Инновационные образовательные парадигмы: метапредметный подход в обучении
Оценка 4.9
249 р.
249 р.

Инновационные образовательные парадигмы: метапредметный подход в обучении

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 30.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Инновационные образовательные парадигмы: метапредметный подход в обучении
Cвидетельство участника
249 р.
Инновационные образовательные парадигмы: метапредметный подход в обучении

В научной и методической литературе в области образования, в профессиональном словаре современного педагога стали широко использоваться понятия с приставкой «мета»: метапредмет, метапредметное обучение, метапредметный подход, метадеятельность, метаумения, метапредметность и др. В образовательных стандартах также сделан акцент на том, что результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и в метапредметном. Введение метапредметного подхода в образовании – это своего рода попытка постепенно развернуть современное образование навстречу новым потребностям и новым реалиям XXI века.

Все эти понятия объединяет иноязычная приставка «мета», синонимичная русским «за», «над» и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».

Поэтому:

метазнания – это знания о знаниях, способах их получения;

метаспособы – универсальные способы решения познавательных задач;

метаумения (метанавыки) - общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки, к которым относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Универсальность метанавыков состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию, что является требованием образовательных стандартов второго поколения.

Метанавыки являются основным инструментом генеративного, т.е. обращенного в будущее, обучения. Они позволяют индивидуумам управлять своими базовыми навыками в условиях непредвиденных обстоятельств. Метанавыки позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать имеющиеся у них знания к новым обстоятельствам, целям и задачам. В перспективе первостепенную роль все больше будут играть не знания школьника или сотрудника, а его способность к обучению.

Новизна ситуации состоит в том, что метанавыки развиваются только лишь при использовании интенсивных технологий обучения; способствовать формированию метанавыков должны все учителя, преподающие самые разные дисциплины. Используя на разных уроках упражнения, игры и задания в командном режиме, каждый преподаватель вносит свой вклад в развитие межкомпетентностей выпускника школы и его готовности к практической работе в новых условиях. Хорошо известно, что при интерактивном взаимодействии даже самые застенчивые и робкие обучаемые, избегающие любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками игр и упражнений и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой.

Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. В качестве метапредметов им были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов - метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы.

Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как «Развивающее обучение» Эльконина-Давыдова; «Мыследеятельностная педагогика»; «Коммуникативная дидактика» и т.д.

Необходимым компонентом метапредметного содержания образовательных стандартов являются метапредметные (общеучебные) умения, навыки и способы деятельности, которые должны стать деятельностным осуществлением исследуемых объектов и знаний, компонентами общего механизма взаимодействия учащегося с общественным опытом человечества. Результаты научных и практико-ориентированных исследований российских ученых (В.В. Краевский, М.Л. Прокопенко, А.В. Хуторской) позволили сгруппировать метапредметные умения, навыки и способы деятельности в виде блоков личностных качеств, подлежащих диагностике, оценке и развитию:

  • когнитивные (познавательные) качества – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, чувствовать окружающий мир, обозначать своё видение проблемы;
  • креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, чуткость к противоречиям, гибкость ума; раскованность чувств, мыслей, движений; критичность; прогностичность; наличие своего мнения;
  • оргдеятельностные (методологические) качества – способность осознавать цели учебной деятельности, умение их разъяснять; поставить цель и создать условия для её достижения; способность к законотворчеству; способность к рефлексивному мышлению, самоанализу и самооценке;
  • коммуникативные качества – взаимодействие с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение находить, преобразовывать и передавать информацию; реализовывать различные социальные роли в коллективе и группе, пользоваться современными телекоммуникационными технологиями (Интернет-ресурсами);
  • мировоззренческие качества – эмоционально-ценностные установки учащегося, его умение к самодвижению и самопознанию, способность обозначать своё место и роль в окружающем мире, в государстве, в семье, в коллективе и природе; обозначать свои общечеловеческие и национальные устремления, толерантные и патриотические качества личности.

