Лекториум «Молодежь в современном обществе. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте»
Оценка 4.7
или оплатить 149 р.


или оплатить 149 р.

Лекториум «Молодежь в современном обществе. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте»

Оценка 4.7
Мероприятие
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл +1
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном мероприятии Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 24.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Лекториум «Молодежь в современном обществе. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте»
Cвидетельство участника


или оплатить 149 р.
Лекториум «Молодежь в современном обществе. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте»

В настоящее время молодежь – это самая ценная, и в то же время самая проблематичная часть современного общества.

Ценность подрастающего поколения заключается в том, что его представители обладают повышенной критичностью мышления, оригинальностью, способностью усваивать огромные объемы различной информации, заметной целеустремленностью.

Тем не менее, данные достоинства могут породить некую проблематику существования и реализации молодежи в современном обществе. Например, критичность мышления зачастую направлена на отторжение существующих догматов и норм, которыми руководствуются другие члены общества, нежели на поиск истины.

Для нынешней молодежи также характерны и негативные качества, отсутствующие у их предшественников, такие как повышенный негативизм, нежелание работать, отрешенность от окружающего мира.

Сегодня молодежь – это большая социально-демографическая группа, объединяющая в себе индивидов на основе экономических, возрастных и социально-демографических характеристик.

Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователи устойчиво выделяют:

  • возрастные границы и социально-психологические особенности;
  • специфику социального статуса, социально-культурное поведение;
  • процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.

С точки зрения психологии молодость – это период формирования у личности социального статуса, устойчивой системы ценностей, самосознания. В настоящее время молодежь – это самая ценная, и в то же время самая проблематичная часть современного общества.

Чаще всего в понятие «молодежь» входят большие социальные группы, состоящие из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста достаточно подвижны: в различных развитых странах молодежные группы составляют лица в возрасте от 14 до 30 лет.

На рассматриваемую социальную группу оказывают непосредственное влияние следующие социальные институты:

  • школа;
  • высшее учебное заведение;
  • семья;
  • трудовой коллектив;
  • средства массовой информации (СМИ);
  • стихийные группы.

Каждый человек занимает определённую позицию в социальной структуре группы и общества, связанную с определенной совокупностью прав и обязанностей, т.е. имеет статус. Социологи выделяют два вида статуса: личный и социальный.

Личным статусом называется такое положение человека, которое он занимает в, так называемой, малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот.

Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

  • реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
  • системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет.

Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей определенного статуса в определенном обществе. Фактически социальная роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации.

Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Современные ученые предлагают разнообразные классификации социальных ролей. Выделяют базисные (основные) социальные роли:

  • труженик;
  • собственник;
  • потребитель;
  • гражданин;
  • член семьи.

Несмотря на то, что поведение личности в большей степени определяется занимаемым статусом и ролями, которые она играет в обществе, личность имеет свободу выбора и сохраняет свою автономию.

Сейчас каждый человек обладает возможностью выбирать из множества социальных ролей и статусов те, которые позволят ему наиболее четко реализовать личные планы и более эффективно демонстрировать свои способности. На выбор какой-либо социальной роли влияют не только социальные условия, но личностные и биологические особенности: темперамент, возраст, пол, состояние здоровья и т.п.

Наиболее часто роли подростка связаны с семьей (дочь/сын, сестра/брат и т.д.), школой (ученица/ученик), разнообразными формами досуга (участник танцевального кружка/спортивной секции). В будущем к сохраненным прежним социальным позициям (дочь/сестра/ученица) присоединяются новые, такие как студент, работник, семьянин и т.д.

Рассмотрим развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Ребенок ― основная роль, с которой человек начинает свою жизнь Ребенок находится во взаимоотношениях с родителями, родственниками,друзьями. Как правило, это отношения взаимного влечения и гармонии. Роль ребенка постепенно дополняется ролью сына/дочери, брата/сестры.

