Групповой метод обучения как общедидактический концептуальный подход достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС
Оценка 5
249 р.
249 р.

Групповой метод обучения как общедидактический концептуальный подход достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 12.10.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Групповой метод обучения как общедидактический концептуальный подход достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС
Cвидетельство участника
249 р.
Групповой метод обучения как общедидактический концептуальный подход достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС

Знания, получаемые через общение, более основательны, чем в процессе обычной учебной деятельности. Следовательно, что знания в процессе обучения учащиеся могут и должны получать сами. Если правильно сочетать деятельность и общение, то в процессе получения знаний будет гармонично сочетаться как обучающая, так и воспитывающая функция.

Поэтому перед учителем встает задача – включить в учебную деятельность всех участников, независимо от их способностей.

Эту проблему помогает решить групповой метод обучения.В условиях классно-урочной системы он наиболее легко и органично вписывается в учебный процесс, благоприятно влияет на развитие мышления и интеллекта,речи и коммуникативности (доброжелательности по отношению друг к другу, коммуникабельности, желания помочь другим). Такая форма работы приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами.

Групповой метод обучения решает три основные задачи:

  • конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами;
  • социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации в сообществе.

Преимущества группового обучения перед традиционным обучением заключаются в следующем:

  • Не все учащиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в группах таким детям легче задать вопрос своим сверстникам и получить на него ответ или объяснение.
  • Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  • Формируется чувство ответственности, так как работа в группе предполагает работу каждого. Успех группы в целом зависит от работы каждого ее участника, от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных задачах.
  • Формирует собственную точку зрения, дети учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
  • Начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
  • Учатся общаться, овладевают коммуникативными умениями.
  • Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
  • Развиваются такие свойства мышления, как систематизация, обобщение, классификация, аналогия, анализ, абстрагирование.

Основной смысл групповой работы заключается в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, оппонирования, защиты своей точки зрения, последующей рефлексии. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.

Условия формирования группыи требования к ней

Естественно, что реализация группового обучения требует специальной переподготовки педагогов, прежде всего формирования готовности к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в реальном учебном процессе.

Малые группы в процессе обучения могут работать в следующих режимах:

– вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий и проектов;

– предпочтение отдается работе в подгруппах;

– каждый член группы работает индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.

Наиболее оптимальным, с точки зрения группового (или как его еще называют – кооперативного) обучения, будет первый режим. В двух других вариантах очень важно сохранить командный дух – задача, которая вызывает у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности.

Могут возникать трудности и психологического характера, когда сильные по уровню обученности члены группы постоянно доминируют в обсуждениях, игнорируют мнения слабых или же отказываются помогать им. В каждом конкретном случае педагогу необходимо терпеливо разъяснять принципы кооперативного обучения, обращать внимание учащихся на положительные качества группы и отдельных ее членов, формировать психологическую совместимость. Особенно важно подчеркивать учащимся значимость формирования и овладения коммуникативными умениями, способностью работать в команде.

Работу в группе педагогу, начинающему работать по данной методике группового обучения, можно начать сработы в парах, которые также являются малыми группами.

Такая работа может быть организована с использованием трех видов пар.

1. Статическая пара. В ней работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах, поэтому передучителем стоит первостепенная задача – научить учащихся работать в статической паре.

В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они сначала могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение», а затеммогут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».

2. Динамическая пара – это оригинальная форма организации обучения, при которой состав пар постоянно меняется так, что каждый учащийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего.

3. Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малой группе находится 4 человека,каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом данной группы.