Перечень этих качеств в соответствии с идеологией человекосообразности основывается на целостном представлении об учащемся как человеке с физической, эмоциональной и интеллектуальной составляющей, а также с ценностной, духовно-нравственной основой жизнедеятельности. Именно эти качества составляют педагогическое основание для проектирования в стандартах метапредметных и предметных образовательных результатов.

Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов в образовательном процессе является использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, основоположником которого в российской педагогике является Василий Васильевич Давыдов. К таким технологиям относятся:

  • Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая способствует формированию у школьников критического мышления через интерактивное включение в учебный процесс, формирует культуру работы с информацией.
  • Проектный метод обучения, направленный на активизацию самостоятельной поисковой деятельности учеников: проектирование, стимулирование познавательного интереса, развитие исследовательских умений и навыков.
  • Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая помогает воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, развивает творческое воображение с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
  • Исследовательские методы обучения, которые характеризуются целенаправленным формированием всех компонентов исследовательской культуры школьника:

- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навыков.

5. Технология «Дебаты», содействующая развитию коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

6. Система инновационной оценки «Портфолио», которая нацелена на развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

7. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), которая формирует умения работать сообща на единый результат, воспитывает толерантность, уважительное отношение к другому человеку, точке зрения, позиции.

В меняющейся образовательной среде урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса, и смысл урока как дидактической категории меняется в связи с изменяющимися целями и условиями обучения. Урок понимается как «организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время». В этом определении С.С. Татарченковой следует обратить внимание на то, что учебным материалом учащийся овладевает самостоятельно в процессе деятельности, а задача учителя – организовать эту деятельность. Таким образом, цели, содержательная наполненность, требования к результатам учебной деятельности существенно изменились в свете нового стандарта.

Основными методическими принципами современного урока являются:

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
  • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
  • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
  • формирование у ученика на каждом этапе урока понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;
  • формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
  • ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
  • обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Современный урок, сохранив свою структуру, существенно изменил содержательную и организационную наполненность привычных этапов.

На традиционном уроке тему, цели и задачи урока сообщает учитель, на современном уроке их формируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания по схеме «вспомнить → узнать → научиться» (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).

На этапе планирования деятельности учащихся на традиционном уроке учитель сообщает, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели, на метапредметном занятии учащиеся сами планируют способы достижения цели. На этапе практической деятельности на обычном уроке учащиеся под руководством учителя выполняют различные задания (применяется фронтальный метод организации деятельности), на метапредметном действуют по намеченному ими плану, учитель лишь консультирует. Также меняются приоритеты и на этапах осуществления контроля, коррекции и оценивания. На традиционном уроке эти функции осуществляются учителем, на метапредметном – учащимися. Обучающиеся сами осуществляют контроль, применяя формы взаимного контроля, самоконтроля; формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя); дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Объявляя домашнее задание, учитель на таком уроке не объявляет и комментирует задание одно для всех, а предлагает обучающимся выбрать задания из предложенных с учетом индивидуальных возможностей.

Этапы урока

Традиционный

Современный

1. Объявление темы урока

тему сообщает учитель

тему формируют учащиеся

2. Сообщение цели и задач урока

сообщает учитель

формируют учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

3. Планирования деятельности учащихся

сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели

учащиеся сами планируют способы достижения цели

4. Практическая деятельность учащихся

под руководством учителя выполняют различные задания;

применяется фронтальный метод организации деятельности

учащиеся сами действуют по намеченному ими плану;

учитель консультирует

5. Осуществление контроля

контроль осуществляет учитель

обучающиеся сами осуществляют контроль;

применяются формы взаимного контроля, самоконтроля;

учитель консультирует

6. Осуществление коррекции

учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

учащиеся формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя)

7. Оценивание обучающихся

учитель оценивает работу учащихся на уроке

учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей);

учитель консультирует

8. Итог урока

учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

проводится рефлексия

9. Домашнее задание

учитель объявляет и комментирует задание одно для всех

учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом

индивидуальных возможностей

(Таблица составлена по материалам статьи Ю.А. Михеевой)

Таким образом, метапредметный урок, помимо предметных, решает более широко направленные задачи:

Как можно в практической деятельности отличить метапредметный урок от урока, который решает только предметные задачи?

