Развитие художественно-образного мышления ребенка
Оценка 5
249 р.
249 р.

Развитие художественно-образного мышления ребенка

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 06.10.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Развитие художественно-образного мышления ребенка
Cвидетельство участника
249 р.
Развитие художественно-образного мышления ребенка

Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

Л.С. Выготский

Социально-экономические преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой, а также учреждениями дополнительного образования встает важная задача развития творческого мышления подрастающего поколения. Художественно-образное мышление представляет собой форму творческого отражения и переработки человеком действительности. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Художественно-образное мышление детей имеет широкий диапазон и может

быть выражено различными уровнями его развития, которое строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Что же такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например, крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик - это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее воображение - это представление образов по заранее составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы».

3. Неуправляемое воображение - это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость - это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Существуют три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого человек никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Способы развития фантазии и воображения

Поскольку творческий подход к организации учебного процесса подразумевает и использование методов и приёмов, развивающих воображение и фантазию учащихся, то перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а затем рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Но как этого добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Нужна игра и яркие эмоции, поскольку логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У младших школьников интерес проявляется не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» ученики больше вам доверяют и охотнее слушаются.

5. Развить фантазию и воображение можно только собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Учитель ведь авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:

- в возрасте 2-6 лет – сказки и фантастические рассказы;

- в 7-14 лет - приключенческие фантастические романы Ж. Верна, А. Беляева, К. Дойля, Г. Уэллса;

в юности - научно-фантастическую литературу И. Ефремова, Стругацких, А. Азимова, Р. Шекли, Ф. Дика, С. Лема). Научите детей восхищаться хорошей фантазией.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например, «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазирования.

Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.

Приемы развития фантазии и воображения

1. Прием «Увеличение – уменьшение».

Этот прием широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

Как элемент урока можно предложить игры-беседы для освоения приема «увеличение – уменьшение». Учитель предлагает волшебной палочкой, которая может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Можно усложнить игру дополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»

Варианты ответов учащихся:

- Пусть руки на время станут такими длинными, чтобы можно было достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы. Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.

2. Добавление (исключение) одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).

Можно предложить детям придумать жителей города и наделить их некими свойствами:

а) дети выбирают объект – предмет живой или неживой природы;

б) формулируют его свойства, качества, особенности или черты характера.

в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека – жителя фантастического города.

Задания можно усложнить:

  • придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть. Например, не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность (например, красная бы лампочка загоралась бы в этом случае);
  • придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?
  • сделайте «разметку» людей цветом по их нравственным качествам. Например, все честные люди стали розовыми, все бесчестные - фиолетовыми, а злые - чёрными. Чем больше человек сделал плохого, тем темнее цвет.

3. Оживший рисунок.

Можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений?»

4. Антропоморфизм.

Антропоморфизм - это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов - одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.

Например, на уроке можно «оживить» деревья, изобразить их в виде живых объектов, наделить их чертами человека.

5. Оживление людей, животных, растений.

Можно предложить детям оживить князей и предложить посмотреть на замок их глазами, придумать, что бы ещё построили они в замковом комплексе, представить древний праздник-бал и гостей князя в старинных одеждах и т.д.

6. Оживление героев литературных произведений, в частности, героев сказок.

Погиб персонаж сказки? Не беда, надо его изобразить, и он оживет.

Например, можно предложить детям придумать продолжение сказки о Колобке, при условии, что герой сказки не был съеден лисой, и вылепить скульптурную группу, иллюстрирующую продолжение такой сказки.

Можно предложить детям изменить привычные отношения между героями сказок (лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают) и изобразить сюжет.

7. Новое название картины.

Учитель показывает учащимся репродукции картин известных художников и просит дать им новые названия. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д. Затем можно сравнить, кто назвал лучше: ребенок или художник. Это позволит детям лучше чувствовать эмоциональную нагрузку изображения.

8. Фантастическое объединение.

Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

На уроке можно предложить детям задание: придумать и изобразить 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ.

9. Машина времени.

Учитель сообщает ученикам, что у них появилась машина времени! В ней можно путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока дети находятся в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

10. Метод Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой каждое утро использовал в качестве гимнастики ума следующий метод. Необходимо выбрать самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу и описать этот предмет словами для человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

11. Свободное фантазирование.

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые неожиданные. Например, можно придумать фантастическое растение:

  • на одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы;
  • на одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи или вообще не свойственные растениям объекты, а цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.

Можно также предложить придумать фантастическое сооружение, новый вид транспорта, новый праздник или конкурс.

Среди различных форм деятельности младших школьников познавательная деятельность, т.е. изучение чего-то нового на уроках, отличается разнообразием содержания, форм, методов и приёмов. Через неё ребёнок познаёт мир, приобретает знания и опыт. Организуя урок определённым образом, учитель имеет возможность влиять на интересы детей, развивать у них интерес к искусству, потребность в творческой художественной деятельности, расширять и углублять познания учащихся. Поскольку особенностью познавательной деятельности младших школьников на уроках является то, что она служит промежуточным звеном между учебной и игровой деятельностью. Педагогу необходимо творчески подходить к организации уроков нестандартной формы.

