Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания
Оценка 5
249 р.
249 р.

Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания

Оценка 5
Практикум
экология
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 30.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания
Cвидетельство участника
249 р.
Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Человек должен научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Ведущая роль в этом процессе принадлежит экологическому воспитанию и образованию, целью которого является формирование такого интегративного качества личности как экологическая культура. Экологическая культура формируется в системе непрерывного экологического образования и воспитания, основными звеньями которой, являются: семья, дошкольное заведение, школа, внешкольные воспитательные учреждения, средства массовой информации. Формируя экологическую культуру личности, необходимо учитывать особенности каждого структурного компонента образовательного пространства, а также специфику их взаимосвязи и взаимодействия при управлении данным процессом. Экологическое образование и воспитание осуществляется не в рамках одного урока, лекции, темы и даже не учебного года, а осуществляется постоянно, причем на всех ступенях образования, лишь немного меняя свою специфику.

Экологическое образование — это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

Экологическое образование характеризуется:

  • историчностью – продолжает то, что инстинктивно закреплено и культурно продолжено;
  • адаптивностью – поддерживает адаптацию общества к природе;
  • непрерывностью;
  • общечеловеческим значением.

Экологическое воспитание формирует ответственное отношение обучающихся к человеку как природному существу, к природе как среде его обитания, к деятельности по ее охране.

В процессе экологического воспитания важно учитывать три основных компонента:

  • интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого порядка);
  • личностный (мотивация, отношения и оценки);
  • внутреннюю готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в деятельности по охране природной среды).

Целью экологического образования и воспитания является формирование ответственного отношения к природной среде на основе подлинных и глубоких знаний о ней.

Процесс экологического образования и воспитания проходит несколько этапов.

На I этапе происходит усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций (на уровне фактов, представлений, идей, законов), а также навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера.

На II этапе обучающиеся оперируют накопленными знаниями, умениями, навыками в учебных и игровых ситуациях: на семинарах, диспутах, конференциях, сюжетно-ролевых играх, экскурсиях.

На этом этапе осуществляется выдвижение экологических проблем, гипотез, накапливается опыт оценок экологических ситуаций и принятия решений; выполняются интеллектуальные, практические операции в реальной действительности.

III этап характеризуется применением экологических знаний, умений, навыков, развитием эмоционально-волевых качеств в реальных ситуациях по разработке природоохранительных проектов, в организационной работе, в процессе отдыха в природном окружении.

Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:

- способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании ребенка;

- является существенным компонентом гуманизации школьного образования, поскольку рассматривает деятельность человечества с позиций той пользы (в широком смысле), которую эта деятельность несет отдельному человеку;

- формирует общеучебное и общечеловеческое умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;

- расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

- позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.

В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.

В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования:

  • Однопредметная — вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности.
  • Многопредметная — осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.
  • Смешанная — вводится новый курс экологической направленности с одновременной экологизацией традиционных учебных предметов.

Большинство общеобразовательных учреждений отдают предпочтение смешанной модели, реализация которой требует разработки содержания учебного курса «Экология», экологизации традиционных учебных предметов, а также разработки серии практикумов по исследованиям окружающей среды.

Сегодня большинство ученых и педагогов-практиков определяют цель экологического образования и воспитания как формирование экологической культуры личности и общества. В научной литературе встречаются различные определения сущности данного качества, однако все чаще предпочтение отдается подходу, в рамках которого экологическая культура рассматривается как культура отношений человека к природе, другим людям и к самому себе.

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но и форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:

- стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

- способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека;

- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания;

- вовлекать обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения.

Воспитывая детей, педагоги должны уделять особое внимание следующим вопросам:

  • пониманию самоценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
  • усвоению азов экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания, и образования может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:

- дошкольное экологическое воспитание в семье и в сᴨециализированных воспитательных учреждениях;

- школьное экологическое образование и воспитание, внешкольные воспитательные учреждения;

- экологическое образование специалистов среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и ᴨедагогических училищах);

- экологическое образование в высшей школе, а также экологическая подготовка педагогических и научных кадров;

- неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых.

В системе непрерывного образования началом формирования экологической направленности личности дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды, закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека.

На данной ступени нужно решить, по крайней мере, три задачи:

1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.

2. Помочь детям понять, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно.

3. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

Экологическое образование и воспитание в школе

Центральным звеном экологического образования и воспитания является школа. Школьный курс естественнонаучных дисциплин, помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа — основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней. Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В начальных классах поощряется интерес к природе, сообщаются первичные сведения об экологических системах организмов, взаимовлиянии человека и природы, о естественных ресурсах, происходит закрепление и развитие знаний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется систематически и последовательно, обязательны также образные формы обучения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, изобразительное искусство, музыка, трудовая подготовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий материал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природными объектами.

В среднем школьном звене главная роль в экологическом образовании отводится предметам естественнонаучного цикла. Также должна осуществляться экологизация всех учебных дисциплин – привнесение в практику преподавания различных дисциплин элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов, в частности человека с окружающей средой методами конкретной дисциплины. Путем экологизации учебных предметов у учащихся можно сформировать обобщенные представления о сущности экологических проблем, привитие экологической культуры должно проводиться средствами всех предметов.

Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой.

Экологическое образование и воспитание в вузе

Соответствующее школьное образование и воспитание, их прогрессивность и современность зависят, в первую очередь, от постановки обучения будущего педагога в стенах педагогического вуза.

В целях совершенствования системы экологического образования в высших учебных заведениях целесообразно ввести на всех факультетах, независимо от их профессиональной ориентации, преподавание курса «Основы экологии» и наполнить экологическим и природоохранным содержанием планы и учебные программы по всем дисциплинам, разработать с учетом специализации студентов спецкурсы по экологии и охране природы.

