Взаимодействие образовательных учреждений, социальных институтов и семьи в профилактике СПИДа
Оценка 4.9


Взаимодействие образовательных учреждений, социальных институтов и семьи в профилактике СПИДа

Оценка 4.9
Практикум
воспитательная работа +1
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 28.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Взаимодействие образовательных учреждений, социальных институтов и семьи в профилактике СПИДа
Cвидетельство участника
249


Взаимодействие образовательных учреждений, социальных институтов и семьи в профилактике СПИДа

В современном обществе существует множество различных болезней, которые вызываются вирусами. К числу таких заболеваний относится СПИД. При этом заболевании происходит быстрое увеличение инфицированных людей, большинство из них – это молодые люди. Актуальность проблемы ВИЧ/СПИД заключается в том, что эпидемия не является только медицинской проблемой. Её распространение, затрагивает все сферы жизни общества и касается каждого из нас. Борьба с этим заболеванием является проблемой для общества, здравоохранения, науки, поэтому о нем нужно знать все.

Основные понятия

СПИД означает синдром приобретенного иммунного дефицита.

Синдром - потому что у больных возникает множество различных симптомов и оппортунистических заболеваний.

Заболевание называется приобретенным, так как человек забевание возникшее вследствие заражения, а не предающееся по наследству генетическим путём.

Иммунный дефицит касается системы, которая по своей функциональной особенности должна защищать организм, но эта система под действием вируса утрачивает свои функции: снижается иммунитет и организм не реагирует на возбудителей болезни.

Заболевание вызывается вирусом иммунодефицита человека. Сокращенно говорят – ВИЧ или ВИЧ-инфекция.

СПИД является конечной стадией ВИЧ-инфекции. Вирус иммунодефицита человека независимо открыли в двух лабораториях: Институте Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье и Национальном институте рака в США под руководством Роберта Галло в 1983 году.

Характеристика заболевания

Болезнь протекает в несколько стадий. Первые три стадии – предшественники болезни.

При первой стадии заподозрить СПИД сложно. Все признаки, которые появляются в организме, указывают на простудные заболевания. Температура, кашель, чиханье, насморк - эти симптомы появляются и быстро исчезают, а человек считает, что у него было острое респираторное заболевание. Через какое-то время человек чувствует себя здоровым.

При второй стадии заболевания симптомы отсутствуют. Выяснить болеет или нет человек можно только путем лабораторного анализа.

Следующая стадия заболевания может проявиться через несколько лет. Постепенно тают защитные механизмы организма. Человек испытывает упадок сил, быстро устает, у него снижается работоспособность. Очень часто развивается бессонница, болит голова, сдают нервы, проявляется плохое настроение. Во время третьей стадии заболевания воспаляются и увеличиваются лимфатические узлы.

Затем наступает четвертая стадия болезни. Иммунная система разрушается и уже не является защитным барьером в организме. Организм перестает бороться с различными вирусами и бактериями, которые постепенно его разрушают. Наблюдается нарушение работы печени, происходит резкая потеря веса, проявляется постоянный озноб и лихорадка, диагностируется увеличение селезенки. При дальнейшем развитии болезни страдают органы зрения, угнетается нервная система, болит сердце или желудок, поражается кожа, воспаляются слизистые оболочки, разрушается дыхательная система.

ВИЧ-инфекцию врачи считают медленной инфекцией. Она может длиться годами.

Последняя стадия самая тяжелая, так как в больном организме идут необратимые процессы. У больных людей могут развиться такие заболевания, как пневмония, туберкулез, онкология. Лечение уже не дает положительных результатов, а человек сильно страдает от болей и безысходности, но остановить болезнь уже невозможно. Человек сильно истощается. Заканчивается болезнь летальным исходом.

Пути передачи вируса

Специалисты установили, что инфекция передается только от человека к человеку. Вирус передается половым путем, через кровь, от беременной матери к ребенку.