Виды нестандартных уроков очень разнообразны. Их можно разделить на:

  • уроки – конкурсы (уроки - состязания);
  • уроки – путешествия;
  • уроки – викторины (турниры);
  • уроки – обзоры (или уроки – истории необыкновенных вещей).
  • по цепочке (1 команда даёт задание 2-ой, вторая команда –третьей и т.д.);
  • по кругу (1—2—3—1);
  • атака веером (1-ая команда задаёт серию вопросов и заданий 2-ой и 3-ей);
  • оборона веером (одной команде задают по очереди по 1-2 вопроса или задания каждая из команд-соперников);
  • перекрёстный поединок (две команды дают задания друг другу по очереди).
  • нарисовать отгадки данных загадок;
  • показать отгадку пантомимой (удобно совмещать с физкультминуткой);
  • предложить изображение предмета, о котором дети должны составить загадку или ребус, а затем команда загадывает придуманную загадку соперникам, которые в свою очередь изображают отгадку, в конце первоначальное изображение и рисунок детей анализируются, сравниваются и оцениваются;
  • предложить нарисовать отгадку на доске всей командой (дети подходят к доске по одному по очереди) с завязанными глазами;
  • отгадать загадку, подобрать к ответу антоним и нарисовать его, затем рисунок демонстрируется команде-сопернице, которая должна определить отгадку загадки, данной изначально (т.е. снова подобрать уже к рисунку детей антоним).

Уроки – конкурсы (состязания)

Для таких уроков характерны форма и элементы состязательности. Конкурсом может быть весь урок или только отдельные его этапы, фрагменты. Например, при закреплении целесообразно провести урок-состязание с разнообразными заданиями теоретического и практического характера.

Следует отметить, что задания могут различаться по содержанию, но должны быть примерно одинаковыми по теме и степени сложности. Важно продумать и оговорить с детьми заранее, перед началом конкурса, систему оценок и выбрать жюри. Обязательно обсудить оценку правильно, частично правильно и неправильно выполненных заданий, учёт и оценку скорости выполнения и дополнений, которые могут предложить учащиеся по ходу выполнения заданий. Несправедливая оценка может вызвать обиду и потерю интереса к дальнейшему участию в уроке. Надо позаботиться о том, чтобы результаты были хорошо видны всем участникам.

Важно не забывать о том, что урок-конкурс ‒ это не стандартный урок, а урок-игра, а также не забывать о специфике предмета, и поэтому допустимы шум, выражение эмоций. Нет необходимости требовать от детей идеального порядка и дисциплины, ведь ценность таких уроков-игр в том и состоит, что ребята все вместе в составе команды думают, обсуждают, выполняют задания. В ходе таких уроков дети учатся выполнять задания коллективно, воспитывается чувство ответственности за общий результат. Цель таких уроков-состязаний - побудить к активной познавательной творческой деятельности. Такие уроки учат детей радоваться созданной творческой идее, мысли, образу, учат радоваться своей сообразительности и смекалке, учат радоваться самому факту победы, что и само по себе уже является наградой за победу. Чтобы эффектно завершить такой урок-состязание необходимо подобрать неожиданные и оригинальные призы (например, сделанные старшеклассниками сувениры, игрушки).

Ярким примером такого урока-конкурса может служить урок в 3 классе «Художник в театре» и провести конкурс фантазеров. Участвуют две команды. Каждой команде предлагаются различные задания: а) рассматривается сказка «Вини - Пух», сюжет которой необходимо изменить, оживить главного героя, наделить его необычными качествами; б) придумать и нарисовать других героев сказки, которые могли бы поучаствовать в сказке; в) нарисовать новые приключения героев сказки.

Урок – викторина (турнир)

Урок-викторина – это состязание двух или нескольких мини-команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы и задания по заданной теме для остальных команд.

Задачи такого урока – систематизировать, обобщить, классифицировать знания учащихся по пройденному блоку материала, расширить кругозор детей в определённой области знаний, стимулировать умение составлять вопросы и придумывать задания, опираясь на полученные знания и умения, учить ребят работе в микроколлективах.

Этот вид урока сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (дети ищут и задают вопросы, дают друг другу занимательные задания, ставят и решают проблемные вопросы).

Урок-турнир можно проводить в разных формах:

Проводит урок-турнир педагог. Организуется жюри и специальное табло для оценок. Детей необходимо предупредить, что в игре главное не соревнование «кто больше, кто быстрее», а умение команд дружно и слаженно работать, умение обобщить и применить теоретические знания на практике. Поэтому будут оценены в первую очередь точность, правильность постановки вопросов и заданий, точность, правильность, полнота ответов и качество выполнения практических заданий, а также творческий подход учащихся к решению поставленных задач.