При формировании группы необходимо решить вопросы, связанные с составом, размером, структурой и продолжительностью «жизнедеятельности» малой группы. Здесь рекомендуется учитывать следующие моменты:

  • Соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп не эффективно: увеличивается разрыв между учебными достижениями обучающихся, имеющих высокий и низкий уровни обученности. А вот обучение в разнородных по составу группах подстегивает слабоуспевающих учащихся до среднего уровня и в то же самое время стимулирует учебный прогресс среди обучающихся, имеющих достаточный и высокий уровни учебных достижений.
  • При формировании малых групп рекомендуется стремиться к тому, чтобы в них были представлены разнообразные учебные интересы, умения и навыки (например, любимым предметом одного учащегося может быть математика, другого – история, третьего – физкультура, а в одной команде, к примеру, должны быть представлены и «стенографы», и «компьютерщики», и «счетоводы», и «спикеры», и т.д.).
  • Надо позаботиться и о разнообразии социально-психологических характеристик и психологической совместимости (нежелательно допускать, например, чтобы в одной группе собрались лишь холерики, а в другой – одни меланхолики). При работе над различными проектами, которые предполагают решение учебной задачи не за один-два урока, необходимо учитывать также и проживание членов группы (желательно, чтобы они жили недалеко друг от друга для совместной работы над проектами и заданиями).
  • Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант группы4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. К тому же здесь мы получаем наиболее удачное сочетание для принципа гетерогенности (учащийся с высоким уровнем обученности, два со средним уровнем обученности и один учащийся с низким уровнем обученности). Легко сформировать такую группу и по половому признаку (2 мальчика и 2 девочки).

Чего не следует делать при организации групповой работы:

  • Организовать индивидуальное место ученику, который хочет работать один.
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда (можно ввести какой-нибудь условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума).
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
  • В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

Разновидности группового метода обучения

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели. Под дидактическими методами понимают совокупность путей, способов решения задач образования.

Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания, а к ученику – о методах учения.

Можно выделить несколько методов, исходя из их направленности:

Методы объяснительно-иллюстративногообучения: в основе данных методов лежит информирование, просвещение учащихся и организация репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

Методы личностно ориентированные, направленные на обеспечение собственной учебной деятельности учащегося, учета иразвитияего индивидуальных особенностей.

Методыразвивающего обучения, способствующие включению внутренних механизмов личностного развития учащихся, их интеллектуальных способностей.

Методы группового обучения относятся к личностно ориентированным.

Разновидности группового обучения могут отличаться друг от друга по отдельным элементам, например, по структуре урока, особенностям групповой оценки, соотношению индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности и т.д. Рассмотрим некоторые наиболее известные методы.

Обучение в динамической паре. Методика применения данной формы организации обучения состоит в следующем:после изучения какой-либо темы раздела преподаватель раздает учащимся карточки-задания. Если есть возможность - каждому индивидуально. Если нет - по одному заданию на группу из 5-6 человек, после того, как преподаватель убедился в осознанном выполнении каждым учащимся одного задания группового или индивидуального, он предлагает учащимся найти партнера, обменятся карточками-заданиями, и, работая в паре с ним, выполнять задания друг друга. При этом можно консультироваться и оказывать помощь в выполнении своего задания. По мере выполнения задания каждым учащимся отдельной пары она распадается и сразу образуется новая. Новые партнеры также обмениваются карточками, каждый из них начинает работать над выполнением очередного, нового для него задания, и если возникает необходимость, оказывает товарищу помощь в работе по своему, уже выполненному ранее варианту задания. Повторяя его столько раз, сколько партнеров будут у него в течение урока.

Применение данной формы организации учебной работы учащихся особенно эффективно на этапе закрепления учащимися общих методов решения типовых задач, приемов использования нового материала в различных учебных ситуациях.

Обучение в командах достижений. Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: лекция – групповая работа с текстом – индивидуальная самостоятельная работа. В начале каждого урока учитель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Лекция должна быть достаточно емкой по содержанию и одновременно практически-направленной. Рекомендуется использование наглядности, моделирования и учебных экспериментов.

Далее учащиеся работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. Предварительно подготавливается копии конспекта лекции, и каждая команда получает необходимое ей количество копий. Учащиеся могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы учителю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них. После проработки конспекта лекции учащиеся выполняют индивидуальные работы. На данном этапе помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно. Главная особенность данного метода заключается в системе оценки индивидуальных работ: учащийся может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей: она заслуживает поощрения и внесения на специальную доску победителей.

Мозговой штурм. Используется для генерации идей. Внутри группы распределяются роли (ведущего, секретаря, хронометриста и т.д.) и соблюдается регламент, После выработки коллективного решения внутри группы подготавливаются сообщения, доклады и т.д.