В настоящее время основным путем заражения считают половой путь. При половом акте вирус передается от больного человека к здоровому. Наукой доказано, что самым надежным способом профилактики заболевания является использование презервативов. Не следует иметь беспорядочные половые связи.

Путь заражения через кровь характерен для людей, которые употребляют наркотические вещества. Заражение происходит в результате использования одного шприца несколько раз и разными людьми. Может произойти заражение и при переливании крови. Но прямое переливание крови в медицинских учреждениях запрещено в качестве профилактической меры.

Путь заражения от матери к ребенку характерен для беременных женщин и их новорожденных детей. От зараженной матери вирус может передаться ребенку через плаценту и грудное молоко.

В результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

  • при дружеских объятиях и поцелуях;
  • через рукопожатия;
  • при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;
  • при пользовании письменными принадлежностями и домашней утварью;
  • при пользовании бассейном, душем, общественным туалетом;
  • в общественном транспорте;
  • животными, насекомыми, в том числе и кровососущими;
  • воздушно-капельным путем при общении;
  • при уходе за больным СПИДом.

Принципы профилактической работы образовательных учреждений, социальных институтов и семьи по профилактике СПИДа

СПИД – это общая проблема и ее не в силах решить только медицинские работники. При отсутствии вакцины и специфических лекарств единственным методом профилактики ВИЧ-инфекции является пропаганда знаний о путях ее распространения и мерах защиты от заражения. Дальнейшее развитие эпидемии СПИДа находится в прямой зависимости от того, каков культурный, нравственный уровень молодых людей, насколько они умеют сохранять свое здоровье.

В этих условиях профилактическая работа должна быть организована грамотно и профессионально. Участвовать в ней должны только подготовленные кадры, в том числе и педагоги, психологи, социальные педагоги и социальные работники. Кроме того, очень важно привлекать к профилактической работе ответственных молодых людей. Подготовленные молодые люди могут участвовать в профилактической работе, распространяя знания о ВИЧ-инфекции, СПИДе, путях его передачи и мерах профилактики. Распространяя знания о профилактике СПИДа, необходимо проводить обучение взаимодействию с ВИЧ-инфицированными, тем самым демонстрируя неравнодушие к столь сложной проблеме, защищая человека от возможности заражения.

В настоящее время существует две группы принципов организации работы по профилактике СПИДа:

1) принципы организации профилактической работы;

2) принципы руководства деятельностью участников профилактики.

Принципы организации профилактической работы по проблеме

ВИЧ-инфекции и СПИДа

1. Принцип научности, объективности и достоверности требует, чтобы вся профилактическая работа строилась на научной основе. Нельзя использовать всякие сенсации, непроверенную информацию, предполагаемые гипотезы.
Этот же принцип обязывает использовать научно обоснованные формы и методы организации профилактики, начиная с построения плана профилактической работы, определения комплекса знаний в соответствии с возрастными особенностями школьников. Вся работа по профилактике инфекции должна быть встроена в образовательный и воспитательный процесс.

2. Принцип доступности и посильности вытекает из закономерностей возрастного и индивидуального развития личности. Материал, предполагаемый для информации, должен быть доступным, понятным для детей на разной ступени обучения.

3. Принцип индивидуального подхода к организации профилактической работы в области СПИДа подчеркивает необходимость учитывать готовность учащихся воспринимать ту или иную информацию по данной проблеме.
4. Принцип системности и последовательности подразумевает, что профилактический процесс не может быть отдельным и разовым мероприятием и осуществляться от случая к случаю. Результативной профилактика будет лишь в том случае, если процесс приобретет организованный характер, а система информирования и обучения будет представлять собой последовательное и пошаговое действие в области информирования о СПИДе, истории болезни, ее основных стадиях протекания, признаках, путях распространения и мерах профилактики.

5. Принцип наглядности в профилактическом процессе предполагает связь с реальной жизнью, подкрепление конкретными фактами тех ситуаций, которые существуют в области СПИДа сегодня. Наглядность в профилактической работе может быть использована и как иллюстрация, схемы, диаграммы, рисунки, таблицы, учебное телевидение, видеозаписи, слайды и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что применение принципа наглядности требует того, чтобы используемая наглядность в области профилактики СПИДа также соответствовала возрастным особенностям детей и умело включалась организаторами в профилактический процесс.