Учащийся. В 6 лет ребенок идет в школу. Школа, как социальный институт, не только дает подрастающему поколению образование, но и придает социальный статус; благодаря школе молодое поколение обустраивается в социальной жизни, приобретает в ней свою нишу - учащиеся. Позиции учащихся не пассивны ― в них постоянно воспроизводится социальный потенциал, поддерживаемый механизмами социализации, самореализации, раскрытия личностного начала посредством не только идентификации, но и внутренней борьбы мотивов. Жизненная фаза становления человека (а, именно, школьный, и, особенно, старший школьный возраст) характеризуется значительно большей активностью, чем последующие фазы, а культура еще не успела ограничить эмоциональную энергию институциональными рамками. В этой связи особенно важно проследить преемственность институциональных матриц общения в обучении.

У старшеклассника в роли воспитуемого просматривается собственная активная позиция: если учитель стремится к тому, чтобы развитие ученика соответствовало некоему образцу, идеалу, то перед учащимся возникает задача найти свое место в жизни. В ролевой структуре «мастер - подмастерье» ученик не только добросовестно исполняет указания «мастера». Институт подмастерья имеет вид кооперативной деятельности, где ощутимы как взаимопомощь, так и соперничество, состязательность. Ученик предан мастеру, он его приемник, последователь, но, в не меньшей степени, он соперник и, даже, «конкурент». Эта состязательность поддерживается самой формой учебных занятий, которая приближена к игре, хотя, «игроком» является ученик, а учителю, чаще всего, достается роль «арбитра».

Есть и иной важный контекст ролевых позиций учащегося: школьная роль устремляет его в познавательную сферу, в раскрытие тайн, в мир воображения. Он «исследователь», потому что следует по ступеням и фрагментам человеческой культуры. Но школа, как и любой социальный институт. Задает дисциплинарные рамки, представленные систематизированным знанием, учением. Поэтому, старшеклассник, прежде всего, ― «ученик».

Самообразование, возникающее уже на ранних ступенях обучения (в виде выполнения домашних заданий) и возрастающее по мере повышения этих ступеней (в старших классах наивысшая степень самостоятельности), невольно ведет к тому, что ученик примеривает социальную роль «учителя», в которой у него появляется возможность утвердиться лишь на ступенях высшего образования. Пожалуй, это наиболее важная социокультурная ролевая ориентация ученика

Студент. Значительную часть молодежи составляют студенты. Зачастую при выборе средне специальных и высших учебных заведений в первую очередь обращается внимание на престиж учебного заведения и выбранной профессии, а также на множество других факторов социально-экономического характера. Многие представители молодого поколения в первую очередь ориентируются на увлекательные особенности студенческой жизни. Как правило, отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны учителей, времени со стороны родителей, а также некая степень свободы посещения занятий требуют от студента большего самоконтроля, самостоятельности и ответственности, чем от школьника. К тому же общество находится в состоянии конкуренции и, соответственно, предъявляет требования к определенным качествам, которые в настоящее время является едва ли не основным фактором успеха:

  • высокий уровень образования;
  • готовность к смене деятельности в соответствии с требованиями рынка;
  • овладение компетенциями, которые высоко ценятся на современном рынке труда.

Важным фактом является то, что нынешняя молодежь достаточно активно приобретает необходимые навыки. Именно поэтому важно активно овладевать умениями и знаниями, которые необходимы для самореализации в соответствии с запросами современного рынка труда.

Работник. Снижение возраста паспортизации с 16 лет до 14 считается ответом на стремительное развитие подросткового рынка труда. Законодательство РФ предусматривает возможность устройства на работу молодых людей, достигших 15-летнего возраста. Многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента.

Семьянин. В юношеском возрасте каждый человек имеет приблизительно равные условия в выборе: начать самостоятельную жизнь или же остаться в родительском доме. С течением времени молодые люди становятся более самостоятельными и ответственными, менее зависимыми от родителей, как в финансовом, так и в психологическом отношении. Некоторые берут на себя ответственность и заботу о престарелых родственниках, оказывают финансовую помощь родителям, а также создают свои собственные семьи. На сегодняшний день тенденция к снижению брачного и репродуктивного возраста заметно усилилась. Данную ситуацию нельзя назвать оптимальной, так как ранние бракосочетания и рождения ребенка могут «тормозить» образовательный и профессиональный рост молодых людей, кроме того, они увеличивают долю нуждающихся в социальной поддержке со стороны общественных организаций и государства в целом. В таких случаях не стоит забывать о том, что семья и дети требуют определенной ответственности, внимания и заботы.