Охота за сокровищами. Учитель подготавливает перечень вопросов, которые могут требовать как знаний, так и осмысления и понимания. Группа должна ответить на вопросы, используя дополнительные материалы (учебник, дополнительную литературу, ресурсы интернет и т.д.).

Снежный ком.Работа при данной методике начинается с решения индивидуального задания. Все участники процесса получают аналогичные задания и самостоятельно их выполняют, затем приступают к работе в парах, выбирают лучший ответ. Далее пары объединяются в группы из четырех человек, где также идетобсуждение и выбор лучшего ответа. Таким образом, в конце работы все ученики попадают в одну группу, где уже нет обсуждения, а только выступления о своей работе.

Метод мозаики. Тема для изучения делиться на несколько частей так, чтобы каждая группа получила свою часть темы. Каждое задание группы сопровождается списком необходимой дополнительной литературы или дополнительными материалами, с помощью которых ученики изучают предложенную им часть темы. Затем каждый член новой группыобъясняет своимновым коллегам свою часть темы, которую он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на вопросы, возникающие у остальных членов группы. В заключение работы составляется резюме.

Метод учебного турнира. Основная характеристика этого метода заключается в том, что после изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. Как правило, такого рода турниры проводятся раз в неделю после изучения крупной учебной темы. Учащиеся из разных команд распределяются по уровню учебных достижений: сильные – первая подгруппа, средние – вторая подгруппа, слабые – третья подгруппа. Каждая подгруппа получает около тридцати пронумерованных карточек с вопросами, расположенных на столе в произвольном порядке в перевернутом виде. Каждый учащийся подгруппы поочередно выбирает карточку и отвечает на вопрос, записанный на ней. Отвечать можно как устно, так и письменно. Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру – по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов). В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи учителя. В среднем на каждого учащегося приходится по три карточки. Таким образом, учителю необходимо подготовить к турниру около 90 карточек-вопросов трех уровней сложности. После турнира в подгруппах учащиеся возвращаются в свои команды и суммируют полученные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, признается победительницей.

Метод командной поддержки индивидуального обучения. Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу. Индивидуальные задания проверяются специально назначенными учителем учащимися – «мониторами» из разных групп. Они снабжаются листами-ответами для оперативной проверки индивидуальных работ. В это время учитель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой. В конце недели подводится итог: сколько тем изучила каждая группа и каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.

Метод «пила»: команды формируются по 4–6 человек на гетерогенной основе. Новый учебный материал делится на 4–6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10–15-минутного обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу. Выигрывает та команда, которая набирает таким образом наибольший кумулятивный балл.

Метод кооперативного взаимообучения заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержки учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д. При взаимообучении соблюдаются основные правила кооперативного обучения. Данный метод может применяться в работе различных по форме учебных групп: формальных (сформированных по специальным критериям для решения конкретной учебной задачи), неформальных (укомплектованных по принципу симпатии или дружбы или просто по «территориальному принципу» – сидят за одной партой), базовых (сформированных для решения долгосрочных учебных задач на протяжении учебной четверти, полугодия).

Метод группового исследования. Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает групповую оценку.

Метод «кооп-кооп». Этот метод очень близок по содержанию к методу группового исследования, но с одним лишь отличием: каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и учителем) – перед всем классом. Дополнительно к этому учащиеся выполняют индивидуальную самостоятельную работу по всей теме. Итоговая оценка группы включает как общий балл за доклад, так и индивидуальные баллы за самостоятельную работу.

Лабораторный метод. Если в классе, например, 30 человек, то учащиеся рассчитываются с 1-го по 6-й, а затем формируют малые группы из «первых», «вторых» и т.д. Цель учителя заключается в том, чтобы в укомплектованных по случайному признаку группах создать доброжелательную и плодотворную учебную атмосферу. Именно поэтому начало работы в таких группах рекомендуется организовывать с выявления общих интересов, с поиска общей цели, с формирования командного духа, и т.д. Этот метод рекомендуется использовать для подготовки начинающих учителей к работе в условиях кооперативного обучения.