6. Принцип рационального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и методов профилактической работы предполагает, что педагог должен использовать самые разнообразные ее формы и методы. Это может быть беседа, рассказ, игра, практические занятия, викторина. Элементы профилактической деятельности следует использовать ходе урока.

7. Принцип ответственности организаторов профилактической работы содержит в себе требования, направленные на то, чтобы работу с молодежью в области профилактики СПИДа осуществляли только компетентные кадры. Они должны ясно представлять цели и задачи профилактической деятельности, особенности и специфику использования средств и методов профилактики ВИЧ-инфекции в детской среде. Принцип нацеливает также организаторов этой работы на ответственность за предоставляемую информацию. В тоже время профилактическая работа должна вестись в рамках нравственных и этических норм, защиты психического и физического здоровья подрастающего поколения.

8. Принцип создания единой системы профилактической работы основан на потребности объединения и координирования совместных усилий образовательных учреждений, семьи, социальных институтов: средств массовой информации, учреждений досуга, здоровья, спорта, туризма.

Принципы руководства деятельностью участников профилактики

1. Принцип стимулирования активности и деятельности участников профилактической работы предполагает необходимость включения в систему профилактических мероприятий обучающихся, активизировать их на участие в этой деятельности. Конечно, мера активности здесь должна быть обусловлена возможностями самих учащихся.

2. Принцип стимулирования сознательности и ответственности участников профилактической работы за свои действия, поступки и поведение выражает необходимость сочетания целей профилактики и самой личности. Этот принцип вытекает из общепризнанного в области психологии, педагогики, социальной работы закона единства сознания и действия. Однако, как известно, сегодня распространение ВИЧ-инфекции во многом обусловлено неадекватностью и безответственностью молодежи в плане своего поведения и игнорированием ими норм социально ценного поведения в обществе, среди сверстников, в семье. В связи с этим соблюдение принципа стимулирования сознательности и ответственности направлено на выработку у молодежи в ходе профилактической работы ответственности прежде всего за заботу о самом себе, о своем здоровье, развитии и совершенствовании. Реализация этого принципа выражается в постоянной концентрации внимания участников профилактического процесса на том, что уберечься сегодня от СПИДа можно во многом благодаря собственным усилиям, соблюдая нормы и правила безопасного поведения в любой жизненной ситуации. В тоже время профилактическая работа должна быть построена так, чтобы каждый участник этого процесса понимал и чувствовал, что получаемая информация жизненно необходима для него, имеет очень важное значение для организации его жизнедеятельности в настоящем и будущем, способна защитить от возможности заражения ВИЧ. Иначе профилактика может стать простым просветительством.

3. Принцип конфиденциальности обусловлен тем, что в ходе профилактической работы по проблеме инфекции могут возникнуть ситуации, когда кто-то из участников захочет поделиться личной проблемой, информацией о наличии у себя негативных привычек, сообщить какие-либо сведения о лицах, действия и поведение которых может провоцировать распространение ВИЧ-инфекции. Принцип конфиденциальности требует, чтобы информация подобного рода не стала доступна для окружения.

4. Принцип целенаправленностиозначает, что цели и задачи профилактической работы должны находиться постоянно в центре внимания организатора профилактики. Они определяют направление, содержание, способы, формы и методы организации профилактической работы в соответствии со сложившейся социальной ситуацией в данном регионе, с уровнем готовности аудитории к этой деятельности, ее интересами и потребностями. Достижение цели является мерилом успеха в профилактической работе. Вместе с тем принцип целенаправленности выполняет еще одну функцию: он объединяет все принципы организации профилактической работы по проблеме ВИЧ-инфекции в одно целое, придавая научную обоснованность ее способам и методам.

