Тревожность у школьников: Анализ проблем и эффективные стратегии преодоления
Оценка 4.7
1 р.
1 р.

Тревожность у школьников: Анализ проблем и эффективные стратегии преодоления

Оценка 4.7
Практикум
Междисциплинарный 13
1 кл—11 кл
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 30.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Тревожность у школьников: Анализ проблем и эффективные стратегии преодоления
Cвидетельство участника
1 р.
Тревожность у школьников: Анализ проблем и эффективные стратегии преодоления

Материалы для скачивания доступны по ссылке 

Современные научные исследования показывают растущий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность является довольно распространённым психологическим феноменом современности, часто встречающимся симптомом неврозов и функционального психоза, а также частью других заболеваний или триггером расстройств в эмоциональной сфере. Как и любое сложное психологическое явление, тревожность имеет многоуровневую структуру, где преобладающим является эмоциональный аспект. В общем смысле, тревожность выступает как субъективное отражение личного неблагополучия и дезадаптации. Она воспринимается как чувство эмоционального дискомфорта и ожидание возможной опасности. В последние годы психологов особенно беспокоит формирование тревожных состояний в школьной среде. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня считается негативным фактором для общества. Это неблагоприятное воздействие зачастую приводит к нарушениям в психологическом здоровье учащихся.

В последнее время наблюдается увеличение числа детей, испытывающих тревожность, которая проявляется в лёгком беспокойстве, неуверенности и переменчивом настроении. Негативные переживания в школьной обстановке могут обозначаться разными терминами, такими как "школьный невроз" и "школьная фобия". Эти термины подчеркивают существование определённых состояний у школьников, в которых накапливаются эмоции, способствующие неустойчивости и дезадаптации. Школьные стрессы могут включать в себя психофизиологические и эмоциональные состояния, которые возникают из-за неблагоприятного психологического климата в классах, конфликтов между детьми, трудностей в общении с учителями, а также из-за системы оценки знаний, которая может быть слишком напряжённой, включая опросы на уроках, контрольные работы, тестирование и экзамены.

Рекомендации учителям-предметникам при работе с тревожными детьми

  1. Не выделяйте таких детей при обсуждении неудач класса.
  2. При объяснении д\з или перед контрольной работой старайтесь говорить спокойным голосом, не запугивайте их предстоящей работой.
  3. Также напоминайте таким детям, что этот материал они проходили и хорошо в нем ориентируются.
  4. Побуждайте таких учеников к концентрации внимания. «Сосредоточьтесь», «Мы это проходили, главное просто быть внимательным»
  5. Когда ребенок уже выполнил задание и приступил к его проверке, перед тем, как сдать, тревожный ученик зачастую может переправить правильный ответ на неверный. Предложите им просто записать это предложение (слово, пример) на черновике, не задумываясь и полагаясь на интуицию. Таким образом, срабатывает механическая память и сомнения могут рассеяться.
  6. Не используйте таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся». Замените их словами «Подумай хорошо», «будь смелее», «сохраняй спокойствие». При этом следует применять доброжелательный тон.
  7. Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно сказать «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего результата».
  8. При выставлении отметок, уточняйте, что это оценка их знаний, а не личности в целом «Сегодня твой ответ на 7».
  9. Не стоит критиковать за плохие отметки. Их лучше приободрить «В этот раз ты был невнимателен, в следующий раз, если будешь стараться, все получиться».
  10. Если вы заметили, что ребенок боится именно Вас, как учителя: отвечает хуже, чем при самостоятельной работе – то при обращении к нему спокойно улыбнитесь.
  11. Не сравнивайте такого ученика с другими детьми. Он не сможет стать Катей или Васей. Лучше сравнить Петю сегодняшнего и вчерашнего»
  12. Создание ситуации успеха, частое позитивное одобрение, похвала. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  13. Обучение самоконтролю за своим поведением, состоянием, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятие по душе,
  14. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  15. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  16. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
  17. Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным
01.10.2024