Признаки метапредметного урока

  • обязательным элементом урока является целеполагание;
  • присутствие исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации;
  • создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач;
  • активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика;
  • на уроке происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;
  • рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
  • способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.

На каждом этапе урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные (метапредметные) действия.

1. Мотивация к учебной деятельности. Мотивировать ребенка к учебной деятельности — значит:

- актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»);

- создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»);

- дать ученику уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»).

Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные метаумения, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивные метаумения), а также планирование сотрудничества с педагогом и одноклассниками (коммуникативные метаумения).

2. Создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки учащихся к открытию нового знания. Дети выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой. Задание должно быть интересно ученику, увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает только тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами. На этом этапе формируются познавательные логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные метанавыки формируются, когда учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации учащимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные метаумения.

3. Выявление причины затруднения. Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, учащиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения пробного задания и задач такого типа вообще. На этом этапе формируются следующие познавательные метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные метаумения связаны с выражением своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументацией своего мнения и позиции в коммуникации, учетом разных мнений, координированием разных позиций, разрешением конфликтов.

4. Поиски способов разрешения возникшего затруднения. На этом этапе учащиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники (ресурсы) и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем дети самостоятельно осуществляют исследование. Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование. Наряду с уже перечисленными познавательными и регулятивными метадействиями, формируются такие, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных метанавыков, связанных с умением работать в группе.

5. Реализация плана разрешения возникшего затруднения. Учащиеся предлагают различные варианты способов действия, которые обсуждаются всеми членами группы, и затем выбирается самый эффективный. Это решение фиксируется во внешней речи и/или в виде схемы (знаково). Этот способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате затруднение должно быть преодолено, что также фиксируется. Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу. Для того чтобы успешно реализовать план, необходимо выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства. Разумеется, по-прежнему актуальны логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, установление причинно-следственных связей. Учащийся строит логически непротиворечивую цепь рассуждений, учится выражать свои мысли полно и точно. Среди коммуникативных метаумений на этом этапе первостепенное значение приобретают следующие: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов.

6. Проверка эффективности найденного способа деятельности. Учащиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах или фронтально. Помимо вышеперечисленных метаумений, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.

7. Самостоятельная работа и самопроверка. На этом этапе учащиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные метаумения: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

8. Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Это значит, что учащиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания.

Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

Список литературы:

  1. Зильберман М. Активный тренинг: Универсальный подход к обучению/ Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз: Изд-тво Юрайт, 2010, С.21.- 412 с.
  2. Панфилова А.П.. Обучение «действием» - поддержание высокой рыночной стоимости менеджеров бизнес-компании. В сб. Менеджмент XXI века: образование и бизнес. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. С.62-66.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Уч. Пособие для студ. – 3-ье изд. – М.: Ид-кий центр Акадкмия, 2012. С. 14-20.; С. 108-113.- 192 с.
  4. Панфилова А.П. Компетентностный подход в развитии навыков коммуникации. Человек и образование. – 2011. - №4.-С. 29-34;
  5. Обратная связь в интенсивных технологиях для улучшения качества подготовки специалистов. В кн.: Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы. – Пенза: Приволжский Дом Знаний,2011. С. 45-47; Игровое моделирование в деятельности педагога: уч. пособие / 3-ье изд. – М.: Изд-тво: Академия, 2008. - 368 с.

https://multiurok.ru/blog/mietapriedmietnyi-podkhod-v-obrazovanii.html

http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/3860-2013-11-08-11-05-49

19.09.2017