Гражданин. С самого детства каждый человек начинает формировать свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения. Как правило, в старших классах или уже в высших учебных заведениях одна из существующих политических ценностей и норм становится для юноши наиболее важной и формирует его внутренний мир. Такой период связан с умением человека следовать своим социальным ролям, формировать определенные позиции, перерабатывать информацию, вырабатывать личные политические суждения и т.д. С приобретением всех гражданских прав у каждого человека появляется возможность принимать участие в работе общественных организаций, государственных органов, выборах. Этот процесс также можно назвать процессом становления индивида как гражданина, то есть полноценного субъекта политики. Современная молодежь обладает огромным желанием трудиться за вознаграждение, намерением получить профессиональное образование. Она не испытывает страха перед преобразованиями рыночной экономики, демонстрирует приверженность к материальному преуспеванию и традиционным семейным ценностям. Общество со всеми его властными структурами должно ориентироваться на формирование таких рабочих мест, с помощью которых молодежь имела бы возможность самостоятельно обеспечивать себе достойную жизнь.

Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая смена происходит в момент окончания школы, когда школьник приобретает статус студента. Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (сын/дочь, брат/сестра). В дальнейшем, при их сохранении, в юношеском возрасте приобретается дополнительный статус – работник. Вследствие этого, происходит процесс расслоения молодежи на два типа.

Первый тип – социальный инфантилизм, при котором молодые люди остаются подростками значительно дольше, чем это необходимо (от 20 лет и старше).

Второй тип – раннее социальное взросление, при котором молодые люди ориентируются на западную культуру, где подростки начинают обеспечивать себя раньше. Социальная политика должна быть ориентирована на данные типы и стараться понять их механизмы.

Процесс формирования социальных ролей, осуществляющийся в ходе социализации личности, включает в себя, с точки зрения Т. Парсонса, три основных компонента:

1) глубокое внутреннее усвоение индивидом мотиваций, конкретизируемых в виде приемлемых для данного общества и данной совокупности ролей в этом обществе ориентиров поведения;

2) предоставление обществом индивиду благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему (и избираемыми им самим) ролями;

3)соблюдение индивидами, выполняющими свои роли, надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.

Подростково-юношеский период являются самыми сложными и важными в процессе формирования социальных ролей. Родители обычно пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым можно считать своего ребенка, и они бесконечно находят «камни преткновения» со своими детьми относительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег, женитьбы или замужества. Молодые люди и сами часто пребывают в состоянии неопределенности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пути достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей и т.д. Предписанные роли, могут успешно формироваться и выполняться школьниками только тогда, когда каждый из них успешно социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей. Работу в этом направлении должны проводить, наряду с семейным воспитанием, специализированные социальные институты, к которым, прежде всего, относятся общеобразовательные учебные заведения. Процесс формирования достигаемых социальных ролей учащихся, связанных с их личными достижениями, помимо индивидуальных характеристик школьника, также, во многом, зависит от качественной работы школы.

Для формирования социальных ролей учащихся старших классов можно использовать технологию формирования социальной компетентности.

Сущность технологии заключается в разработке совокупности методов, способствующих в рамках образовательного процесса формированию и развитию составляющих компетенций социальных ролей.

Данная технология реализуется согласно принципам личностно ориентированного подхода. Основной принцип, на котором базируется данная технология – это принцип свободы выбора деятельности развитию составляющих компетенций социальных ролей.

Предоставление обучающемуся ситуации выбора предполагает:

- Учащийся может выстроить свой образовательный маршрут в рамках данного учебного занятия или мероприятия, но с учетом конечного результата.

- Ученик может самостоятельно выбирать литературные источники, по которым он будет осваивать данный материал.

- Ученик может самостоятельно выбирать место работы (в рамках учебного кабинета, в рамках школы – библиотека, компьютерный класс и др.).

- Ученик может самостоятельно решать, как работать: в группе, паре или индивидуально, но при этом обязательно мотивировать свое решение.

