Современный мир, характеризующийся высокой скоростью смены разнообразной, несистематизированной информации, формирует соответствующее ему мышление, позволяющее индивиду успешно жить и развиваться в нём. Такое мышление называют клиповым.
Слово «clip» в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты или журнала. Клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких связанных между собой образов. Поэтому под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Такое мышление характеризуется поверхностностью, образностью, интуитивностью. В экстремальных ситуациях, требующих высокой скорости обработки большого массива разрозненной информации и оперативного принятия решений, клиповое мышление обеспечивает эффективное поведение с точки зрения адаптации и выживания.
Психологи связывают формирование клипового мышления с развитием информационного пространства, которое сопровождается увеличением информационной активности, постоянным информационным взаимодействием. Быстрыми темпами идет информатизация образования, что включает, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. Информатизация школы вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах деятельности и невозможностью формирования и обработки информации без помощи компьютерных технологий и средств связи.
Л.С. Выготский писал, что «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания». Мышление современного школьника включает в себя мотивационный компонент, который способствует формированию клипового мышления. Были выявлены следующие виды мотивации школьников:
1. Образовательный мотив связан с поиском конкретной информации, подготовкой учащимися докладов, лекций, сообщений, и презентаций.
2. Познавательный мотив основывается на получении новых знаний. Чаще всего школьники ищут информацию не в учебнике, а в какой-либо поисковой системе, используя Интернет.
3. Мотив общения характеризуется поиском новых знакомств с близкими интересами, обретением нового круга друзей и единомышленников. Чаще всего школьники общаются в социальных сетях.
4. В основе мотива самоутверждения лежат глубинные психологические явления: самооценка личности и уровень притязаний. Ученики доказывают себе и другим собственную состоятельность и ценность.
5. Мотив самореализации и развития личности лежит в основе того, что учащиеся выкладывают свои творческие работы и получают за это оценки.
6. Мотивы личного общения приобретают анонимность, которая позволяет современному школьнику проявлять большую свободу высказываний и поступков, проявить нетипичное поведение.
Представление о клиповом мышлении должно быть тесно связано как с мотивацией, так и с физиологией мыслительных познавательных процессов школьников.
В свое время выдающиеся физиологи П.К. Анохин, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и другие ученые разработали принципы функционирования центральной нервной системы человека. Эти принципы являются фундаментальными в познавательных процессах и отражают последовательность поступления информации: внимание - восприятие - мышление - память - воображение - воспроизведение.
«Мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий».
Рассмотрим основные формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение.
Понятие - есть отражение существенных признаков и свойства предметов и явлений. При этом уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной деятельности и процесса мышления.
Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
Рассуждение – это последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу.
Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики.
Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых можно выделить следующие: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация и классификация. Другими важными мыслительными операциями, обязательными для понятийного мышления, являются: причина и следствие, цели и средства, тезис - обоснование - вывод. Чем более развито у школьника понятийное мышление, тем в большей степени он является успешным человеком, тем успешнее он справится с жизненными задачами. У современного школьника происходит переход от понятийного мышления к клиповому мышлению, так как на ребенка действует большой поток информации, а он не может не реагировать на воздействие этой информации; ему интереснее просмотреть 10 изображений с текстом в одно предложение интереснее, чем прочитать 10 полных текстов.
Специалисты считают, что клиповое мышление имеет и плюсы, и минусы. Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.
Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются ненадолго. Так как учащийся акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к тезисному изложению.
Еще одним важным минусом клипового мышления становится снижение у школьников чувствительности к чужим проблемам и переживаниям. Постоянно воспринимаемые короткометражные истории с интернет-порталов, телевизоров и других источников, несущие часто негативную информацию постепенно формируют жестокость, черствость, равнодушие к чужому горю, к чужим проблемам и школьник, с неокрепшей еще психикой, теряет сочувствие. Клиповое мышление характеризуется кратковременной реакцией без каких-либо действий.
Задачей педагогов является не борьба с клиповым мышлением учеников, а умение приспособить его к изменившимся условиям и использовать для учебного процесса. Параллельно с изменением условий обучения должен меняться и его стиль — от традиционного, монологического, авторитарного — к обучению в деятельности, адекватной особенностям мышления современных школьников.
Какие же особенности клипового мышления необходимо учитывать педагогам при моделировании уроков? Носители клипового мышления не воспринимают однородную (по содержанию) и одностильную (по способу предъявления) информацию. Они требуют краткости, образности, фрагментарности информации, частой смены её источников и видов деятельности.
На первый план следует выдвигать развивающую функцию обучения, в большей степени обеспечивающую становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, а самое главное его мыслительных процессов.
Не следует отрицать эффективности клипового мышления для выживания и социальной адаптации, но при этом учащиеся должны уметь систематизировать информацию, анализировать её, использовать для принятия обоснованных решений с опорой на имеющиеся знания как самостоятельно, так и в социальной группе. Таким образом, особенности клипового мышления определяют векторы обучения (чему учить):
- развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними);
- развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации).
