В современном мире приоритетом в образовании являются не сами знания, а общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как обучающийся сможет применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. К умению добывать и применять знания следует отнести коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развития творческих способностей.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависит как эффективность управления учебно-воспитательным процессом, так и качество подготовки выпускника школы.
Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о том, соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача педагога ― проверить не только знания, но и элементы практического усвоения учащимися нового материала.
Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе
Основная цель контроля знаний и умений состоит в выявлении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с целью создания условий для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по предмету.
Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых педагогом методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также, обобщению и систематизации знаний.
Сущность диагностической функции контроля заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в ходе овладения учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция проверки способствует получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки определенного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Так как в процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельными учащимся и группой в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направление приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает учащихся более серьёзно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Контроль должен быть:
Раскроем эти принципы контроля подробнее.
1) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля.
Цели контроля формируются с учетом ответов на следующие вопросы:
При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.
2) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов.
Среди них выделяют следующие:
3) Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает усвоение основных идей изучаемой темы, усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям темы, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
4) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
5) Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.
Сегодня в качестве инновационных форм контроля используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль знаний и умений, учет успеваемости и учебных достижений.
Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.
Рейтинг (от английского «rating») - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:
• учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего учебного года;
• более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
• создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
• позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником.
Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих изучение в динамике уровня усвоения учащимися материала и его корректировку. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.
Учебное портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.
Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся можно назвать методику «Сундук регалий». «Сундук» составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.
«Сундук регалий» может включать:
• документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;
• характеристики, данные педагогами;
• моя уникальность;
• членские удостоверения учреждений и организаций;
• рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы
• перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);
• личные замечания и другие оценки;
• спортивные свидетельства.
Данный список, несомненно, открыт, и учитель может его дополнить по своему усмотрению.
Методика «шотландский аттестат» отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором.
Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным.
В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения.
Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».
Интересна также методика, связанная с составлением тетради-паспорта. Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи - характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».
Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.
Современный инструментарий контроля и оценки достижений стандартов образования позволяет включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогает ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствует изменению стиля педагогической деятельности учителя, создаёт условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и педагогами, способствует формированию адекватной самооценки.
Основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Причем стандарты достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень достижений.
В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Существуют три основных подхода оценки образовательных достижений обучающихся:
- критериально-ориентированный, позволяющий оценить насколько обучающиеся освоилиобразовательный стандарт;
- ориентированный на индивидуальные нормы конкретного обучающегося, реального уровня его развития в данный момент времени;
- нормативно-ориентированный, ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности обучающихся.
В ходе работы над созданием современного инструментария контроля и оценки достижений стандартов образования следует учитывать критерии анализа системы оценки результатов обучения
Задача педагога ― проанализировать предложенные подходы к контролю и оценки достижений стандартов образования и оценить перспективность их применения в ходе аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении.
Одним из эффективных инструментов управления качеством образования, используемых на современном этапе, является мониторинг образовательной деятельности, который позволяет:
1. Осуществить переход
- от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрениюпроцесса обучения;
- от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;
- от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
-от внимания к метапознанию;
- от измененияпонятий «знающий» и «умеющий» к применению знаний и умений, использованию знаний.
2. В ходе реализации происходит изменение формы оценки: переход от традиционной отметки к оценке ориентированной на стандарты, известные обучающимся.
3. Осуществляется изменение характера оценки, проводимой преподавателями, самооценки обучающихся: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных обучающимися за определенное время).
4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.
5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений обучающихся к оценке достижения группы обучающихся:оценка умений работать в коллективе; оценка результатов групповой работы.
Внедряя в учебный процесс технологию мониторинга можно эффективно управлять качеством образования.
Какую бы форму не выбрал педагог, следует помнить, что оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения, сформировать готовность к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.