Поисковый метод. Специфика данного метода заключается в формировании поисковых групп учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта. Реализация данного метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности. Именно поэтому разрешается формирование групп по произвольному (зачастую неформальному) признаку, цель которых – провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода, собрать эмпирический материал, провести статистическую обработку результатов исследования, сформулировать новизну полученных результатов, оформить исследование в виде доклада, и, наконец, пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования перед специальным экспертным советом, состоящим из преподавателей разных дисциплин, родителей, учащихся.

Применение IT-технологий при групповой работе. Основными средствами обучения все больше становятся компьютерные иинформационные средства, в первую очередь: текстовый компьютерный редактор; телекоммуникации; технология гипертекста или интерактивные мультимедиа.

Формирование групп при использовании компьютерных технологий, в частности телекоммуникации, позволяет вовлечь в образовательный процесс учащихся и учителей не только одной школы и не только школ данного региона, но и различных стран мира. Речь в этом случае идет уже о глобальных телекоммуникациях, которые представляют собой принципиально новый подход в обучении. Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Подобная совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Это в свою очередь позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления.

Рассмотренные выше методы далеко не исчерпывают всего арсенала кооперативного обучения. Это лишь наиболее популярные из них. Однако в целом они дают представление о процессуальных характеристиках такого обучения. Естественно, что их можно комбинировать и использовать в сочетании с традиционными методами.

Принципы группового обучения могут применяться на различных его этапах: до изучения нового учебного материала, в ходе его изучения, а также после изучения нового материала в процессе его применения. Так, например, на этапе актуализации перед изучением нового материала вместо традиционных фронтальных опросов и индивидуальных работ по карточкам рекомендуется работа в малых группах по специально подготовленным заданиям в форме учебного эксперимента, лабораторной работы или предварительного учебного мини-исследования. Основная цель обучения на данном этапе – посредством совместных практических действий связать прежние коллективные знания, умения и опыт учащихся группы с предстоящим новым знанием. Это позволяет создать эмпирическую базу и актуализировать практический опыт учащихся для овладения новым учебным материалом.

Преимущества и недостатки группового метода обучения

Обучение включает в себя деятельность учителя – преподавание и деятельность ученика – учение. Под руководством учителя дети включаются в работу: вычисляют, сопоставляют различные варианты решения задачи, доказывают правильность выбранного варианта. Процесс обучения будет продуктивным в том случае, когда и учитель и ученики активно, целеустремлённо работают.

Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.

Перед детьми постоянно возникает новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем.

Разумеется,у данного метода есть и недостатки:

- сходство или различие интеллектуальных структур «учителя» и «ученика», ведь учитель обладает способностью и умениями передавать знания в доступнойформе, учитывая личностные, умственные и индивидуальные особенности учащихся, умея его заинтересовать, предоставляя при этом достаточную, но не чрезмерную самостоятельность, предлагая помощь и обратную связь в доступной и приятной форме именно для этого ребенка.

- не всегда стиль детских взаимоотношений способствует пониманию и усвоению материала. Дети могут быть не менее грубы, могут самоутверждаться за счет ученика, высмеивая его ошибки, что может привести кмежличностному конфликту.

Список использованной литературы:

  1. Иваненко А.М. Современный урок. – М.: Прогресс, 2005. – 256 с.
  2. Коринев А.Д. Современные технологии. – М.: ИНИТИ, 2005. – 452 с.
  3. Стрекалова, Н.О. Применение проектной технологии на уроках иностранного языка в среднем профессиональном образовании / Н.О. Стрекалова // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сборник статей X Международной научно-методической конференции. – Пенза: Изд-во Приволжский Дом знаний, 2003. – 560 с.
  4. Танцоров С. «Групповая работа в развивающем обучении», пед. Центр «Эксперимент», Рига, 1997.
  5. Цукерман Г. А. «Виды общения в обучении», Томск, «Пеленг», 1993.
  6. Шпак, Н.О. Развитие творческого мышления студентов при осуществлении проектной формы работы / Н.О. Шпак // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы Первой международной научно-практической конференции. – Москва: Смысл, 2004. – 670 с.
02.11.2017