Введение системы непрерывного экологического образования требует формирования практических навыков по оценке качества окружающей среды. Основной вклад в практическую экологическую деятельность обучающихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые являются важной частью содержания образования и широко внедряются в практику экологического образования школьников.

Экологические исследования позволяют учащимся обобщить полученные знания, применять сведения, приобретенные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения той или иной экологической проблемы.

В то же время в структурной модели образовательной среды выделяют три базовых компонента: физическое окружение (пространственно-предметный компонент), человеческие факторы (социальный) и программу обучения (организационно-технологический).

При организации и управлении процессом формирования (или развития) экологической культуры личности необходимо придерживаться следующих общепедагогических и специальных принципов:

  • единство принципов природосообразности, культуросообразности и принципа «самодеятельности» воспитания;
  • единство познания, переживания и действия (формирование экологической культуры заключается в органическом единстве усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и природной среды с развитием эмоционально-чувственной сферы личности, а также упражнение в практической деятельности в природно-социальной среде);
  • принцип плюрализма, многообразия и вариативности педагогического процесса (как его содержательной, так и процессуальной сторон);
  • междисциплинарный подход на основе интеграции фундаментальных естественнонаучных дисциплин с гуманитарными знаниями;
  • принцип системности, как при рассмотрении различных сторон окружающей действительности, так и в организации самого педагогического процесса;
  • взаимосвязь глобального, локального (краеведческого) и личностного уровней экологических проблем;
  • принцип прогностичности (ознакомление учащихся с вариантами перспективного развития окружающего (природно-социального) мира, в котором им предстоит жить, причем ознакомление не только с негативными сценариями развития).

Относительно содержания образования следует отметить, что современное образование больше представляет собой «культурно-трансляционную модель», в которой акцент делается на прошлое. Такое «отстающее» образование оказывается отторгнутым от будущего. В содержании учебных дисциплин достаточно места уделяется истории того или иного вопроса, немного современному состоянию проблемы и практически отсутствуют представления о будущем – перспективах, прогнозах, вариантах развития. На современном этапе необходимо сделать образование «опережающим», что требует не только содержательных, но и процессуальных изменений образовательного процесса. Что же касается непосредственно знаний об окружающей природно-социальной среде, то их целесообразно систематизировать и каждый цикл (этап) обучения строить следующим образом. Начать необходимо с рассмотрения непосредственного взаимодействия человека с окружающей его средой (жизненным пространством); затем прослеживать более протяженные цепочки изменений, вызванных деятельностью человека, и их влияние на его здоровье и хозяйственную деятельность; заключительный этап – рассмотрение локальных действий людей и возможных глобальных последствий этих действий. Важно, чтобы учащиеся прониклись пониманием социальной значимости экологических проблем, их теснейшей связи с глобальными политическими и социально-экономическими процессами.

На более высших ступенях системы образования можно «переворачивать» эту схему-цепочку и начинать рассмотрение глобальных проблем человечества с постепенным выведением их на личностный уровень, до того пройдя все остальные в соответствующей последовательности. Причем эта схема может «работать» при рассмотрении не только природно-биологических, но и общественных явлений окружающей действительности.

На всех ступенях системы образования необходимо целенаправленно осуществлять переход от информационно-пассивной к рефлексивно-деятельностной парадигме обучения: к продуктивным, интерактивным педагогическим технологиям. Характер и содержание взаимоотношений между субъектами образовательного пространства в процессе осуществления различных видов деятельности являются одним из ведущих факторов формирования экологической культуры личности воспитанника. Следует так организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы

  • основные функции педагога заключались в организации взаимодействия с учащимися, создании условий развития самостоятельности и субъектности в их деятельности;
  • учащийся находился в позиции субъекта деятельности, исследователя, самостоятельного приобретения знаний, создателя условий своего развития во взаимодействии с педагогами, одноклассниками и другими;
  • в процессе обучения доминировали проблемные, частично-поисковые и исследовательские методы;
  • главными приоритетами являлись деятельность, общение, диалог, творчество, право выбора, возможность самовыражения, самореализации и развития всех участников педагогического процесса; а так же рефлексия ими собственного опыта деятельности;
  • отношения между основными участниками педагогического процесса строились на сотрудничестве, взаимном уважении и доверии;
  • основной образовательный результат был представлен не только в виде материального продукта деятельности, но и в изменениях самого субъекта взаимодействия.

Для того, чтобы образовательное пространство стало средством формирования экологической культуры личности, необходимо сделать его личностно значимым для ребенка. Следует помнить о том, что и само специально организуемое педагогическое пространство должно поддаваться влиянию личности. В этом случае будет проявляться активная, деятельная позиция учащегося как субъекта своего жизненного пространства – той части окружающей (природной и социальной) действительности, которая находится в непосредственном взаимодействии с ним. Формирующаяся личность должна осознавать, что, действуя (проявляя внешнюю активность), она тем самым преобразовывает окружающую среду, которая в свою очередь так же влияет на нее. Именно это и составляет основу динамического взаимодействия человека и среды его обитания, основу формирования экологической культуры личности.

Список литературы:

  1. Анисимова, Т.В. Становление экологической культуры будущего учителя в учебно-воспитательном процессе в вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01./ Т.В. Анисимова. – М., 2002. – 143 л
  2. Залесская, Ю.И. Управление процессом формирования экологической культуры личности / Ю.И. Залесская // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – №4. – С. 12 - 16.
  3. Урсул, А. Концепция опережающего образования / А. Урсул // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2006. – № 7. – С. 28-33.
  4. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании. – 2005. – №2. – С. 66-72.
  5. Экологическое образование школьников. / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравчиной. – М., 1983.
  6. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В.А. Ясвин // Психологический журнал. – 2000. – ТОМ 21. – № 4. – С. 79-88.
14.09.2017