Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников) педагогические работники обязаны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
В системе этих требований формируется заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке педагога.
Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и самосовершенствованию.
Современный педагог – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально-личностный подход;
- умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов;
Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии педагогической направленности.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают следующие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности, можно через систему самообразования педагогов.
Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т е. его профессиональной компетентности.
Педагогический словарь дает следующее определение понятию «педагогическое самообразование»: «Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности».
Другими словами, самообразование — это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки.
Доктор философских наук, профессор А.Г. Мысливченко считал, что «самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью».
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.
Целью самообразования является совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.
К задачам самообразования можно отнести:
- формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;
- повышение научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания основных предметов.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интеграция, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога заключается в:
- повышении качества преподавания предмета;
- готовности к педагогическому творчеству;
- профессиональном и карьерном росте;
- создании имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
- соответствии педагога требованиям общества и государства.
Формы самообразования педагога
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая (коллективная).
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать:
1. Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме.
2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы.
3. Участие в педагогических советах, научно-методических объединениях.
4. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
6. Изучение современных информационно-компьютерных технологий.
7. Участие в педагогических конкурсах.
8. Размещение своих разработок на сайтах в Интернете или создание своего сайта.
Групповая форма реализуется в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений.
Также самообразование педагога может осуществляться через следующие формы:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
4. Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, обогатить свой методический багаж. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Технология организации самообразования педагогов
Прежде чем приступить к организации работы по самообразованию, необходимо определить готовность педагога к этому виду деятельности, в этом помогут компоненты готовности педагога к самообразованию:
- когнитивный, который включает в себя базовую культуру личности, профессиональные знания, умение их применять;
- мотивационный компонент, т.е. осознание личной и общественной значимости непрерывного образования;
- организационный, к которым относится умение выбрать источники познания и формы самообразования;
- нравственно-волевой компонент, включающий любознательность, критичность, трудоспособность.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий, во время которого педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап– практический, в течение которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.
4 этап – внедрение, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением; созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег, провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Как же осуществляется выбор темы?
Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности, с целью совершенствования своего профессионального уровня и решения обозначенных проблем.
Тема самообразования учителя может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения. Если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности образовательного учреждения.
Как правильно формулировать тему самообразования?
Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три части:
1 часть – содержит проблему,
2 часть – связующее звено,
3 часть – это то, что будет решать проблема.
Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода».
Темы не должны быть:
- слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
- незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
- слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».
Формулировка цели и задач самообразования
После выбора темы самообразования необходимо сформулировать цели и задачи. Целями самообразования могут быть:
1. Повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры.
2. Изучение и внедрение новых педагогических технологий.
3. Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
4. Совершенствование знаний в области педагогической психологии.
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Составление плана самообразования
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой
1. Выбор темы (проблемы) методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по теме;
2. Детальное ознакомление с темой (проблемой) посредством литературных источников:
- составление картотеки источников;
- выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Направления самообразования педагогов
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать, быть компетентным и профессиональным. Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием, разнообразны:
1.Профессиональное направление — предмет преподавания.
2.Психолого-педагогическое направление — ориентация на учеников, коллег и родителей.
3.Психологическое направление — имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества.
4.Методическое направление — педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
5.Правовое направление – нормативно-правовая база.
6.Эстетическое направление.
7.Историческое направление.
8.Охрана здоровья.
9.Интересы и хобби.
План самообразования педагогов
(молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги):
1. Тема самообразования.
2. Цель и задачи личностно-профессионального самообразования.
3. Разделы плана:
а) задачи деятельности по каждому направлению;
б) содержание деятельности;
в) сроки реализации запланированного;
г) форма представления результатов работы;
д) итоги работы по каждому из направлений (где, кем, когда заслушиваются);
е) пути дальнейшей работы по направлениям.
4. Направления деятельности:
а) изучение литературы по теме самообразования;
б) ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме;
в) проектирование педагогом деятельности по избранной теме самообразования;
г) разработка программно-методического, учебно-дидактического обеспечения образовательного процесса с учётом избранной темы;
д) формирование авторской дидактической системы;
е) проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий;
ж) самоанализ проведённой работы и её результатов.
Приведем вариант плана для творчески работающих педагогов.
1. Тема самообразования.
2. Цели и задачи самообразования.
3. Содержание работы.
4. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка программы исследования, открытое учебное занятие, семинар, защита проекта, научно-практическая конференция, презентация и др.)
5. Методы работы (моделирование, анализ документов, изучение продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.)
На основе самопознания, развития профессионально-педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.