Важным аспектом любого учебного занятия является отбор информации. Максимально эффективно усваивается информация, которая:
- находится в зоне актуальности (то есть согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);
- подаётся в контексте происходящего в окружающем ребёнка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;
- затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);
- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся);
- является базовой для принятия решения (то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации);
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.
Главным вопросом для педагога является вопрос «как учить?». В целом ответ очевиден — учить следует с опорой на особенности господствующего у школьников клипового мышления. Рассмотрим основные особенности приёмов организации образовательной деятельности обучающихся, направленные на развитие понятийного мышления, в зависимости от характерных черт клипового мышления.
Еще в XX веке Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов предложили педагогам развивающее обучение. Организация учебного процесса в данном случае осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство педагога заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении материала, и в этих условиях организовать деятельность школьников по самостоятельному добыванию знаний. На современном этапе необходимо совместить основу развивающего обучения и клиповое мышление школьников так, чтобы клиповость не была преобладающей в образовательном процессе. Этому будет способствовать технология дифференцированного обучения, которая предоставляет шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности школьника по решению учебных проблем. В ходе урока ученик должен не только увидеть проблему, но и определить пути её решения пошагово, в удобном для него темпе и опираясь на материал, который преподносится образно, ярко, интересно. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают повышение эффективности учебного процесса, а также участие в исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях. Совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств, являются мультимедиа. Технология критического мышления содержит оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, умения критически ее оценить, осмыслить, применить. Кейс-технология - интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Успешно применяется для профилактики развития клипового мышления технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства, помогающий школьнику уйти от клипового мышления и раскрыть свой творческий потенциал.
Глубоко и последовательно мыслить учат также такие активные методы обучения, как: дискуссия; мозговой штурм; дебаты; форум; круглый стол. Но учитывая особенности феномена «клиповое» мышление, необходимо как в вышеперечисленных активных методах обучения, так и в традиционных методах видоизменить формат изложения, по-новому структурировать информацию. Приоритетными становятся яркие, четкие, наглядные, образные, запоминающиеся формулировки.
Одним из самых универсальных и простых приемов повышения эффективности умственной деятельности с применением образов - это интеллектуальные карты. Метод интеллектуальных карт в своей книге «Работай головой» популярно описал известный психолог Тони Бьюзен, который занимаясь с неуспевающими школьниками, смог превратить процесс обучения в увлекательное и очень эффективное занятие. Интеллектуальные карты могут использоваться для: запоминания; упорядочивания и систематизации информации; планирования деятельности; подготовки к выступлениям; поиска решений в сложной ситуации; рассмотрения различных вариантов решения задач.
Правила построения интеллектуальных карт:
Особенности построения интеллектуальных карт:
- используйте рисунки;
- зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций;
- информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке;
- используйте разные цвета;
- карта как результат мышления является уникальной и неповторимой, не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас;
- ключевых слов должно быть немного, они не должны складываться в законченное предложение;
- используйте не более 5-7 ответвлений от каждого объекта, такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
Деятельность педагога должна строиться с использованием выше названных технологий, форм, методов и приемов, направленных на развитие понятийного мышления, в зависимости от характерных черт клипового мышления. Рассмотрим основные формы, методы и приемы которые разработал кандидат педагогических наук Ривкин Евгений Юрьевич.
Принимая во внимание такую характерную особенность клипового мышления школьников как фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации педагог должен использовать разнообразные приемы организации образовательной деятельности обучающихся, часто сменяя виды деятельности и источники информации.
Предлагаемые приемы:
Следующей характерной чертой клипового мышления Ривкин Е.Ю. выделил образность и предложил использовать эту особенность для создания образов понятий, изучаемых объектов, процессов и явлений.
Приемы:
Еще одной характерной чертой клипового мышления является многоканальность восприятия окружающего мира, готовность к обработке разнообразной информации. В связи с чем в образовательном процессе необходима частая смена источников информации.
Рекомендуемые приемы:
Важно использовать и такую черту клипового мышления как эмоциональность.
К приемам обучения с опорой на эмоции можно отнести:
Мотивация на практическую значимость изучаемого содержания, осваиваемого способа деятельности использует еще одну особенность клипового мышления – рациональность.
В этом случае можно использовать приемы:
Потребность в новизне также отмечается как характерная черта клипового мышления, что предполагает создание нового для обучающегося образовательного продукта.
Рекомендуемые приемы:
Данные приемы соответствуют требованиям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых ФГОС. Таким образом, использование педагогами разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся, направленных как на освоение предметного содержания, так и метапредметных компетенций (общеучебных умений, универсальных способов образовательной деятельности) призвано обеспечить эффективность образовательного процесса вне зависимости от господствующего стиля мышления обучающихся. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека, и задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно.
Рекомендации по использовании разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.