Целенаправленная профилактическая деятельность, основанная на вышеназванных принципах, должна координироваться и осуществляться образовательным учреждением, семьей, социальными институтами. Для этого разрабатывается программа, которая может состоять из трех этапов:

1 этап - организационно-административный- включает в себя:

- создание профилактической среды образовательного учреждения, семьи и социума, поддержание опыта обучающихся по сохранению и укреплению здоровья, формирование образцов здорового и безопасного поведения;

- формирование уклада и традиций, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, педагогов и родителей в духе ценностей здоровья и безопасности на основе партнёрства и сотрудничества;

- развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля взаимодействия обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимых форм поведения, защите от опасностей и угроз социального характера и приобщению обучающихся к социальной деятельности в этих направлениях;

- адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

- координацию деятельности сверстников, педагогов, родителей, сотрудников образовательного учреждения, представителей общественных и иных организаций для решения задач воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни;

- создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

- создание возможности для влияния обучающихся на изменения среды образовательного учреждения, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума при развитии культуры здорового и безопасного образа жизни;

- мотивацию, стимулирование и развитие готовности работников образования к ведению профилактической деятельности;

- создание условий для профилактической деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

2 этап - организационно-педагогический - содержит следующие функции:

- обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

- обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки профилактической деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

- создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для профилактической деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

- создание условий для профилактической деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

- использование социальной профилактической и здоровьесберегающей деятельности как ведущего фактора формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося;

- использование роли коллектива в формировании профилактической, здоровьесберегающей ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции в области здоровья и безопасности;

- стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности.

К 3 этапу - учебно-воспитательному –относятся следующие задачи:

- формирование активной позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся в отношении здоровья и безопасности;

- усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей;

- формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением по вопросам здорового образа жизни;

- достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

- активное участие в изменении школьной среды и доступных сфер жизни окружающего социума с позиций безопасности для жизни и здоровья, сохранения и укрепления здоровья;

- развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

- активное вовлечение родителей в профилактическую и здоровьесберегающую деятельность образовательного учреждения, развитие форм совместной деятельности.

- развитие профилактического и здоровьесберегающего ресурса, направленного на предотвращение ВИЧ-инфицирования детей, формирование культуры здоровья в семье.

Методические рекомендации по организации и проведению профилактики СПИДа

Методы профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательном учреждении направлены на создание условий для приобретения школьниками необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧ-инфекции. Это своего рода способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение ученика с целью выработки у него норм социально ценностного поведения, действий и поступков, которые смогут уберечь его от ВИЧ-инфекции.

Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Наиболее действенными в области профилактики ВИЧ- инфекции являются рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Эффективным методом убеждения является пример. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими.

Для младших школьников и для подростков, наиболее распространенным методом в области профилактики инфекции является рассказ. С его помощью школьникам может быть сообщена достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о болезни должен способствовать вооружению школьников необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности может использовать объяснение, диалог, образный пример, которые будут активизировать школьников на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни и вызывать стремление подражать положительному опыту.

В работе с обучающимися старших классов целесообразно использовать более сложные методы, например, проекты, тренинги, лекции, психологические игры.

В последние годы традиционная школьная практика обогащается новыми формами работы, одной из которых стала проектная деятельность. Этот вид деятельности представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования, на которых идет выработка концепции, определение целей и задач, доступных и оптимальных ресурсов, создание плана реализации продукта и реализации. Темы проектов могут быть самыми разнообразными: «Скажем: «Нет» СПИДу!», «Защитим будущее от СПИДа!», «Стоп-СПИД!» «Наша школа за здоровье!». Работа над проектом, создание проектного продукта (фильма, макета, брошюры, плаката), которым смогут пользоваться другие люди – школьники, удовлетворяет подростковое чувство взрослости. Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться в рискованном поведении, в т.ч. в поведении, связанном с риском заражения ВИЧ-инфекцией.

