Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Оценка 4.6
249 р.
249 р.

Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Оценка 4.6
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 27.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Cвидетельство участника
249 р.
Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников) педагогические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

В системе этих требований формируется заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке педагога.

Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и самосовершенствованию.

Современный педагог – это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально-личностный подход;

- умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов;

Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии педагогической направленности.

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают следующие профессиональные компетенции:

- методическая компетентность;

- исследовательская компетентность;

- управленческая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- образовательная компетентность.

Организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности, можно через систему самообразования педагогов.

Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т е. его профессиональной компетентности.

Педагогический словарь дает следующее определение понятию «педагогическое самообразование»: «Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности».

Другими словами, самообразование — это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки.

Доктор философских наук, профессор А.Г. Мысливченко считал, что «самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью».

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.

Целью самообразования является совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.

К задачам самообразования можно отнести:

- формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

- изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;

- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;

- повышение научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания основных предметов.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интеграция, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность.

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога заключается в:

- повышении качества преподавания предмета;

- готовности к педагогическому творчеству;

- профессиональном и карьерном росте;

- создании имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;

- соответствии педагога требованиям общества и государства.

Формы самообразования педагога

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая (коллективная).

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.

Индивидуальная работа по самообразованию может включать:

1. Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме.

2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы.

3. Участие в педагогических советах, научно-методических объединениях.

4. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

6. Изучение современных информационно-компьютерных технологий.

7. Участие в педагогических конкурсах.

8. Размещение своих разработок на сайтах в Интернете или создание своего сайта.

Групповая форма реализуется в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений.

Также самообразование педагога может осуществляться через следующие формы:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, обогатить свой методический багаж. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Технология организации самообразования педагогов

Прежде чем приступить к организации работы по самообразованию, необходимо определить готовность педагога к этому виду деятельности, в этом помогут компоненты готовности педагога к самообразованию:

- когнитивный, который включает в себя базовую культуру личности, профессиональные знания, умение их применять;

- мотивационный компонент, т.е. осознание личной и общественной значимости непрерывного образования;

- организационный, к которым относится умение выбрать источники познания и формы самообразования;

- нравственно-волевой компонент, включающий любознательность, критичность, трудоспособность.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий, во время которого педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап– практический, в течение которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.

4 этап – внедрение, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением; созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег, провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Как же осуществляется выбор темы?

Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности, с целью совершенствования своего профессионального уровня и решения обозначенных проблем.

Тема самообразования учителя может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения. Если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности образовательного учреждения.

Как правильно формулировать тему самообразования?

Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три части:

1 часть – содержит проблему,

2 часть – связующее звено,

3 часть – это то, что будет решать проблема.

Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода».

Темы не должны быть:

- слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);

- незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);

- слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».

Формулировка цели и задач самообразования

После выбора темы самообразования необходимо сформулировать цели и задачи. Целями самообразования могут быть:
1. Повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры.
2. Изучение и внедрение новых педагогических технологий.
3. Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
4. Совершенствование знаний в области педагогической психологии.

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Составление плана самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы;
  • цели;
  • задачи;
  • предполагаемый результат;
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.

Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой

1. Выбор темы (проблемы) методической работы:

- ознакомление с литературой;

- ознакомление с нормативно-правовыми документами;

- изучение прогрессивного педагогического опыта по теме;

2. Детальное ознакомление с темой (проблемой) посредством литературных источников:

- составление картотеки источников;

- выписки из литературных источников.

3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана методической работы:

- обоснование выбора темы;

- актуальность и новизна;

- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

- формулирование цели и задач работы;

- разработка календарного плана индивидуальной работы.

4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.

Направления самообразования педагогов

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать, быть компетентным и профессиональным. Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием, разнообразны:

1.Профессиональное направление — предмет преподавания.

2.Психолого-педагогическое направление — ориентация на учеников, коллег и родителей.

3.Психологическое направление — имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества.

4.Методическое направление — педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

5.Правовое направление – нормативно-правовая база.

6.Эстетическое направление.

7.Историческое направление.

8.Охрана здоровья.

9.Интересы и хобби.

План самообразования педагогов

(молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги):

1. Тема самообразования.

2. Цель и задачи личностно-профессионального самообразования.

3. Разделы плана:

а) задачи деятельности по каждому направлению;

б) содержание деятельности;

в) сроки реализации запланированного;

г) форма представления результатов работы;

д) итоги работы по каждому из направлений (где, кем, когда заслушиваются);

е) пути дальнейшей работы по направлениям.

4. Направления деятельности:

а) изучение литературы по теме самообразования;

б) ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме;

в) проектирование педагогом деятельности по избранной теме самообразования;

г) разработка программно-методического, учебно-дидактического обеспечения образовательного процесса с учётом избранной темы;

д) формирование авторской дидактической системы;

е) проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий;

ж) самоанализ проведённой работы и её результатов.

Приведем вариант плана для творчески работающих педагогов.

1. Тема самообразования.

2. Цели и задачи самообразования.

3. Содержание работы.

4. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка программы исследования, открытое учебное занятие, семинар, защита проекта, научно-практическая конференция, презентация и др.)

5. Методы работы (моделирование, анализ документов, изучение продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.)

На основе самопознания, развития профессионально-педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования.

Список литературы:

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. 2000.
  3. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
  5. Опарин К.И. «Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога». М. 2001г.
  6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
19.09.2017