Школьная неуспеваемость: как её преодолеть?
Оценка 4.9
89 р.
89 р.

Школьная неуспеваемость: как её преодолеть?

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 27.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Школьная неуспеваемость: как её преодолеть?
Cвидетельство участника
89 р.
Школьная неуспеваемость: как её преодолеть?

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и педагогов, и детей, и родителей. Нет ни одного ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые двойки, у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям в поведении.

Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Для ее решения используется самый передовой опыт педагогов и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.

Под неуспеваемостью понимают итоговую неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год).

Многие российские педагоги различают два вида неуспеваемости:

1. Абсолютная неуспеваемость.Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полное неосвоение учебного материала.

2. Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка для тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, необходимо знать причины, порождающие ее. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести, в первую очередь, социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. Также к числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузку учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.), отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. На данную проблему редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

К проявлениям неуспеваемости можно отнести:

  • низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться);
  • неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости, отсутствие стремления быть успешным в учебной деятельности (вполне устраивают удовлетворительные отметки);
  • интеллектуальную пассивность как результат неправильного воспитания. К интеллектуально пассивным учащимся относятся те, которые не имели ни достаточных условий для умственного развития, ни практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательность в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе;
  • использование различных обходных путей вместо активного размышления: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют активнее и сообразительнее, чем в учении;
  • неправильные навыки учебной работы, связанные с тем, что со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения. Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе;
  • нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание;
  • небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей;
  • невыполненные или частично выполненные домашние задания;
  • неаккуратное обращение с учебными пособиями;
  • знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

Разделение детей с проблемами школьной успеваемости на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности:

  • Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
  • Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

  • неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника;
  • учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника;
  • неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Для всех школьников первого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Неуспевающие школьники второго типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. При отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализацией этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направлен­ности.

Для третьего типа неуспевающих школьников, как и для первого, характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы, как физическая культура, трудовое обучение.

Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает педагогическую профилактику, педагогическую диагностику, педагогическую терапию и воспитательное воздействие.

  • Педагогическая профилактика представляет собой поиск оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизацию педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации образовательного процесса.
  • Педагогическая диагностика заключается в систематическом контроле и оценке результатов обучения, своевременном выявлении пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, с последующим анализом результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
  • Педагогическая терапия – это меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, в западных странах – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диаг­ностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий для учащихся обязательно.
  • Воспитательное воздействие основывается на следующем основании: поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна проводится индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения. На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). При разработке путей совершенствования образовательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учета и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психо­логических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае пе­дагогическая деятельность направлена на формирование у учащихся ценности знаний.

Педагогу следует обращать внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы более подробно, чем для других учеников.

Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.

Какую бы педагогическую задачу педагоги ни решали, в общении с обучающимся, прежде всего, необходимо хорошо понять ребенка, вникнуть в его душу, в суть его переживаний.

Каждый ребенок, переступая порог школы, хочет учиться, узнавать новое, стать хорошим учеником. Если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит, хуже, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге неуспевающие дети зачастую ищут круг людей, для которых они будут значимы. Так они оказываются в дворовых компаниях, в уличных тусовках, тем самым пополняя ряды «неблагополучных», «трудных» детей.

Но именно требование учиться хорошо, даже когда ребенок по своим способностям не может соответствовать этому требованию взрослых, приводит к возникновению у него проблем. Главным показателем успешности учения в школе являются отметки, получаемые школьником на уроках. Именно на получение хорошей отметки (любой ценой) ориентируют ребенка родители. А ведь именно родители могут помочь ребенку в преодолении школьных трудностей.

Рекомендации родителям

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, прежде всего, старайтесь не показать своего личного огорчения и недовольства. Помните: главная задача родителей – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

2. Необходимо осознавать, что для преодоления школьных трудностей родителям предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами), настройтесь и приготовьтесь к этому

3. Главная помощь – поддержать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если родители заняты своими делами и выкраивают минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения конфликтов и новых проблем.

4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам, если будет уверен в вашей поддержке.

5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

6. Не считайте зазорным попросить учителя вызывать ребенка только тогда, когда он сам тянет руку, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с педагогом, ведь ученику нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

7. Необходимо работать с ребенком только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните.

8. Очень важным при оказании помощи ребенку оказывается вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Поэтому вознаграждение обязательно! В качестве поощрения можно использовать поход в театр, в музей, в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка, приглашение друзей.

9. Для детей с трудностями в обучении необходим полноценный отдых. Имеет большое значение (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и в особенности во время каникул.

10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, психологов, педагогов).

Список литературы:

  1. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М., 1977.
  2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания и обучения. - М., 2002.
  3. Паршутин И.А. Методы стимулирования учебной деятельности.Феникс, 2008.
  4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов. Феникс, 2006.
  5. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.
  6. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
01.10.2017