и другие психологические барьеры, формирующие препятствия для получения новых знаний.
Преподаватель должен помнить, что неправильное или неинтересное занятие, а также негативная обстановка в коллективе способствуют потере интереса к учению и могут привести к проявлениям асоциального или девиантного поведения у учащегося (часто проявляется в пропусках занятий). Следует помнить, что стремление к учению проще всего начинать формировать с первых дней пребывания ученика в школе. Задача учителя построить весь учебный процесс так, чтобы получение или перенимание знаний и умений сопровождались формированием и укреплением мотивационной сферы учащихся.
Учителю при построении своей профессиональной деятельности следует помнить, что разные школьные возрасты способствую развитию отдельных сторон мотивационной сферы и определяются различными видами интересов.
В младшем школьном возрасте преобладает познавательный мотив, ученик хочет понять, что такое учиться (активно проявляет интерес к первым написанным буквам, к получаемым отметкам и т.д.) и освоить новую социальную позицию в качестве школьника (сидение за партой, ношение портфеля, посещение занятий и др.).
В среднем школьном возрасте преобладают социальные мотивы, активно выражено стремление занять определенное место в коллективе одноклассников, получить и освоить навыки взаимодействия и общения с другими людьми в учебном процессе.
Старшему школьному возрасту наиболее интересы познавательные мотивы самообразования, активно формируются мотивы, способствующие выбору будущей профессии, укрепляются социальные мотивы (включение в группу сверстников).
Чтобы правильно начать работу со школьником, который не хочет учиться, нужно точно выяснить причины его нежелания. Выяснить данные причины поможет школьный психолог.
Причины отсутствия интереса к учению могут быть следующими:
На основе вышеизложенного целесообразно предложить ряд рекомендаций по формированию мотивационной сферы для учителей и родителей.
Рекомендации учителю по формированию мотивационной сферы учащегося
Рекомендации для родителей по формированию и развитию учебной мотивации
Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность показателей учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Несформированность мотивов учения неизбежно приводит к ухудшению успеваемости и деградации личности. Поэтому одной из главных задач учителя является формирование и развитие мотивации учения. Педагогу необходимо знать, понимать и учитывать психоэмоциональные, а также психофизиологические возрастные особенности школьников для определения причин конкретного поведения ребенка, что поможет не только понимать, но и оказывать влияние на действия школьников и их мотивы. Формирование мотивации ориентирует на решение поставленных задач, максимально призывая к проявлению активности и самостоятельности, где желательные мотивы и цели складываются и развиваются с учётом уже имеющегося опыта и индивидуальных особенностей самого ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.