При реализации предоставления обучающемуся ситуации выбора педагогу необходимо ясно и наглядно представить детям цели и конечные результаты их деятельности, систему и критерии оценивания, которые должны быть понятны ученикам. Необходимым условием реализации данной технологии является организация рабочего места ученика и учебного кабинета в целом. В кабинете обязательно должен быть выбор литературы, методических пособий по теме, а также список литературы, имеющейся в библиотеке.

Принцип свободы выбора выполняет в данном случае и диагностическую функцию. Например, если старшеклассник часто выбирает индивидуальную работу, можно предположить, что групповые формы работы для него затруднительны. Значит, задача педагога выяснить причины этих затруднений (застенчивый, отвергает коллектив, не может сосредоточиться в режиме избытка разноречивой информации и др.). На основании выявленных причин строится дальнейшая работа с данным учеником.

Принцип целесообразности. Деятельность педагога и обучающихся строится на ценностном восприятии предметных и социальных знаний. Ученик анализирует целесообразность использования того или иного источника информации, возможные направления взаимодействия с группой и т. д.

Принцип ролевого участия. Этот принцип реализует понимание учащимися структуры социальных ролей и правила поведения в соответствии с предложенной ролью. При групповом взаимодействии каждый член группы в течение определенного количества времени может быть в роли руководителя группы или исполнителя. Исполнители в свою очередь также могут играть определенную роль (художник-оформитель, инструктор и пр.). После каждого занятия учащимися проводится саморефлексия, где дети отмечают собственное отношение к своей роли и дают оценку своей работе.

Технология формирования социальных ролей включает два компонента: диагностический и активно-формирующего. Диагностический направлен на выявление степени развития составляющих социальной компетентности. Активно-формирующий включает в себя занятия (мероприятия), направленные на формирование адекватных представлений о социально-приемлемом жизненном успехе, просмотр и обсуждение с подростками ряда видеороликов по типичной подростковой проблематике, просмотр и обсуждение с подростками ряда соответствующих художественных фильмов, релевантных их проблемам.

Технологию формирования социальных ролей можно активно использовать в ходе организации учебной деятельности, используя интерактивное взаимодействие учащихся в условиях урока.

Первым этапом организации урока по данной технологии является организационно-подготовительный этап, который включает:

1) проведение диагностики интересов и склонностей старшеклассников, их личностных характеристик, таких как адаптивность, коммуникативность, организаторские способности, что позволяет более точно определить индивидуальные особенности каждого ученика и предусмотреть характер взаимодействия учащихся, входящих в одну группу. В соответствии с принципом свободы выбора, учащиеся не пожелавшие работать в группе составляют собственный образовательный маршрут для изучения данной темы. В данном случае необходима работа педагога совместно с психологом для выявления причин отторжения учеником коллективной работы и поиск методов вовлечения данного ученика в совместную работу.

2) разработка программы уроков в соответствии с задачами формирования социальной компетентности, учётом дифференциации учащихся на группы, целей и задач конкретного урока, возможности вовлечения внеурочных ресурсов и межпредметных связей.

Второй этап – деятельностный. Обучающиеся осуществляют свою работу в соответствии с выработанной на первом этапе стратегией действий. Ученики одной группы распределяют между собой задания и договариваются о сроках их выполнения. Цель данного этапа - развитие навыков сотрудничества, формирование организационных и коммуникативных компетенций.

Третий этап – рефлексивно-оценочный. Основное направление – осуществление старшеклассниками рефлексии собственных достижений. Своевременная диагностика процесса формирования социальной компетентности поможет понять, достигнут ли желаемый результат.

Технология формирования социальных ролей поможет воспитать человека, умеющего находить гуманистический, ценностно-смысловой аспект образования, самостоятельно творчески мыслить, уметь находить и рационально решать проблемы.

Список литературы:

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. – Минск: Студент, 2004. 395 с.
  2. Василенко И.В., Дулина Н.В. Общество: элементы взаимосвязи: учебное пособие. – Волгоград: ВолгГТУ, 2007. – 80 с.
  3. Майерс. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 340 с.
  4. Платонов Ю.П. Социальные статусы и роли. – СПб.: Элитариум, 2007. – 130 с.
  5. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей. – М.: Социальная психология, 1999. 260 с.
04.12.2017