ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Учимся создавать бесконфликтную среду:

психология крика

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: почему кричит учитель?

Согласно классической педагогики хороший педагог должен обладать такими свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания.

Обучающиеся воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований проводился опрос детей разных регионов России на предмет того, у какого учителя они хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ, в котором школьники разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал».

Анализируя данную проблему, можно сделать неутешительный вывод о том, что в школах сегодня действительно много крика - как со стороны учителей, так и со стороны самих детей.

В самом деле, когда учитель кричит, то ребенок тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться.

Но тогда почему учитель кричит? Возможно, это происходит от осознания учителем своей неспособности повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно.

Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг становится неспособным к формированию точных дифференцировок, что является одной из важнейших сторон учения с точки зрения психологии.

Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика? Многие действительно не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать.

Причин педагогического крика может быть несколько: психолого-педагогические, физиологические и социально-психологические.

Психолого-педагогические причины

Одна из главных причин – недостаток педагогического мастерства и культуры педагога, как показатель отсутствия должного профессионального мастерства, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось.

Например, учитель хочет повлиять на поведение ребенка, что-то ему говорит, но ребенок не выполняет педагогических требований. Согласно обыденной логике, в этом случае надо приложить больше усилий, усилить воздействие, чтобы оно возымело действие. Следовательно, учитель повышает и усиливает голос. И продолжает это делать до тех пор, пока ребенок не выполняет требование или не убежит от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза.

Конечно, было бы гораздо лучше, если бы учитель пересмотрел свою методику педагогического воздействия и нашел тот обучающий или воспитательный прием, который сделал бы его требование или объясняемый материал более понятным.

Социально-психологические причины

Многие взрослые любят показать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос. Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода начальников? В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и социального статуса. Уверенные в себе индивиды и начальники, как правило, говорят более громкими голосами и используют при этом другие интонации, которыми пользуются их подчиненные. И этим самым показывают, кто самый главный.

Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, - многие дети, а скорее всего подавляющее большинство из них, особенно в младших и средних классах, ответят «директор» или «учитель». И только старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все-таки ученик. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем наоборот. И потому считают вправе показывать свое главенство и превосходство силой своего голоса.

В сегодняшней личностно ориентированной парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, ещё долгое время, прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах.

Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надежный способ нормального психического состояния. Ещё Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться в безобидные объекты, которые не могут особенно повредить её носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать её, когда писателю не нравится его книга, он может её сжечь. Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может накричать на него или даже ударить. Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания.

Педагог во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, и наконец, просто из-за семейных неурядиц. По некоторым данным невротизация среди учителей достигает 70%. В крике также присутствует некоторый момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.

Физиологические причины

Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат человека имеет тесную связь с половыми органами человека.

Во время критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как гортани, так и голосовых связок. Фониатры в такие дни запрещают многим разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. Так что связь голоса с состоянием половых органов очевидна.

Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная жизнь, а значит в определенной мере и сексуальная, не особенно складывается или уже не сложилась. Известно также, что психоаналитики склонны рассматривать семейные и разного рода другие скандалы, как замещающий эквивалент сексуальных взаимоотношений. Разговоры на высоких тонах учителей со своими учащимися с некоторыми оговорками также можно отнести к этой же категории явлений.

Сексуальная энергия, согласно ортодоксальному психоанализу, может сублимироваться в достижениях искусств, и у художественно одаренных натур она превращается в красивое пение. У обычных людей сексуальное напряжение выходит в виде грубого ора и заурядного крика. В русских деревнях недаром есть выражение – не петь, а «орать» песни или частушки. Не секрет, что, прокричав, а точнее проорав на своих учеников, некоторые педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем, что ни в коем случае нельзя признать допустимым.

Крик и кофликт

Не надо особенно мудрствовать, чтобы понять, что ситуация, когда педагог срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи представляют следующим образом:

Функции

Средства

Обязанности

Права

Ответственность

Власть

Сбалансированность рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может реализоваться без определенной обязанности. Ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что

обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций; ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами. Психологи сформулировали следующий принцип сбалансирования рабочего места: «Ни одной функции без средств, ни одного средства без функции. Ни одной обязанности без прав, ни одного права без обязанности. Ни одной функции без обязанностей или ответственности, обязанности или ответственность только в связи с выполняемыми функциями».