Одним из наиболее распространенных психолого-педагогических методов воздействия на поведенческие установки является тренинг. Тренинг, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, позволяет обеспечить его нужной информацией, помогает сформировать необходимые навыки и отработать оптимальную личную стратегию поведения в типичной ситуации.

С помощью тренинга педагог может решить такие задачи, как приобретение учениками новых знаний, формирование умений, навыков, развитие установок, определяющих поведение в общении. Тренинг часто рассматривают как опыт совместного переживания и проживания проблемной ситуации. Это способ организовать активность участников в пространстве и времени, чтобы достичь изменения в их жизни и в них самих.

Цель профилактического тренинга – сформировать представление о здоровом образе жизни, его целесообразности, убедить подростка в ценности физической безопасности своей и других людей, научить распознавать потенциально опасные ситуации, предвидеть последствия своих и чужих действий, избегать или минимизировать риск.

Исследования показывают, что в результате проведения профилактических тренингов у школьников снижается риск приобретения социально обусловленных заболеваний, к которым относится и СПИД. У них уменьшается число прогулов, улучшается успеваемость, повышаются коммуникативные способности.

Еще одним эффективным методом профилактики ВИЧ являются психологические игры, проведение которых позволит сформировать и закрепить у старшеклассников позитивные социальные установки принципов здорового образа жизни, сформировать осознанное понимание опасности ВИЧ-инфекции и готовность к здоровьесберегающему поведению в ситуациях риска.

Приведем несколько примеров психологических игр.

Игра «Степень риска»

Время проведения: 20 мин.

Инструкция: «Распределите следующие способы заражения ВИЧ по степени вероятности инфицирования от высоковероятного до маловероятного. Обоснуйте».

Способы: поцелуй в щеку, нанесение татуировок в домашних условиях, плавание в бассейне, проживание с больным СПИДом, уход за больным СПИДом, укус комара/клеща, половой акт с потребителем инъекционных наркотиков, половая жизнь в браке, «братание» кровью, переливание крови, пирсинг, пользование чужой зубной щеткой, глубокий поцелуй, укол иглой в общественном транспорте.

Игра «Ответы на письма читателей».

Время проведения: 30 мин.

Инструкция: «Составьте ответы на письма читателей молодежного журнала, интересующихся проблемой ВИЧ».

Письмо 1.

«ВИЧ-инфицированный человек работал на стройке, ударил молотком по пальцу, у него пошла кровь, работать он не смог дальше и попросил товарища доделать его работу. А товарища дома кошка поцарапала. Заразится он или нет?»

Письмо 2.

«Здравствуйте! Летом познакомился с девушкой. Пили из одной бутылки простую воду. У меня кровоточат дёсны, как у нее в полости рта – неизвестно. Через несколько дней она мне сказала, что у неё давно ВИЧ. Если у неё тоже кровоточат дёсны или открытые раны в полости рта, каков мой риск?»

Игра «Спорные утверждения» даст возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, двигательная активность во время игры позволит восстановить внимание группы.

Время проведения: 20 мин.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен».

Инструкция: Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

- принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;

- ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;

- все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;

- ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;

- ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;

- это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;

- сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;

- наркоман может умереть от СПИДа;

- государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.

Обсуждение:

- Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?

- Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, когда вы оказывались в меньшинстве?

- Легко ли было изменить свою точку зрения?

Существует еще много подобных психологических игр, которые уместно использовать для профилактики ВИЧ-инфекции.

Комплексный подход к реализации принципов организации работы по профилактике СПИДа и методов профилактической работы позволят профессионально правильно выстроить тактику профилактической деятельности.

Список литературы:

  1. Беляева В.В., Ручкина Е.В. Консультирование в системе реабилитации при ВИЧ-инфекции. Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2001. №1
  2. Вачков М.И. Технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М., 2000.
  3. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста . Москва, 2012.
  4. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под редакцией Л.М. Шипицыной, Е.В. Казаковой. - СПб., 2001.
  5. Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под ред. К.Г. Гуревича, Л.М. Шипицыной. – М., 2006. – 80 с.
  6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб., 2002.
23.10.2017