При подведении итогов необходимо отметить самые интересные и творческие идеи, выразить благодарность наиболее активным учащимся, и особо подчеркнуть работу команд, в которых дети работали сообща.

Также форму турнира может иметь и фрагмент урока в виде блиц турнира. Тут команды составляют задания и вопросы, требующие быстрых, точных ответов и кратких зарисовок – ответов. Задания даются в быстром темпе и проводить такой блиц турнир лучше в виде перекрёстного поединка. Выигрывает та команда, которая за отведённое время выполняет наибольшее количество заданий.

Урок-путешествие

Целью такой формы урока является погружение ребят в некий необычный, непривычный, сказочный мир и одновременно познакомить с определенным теоретическим и практическим материалом, необходимо отвлечь детей от обыденности и погрузить их в особое эмоциональное состояние, вызвать отклик в душе, подтолкнуть к действию фантазию ребят.

Этот вид нестандартного урока наиболее удачно позволяет сочетать в себе элементы эмоциональной драматургии, элементы игровой и познавательной деятельности, позволяет перенести детей в мир воображаемого, фантастического, поместить их в такие условия, которые вынудят работать творческие способности детей, причём в лёгкой игровой форме, что очень важно в младшем школьном возрасте.

Такие уроки в наибольшей степени позволяют воспитать в детях интерес и любовь к разным видам деятельности, воспитать активное отношение к окружающему миру, его истории и искусству, позволяют воспитать активное отношение к художественной творческой деятельности, вызывают у детей искренний отклик в душе и желание вернуться в созданный учителем сказочный мир и атмосферу творчества.

В ходе организации такого урока необходимо создать соответствующую теме обстановку с помощью различных средств (переставить мебель, оформить доску и стены, заранее продумать и подготовить соответствующие костюмы или детали костюмов, создать эмоциональную атмосферу через подбор музыкального сопровождения, интересного теоретического материала, эмоциональную подачу материала учителем, подбор соответствующего литературного ряда). Желательно продумать «средство передвижения», его материальное оформление, обыграть передвижения детей через звуковые игры (игра «Поезд»), небольшие подвижные игры (можно совместить «передвижения» с физкультминутками), а также не забывать о наличии достаточного количества разнообразной практической деятельности. Желательно, чтобы по ходу путешествия дети сталкивались с необычными явлениями и объектами (например, встреча с жителями страны, в которой мы находимся в данный момент), а также преодолевали некие преграды, выполняя задания разного характера. В такой подаче любой материал дети запомнят даже непроизвольно.

Для детей 1-2 класса наиболее эффективным будет путешествие в сказку либо путешествие в места интересные детям этого возраста (зоопарк, кукольный театр, во двор лепить снеговика, в космос на ракете и т.п.), а для детей 3-4 класса уже можно предложить путешествия также и в более «серьёзные» места (музей, выставочная галерея, берёзовая роща, экзотическая страна, дом художника, путешествие по родной стране и т.д.).

Такие уроки требуют серьёзной подготовки и эмоциональных затрат от педагога, но при этом позволяют вызвать в душах детей искренний отклик и желание вернуться в сказочный мир искусства, а также позволяют добиться наибольшего эффекта в разных направлениях воспитания (эстетическом, экологическом, патриотическом и т.д.).

Уроки-путешествия часто позволяют осуществлять межпредметную связь в процессе обучения. Например, путешествие в мир литературы или музыки, когда детей можно увлечь в мир сказок, в мир стихов о природе, в мир музыкальных образов и т.п., в котором дети наблюдают авторское видение объекта, сравнивают своё восприятие объекта с восприятием этого же объекта другими людьми и пытаются выразить с помощью средств художественной выразительности свой уникальный образ объекта.

В уроки-путешествия можно включать элементы состязательности и проводить путешествие-конкурс. Например, предложить детям путешествие в Страну Загадок (пословиц, поговорок), а в качестве практической части провести конкурс. Для этого разделить класс на несколько команд, которые придумывают себе названия и выполняют эмблему. Заранее подготовить с детьми некоторый запас необходимых для участия в уроке материалов (выучить загадки на разные темы). Можно проводить конкурс в форме перекрёстного поединка, когда команды по очереди предлагают задания друг другу. Задания может предлагать и учитель. В таком конкурсе можно предложить детям:

Урок – это культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка он видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит, свои взлеты и падения. Учитель несёт в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии с представлениями о красоте, гармонии, порядке и старается подходить к уроку творчески. Творческий подход учителя к организации урока обязательно будет достойно оценен детьми, их счастливыми глазами, словами благодарности за урок и желанием побыстрее вернуться на урок к учителю.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., Союз, 1997.
  2. Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников // Справочник классного руководителя, 2008, №5.
  3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2009.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., ВЛАДОС, 2003.
  5. Обухова Л.Ф Возрастная психология. Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2000.
  6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России, 1998.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., Народное образование, 1998.
21.11.2017