Сплошь и рядом конфликты, а значит и ненужные крики происходят в тех случаях, когда функции оказываются не обеспечены нужными средствами; когда ответственность не обеспечивается соответствующей властью; когда обязанности налагаются без их сопровождения необходимыми правами.

Если бы люди знали основные положения конфликтологии и стремились бы руководствоваться ими, то конфликтов у них в отношениях было бы гораздо меньше, а значит, было бы и меньше крика.

Если, к примеру, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для решения задачи. Необходимо как можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав, обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти, что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без надрывного крика со стороны учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах.

Поведенческая терапия

Психологи-консультанты, занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной привычки.

Прежде всего, надо понять, что происходит в трудной ситуации, в которой вы срываетесь на крик. В теории трансактного анализа Эрика Берна такая пристройка автоматически вызывает диспозицию «я хороший - ты плохой», в которой партнер рассматривается как лицо, которое что-то обязательно должно хорошо делать или не делать.

Как считает основатель рационально-поведенческой терапии Альберт Эллис, непреклонные идеи долженствования лежат в основе сильных негативных чувств, таких, как гнев или презрение. Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение, в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное продолжение и проявление в повышенном тоне голоса и крике. Поэтому контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую напряженность. Для этого поведенческие психологи и консультанты учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и предотвращать появление напряжения в теле, что дает возможность оставаться спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил название «десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции.

С другой стороны, рациональная проработка имеющихся в сознании негативных установок и диспозиций по отношению к себе и к другим помогает преодолевать бессознательную враждебность.

Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя:

  • фокусировку внимания на определенной группе мышц;
  • напряжение этой группы мышц;
  • фиксацию и сохранение напряженности в течение 5-7 секунд;
  • освобождение от напряженности в данной группе мышц;
  • релаксацию и фокусировку внимания на снижении напряженности и дальнейшей релаксации данной группы мышц.

В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения, беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной жизненной ситуации

Методика систематической десенсибилизации, разработанная американским психологом Джозефом Вольпе, включает в себя три важнейших элемента:

а) обучение глубокой мышечной релаксации;

б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции;

в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих неприятные эмоции.

Важным является нахождение ключевых слов типа «покой», «отдых», специальных команд «успокойся», «сбрось напряжение», которые ассоциируются с состоянием расслабления и могут использоваться при появлении нежелательных реакций. Особенно важны эти рекомендации для людей с холерическим темпераментом, у которых существует природная предрасположенность к проявлениям гнева, а, следовательно, и к крику.

Учителю, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать, для достижения позитивных изменений в своем поведении, можно рекомендовать создание программ и стимулов самоподкрепления и самонаказания.

Можно понаблюдать за поведением близкого человека, который отличается спокойствием и невозмутимостью, и затем попробовать на некоторое время поиграть его роль. Представляя трудную ситуацию, вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот невозмутимый человек? Войдя поначалу в роль на короткое время, впоследствии можно постепенно увеличивать время пребывания в ней до 2-3 часов.

Можно также в своем воображении представить ужасную картину последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, его увезут в больницу, ребенок станет инвалидом, а бедолагу-учителя начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут заставить учителя быть более осторожным в использовании «кричащих» воздействий.

Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Эти понятия психологи связывают с понятием самоэффективности, основная идея которого заключается в способности достигать нужного результата. От веры в свою эффективность зависит, какие усилия сможет учитель приложить для воспитания у себя нужных педагогических качеств. Высокая самооценка и сильная вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и прилагать большие усилия для достижения поставленных целей. Специальные психологические тренинги помогают сформировать такую самооценку.

КУДА И КАК НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ КРИКА

Крик - естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах - это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направить в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать.

Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в энергию певческого звука, наполняющего окружающую школу атмосферу трепетным звуковым эфиром. В школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Это может дать всем участникам хора одновременно необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим голосом.

В заключение приводим медитативное упражнение, способное помочь человеку, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием.

«МОИ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС»

Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.

Мне дышится легко, приятно и спокойно.

Все мышцы моего тела приятно расслаблены.

Я совершенно спокоен.

Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.

Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.

Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.

Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.

Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.

Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

Мое дыхание ровное и спокойное.

Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.

За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз.

А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного для меня удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.

Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.

Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не напрягать, особенно в трудных ситуациях.

Данная медитация - только пример для создания собственных педагогических настроев, направленных на саморегуляцию психического состояния. Каждый учитель может сочинить для себя свой собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.