Интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуализации информации
Оценка 4.8
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуализации информации

Оценка 4.8
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 25.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуализации информации
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуализации информации

Школьное обучение требует от детей хранения в памяти огромного объема информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта.

Интеллектуальная (ментальная) карта, известная так же как диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта – это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

Интеллектуальные карты на сегодняшний день – это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.

Автор этой методики английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен. Будучи студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени, усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Он не открыл ничего нового, только систематизировал уже имеющиеся в психологии знания о законах мышления.

Наиболее эффективное и плодотворное мышление имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны за счет активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти. Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением («радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга).

Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение. Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.

Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект-карта строится на плоскости, например, листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность – в пространстве, времени и цвете.

Интеллект-карта (mind map) – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности или решать разнообразные интеллектуальные задачи.

Тони Бьюзен специально подчеркивал, что при рисовании интеллект-карт существенно включается в работу правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и целостный подход. На основе рисунка легко сделать вывод, что за ведение классических записей отвечает левое полушарие, а правое при этом отдыхает. А поскольку интеллект-карты интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о методе «целостного» мышления. Исследовав мыслительные системы античности и Ренессанса Тони Бьюзен установил, что они опирались на фантазию и ассоциации. Великие мыслители древности использовали рисунки, коды и соединительные линии.

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

а) объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

б) основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

г) ветви формируют связанную узловую систему.

Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. То есть, рисуя интеллект-карту по какой-то проблеме, мы обдумываем ее другой частью мозга. Всегда полезно рассмотреть проблему с разных сторон. Это сильная графическая техника, которая предоставляет универсальный ключ для открытия потенциала мозга.

Техника составления ментальных карт

При составленииментальных карт автор методики предлагает действовать следующим образом:

1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

2. Записывать не все подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.

Начало работы с картами (первый этап) представляет собой режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Необходимо взять лист бумаги и начать обдумывать свою идею или проект. Автор советует записывать абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критиковать и не огранивать себя.

Второй этап — это непосредственно составление карты:

1. На листе бумаги следует нарисовать в центре главную тему карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ изучаемой или рассматриваемой темы.

2. От главной темы проводятся несколько ветвей. На каждой из них нужно написать одну идею (мысль, образ, понятие), связанную с главной темой из тех, которые сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложить карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Рекомендуется задействовать как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности с использованием различных цветов: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) можно выделить красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — чтобы созданный собственный язык образов четко передавал информацию с карты. Яркие образы карты дадут возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложить карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа карта готова. С течением времени возможно совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями.

Рекомендации Тони Бьюзена по составлению карт

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии должна быть равна длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

Виды интеллект-карт

В зависимости от объема или применения Тони Бьюзен различает следующие виды интеллект-карт:

- стандартные карты (standard maps) ― это множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности;

- скоростные карты, или карты-молнии (speed maps) ― данный вид интеллект-карты стимулирует умственные процессы (что я знаю по этой теме; что я скажу в процессе выступления);картой может стать краткий одноцветный конспект, сделанный перед выступлением или ответом;

- мастер-карты (master maps) ― это весьма объемные карты к целой области знаний, например, по материалам одного раздела или темы; они часто составляются непрерывно и предназначены для общего обзоратемы;

- мегакарты (mega maps) ― связанные друг с другом карты, где центральная карта с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых представлены детали или дополнительные аспекты.

Автор советует на первых порах особо пристальное внимание уделять:

  • переформулированию ветвей с большим количеством слов в одно слово или переделке их в основные и второстепенные ветви;
  • анализу результатов от разбивки сложных слов;
  • контролю за повторениями;
  • периодическим проверкам возможности отображения проблемы при помощи символов и цвета;
  • использованию символов, которые можно добавлять позднее к уже имеющемуся ключевому понятию;
  • высвобождению своих идей и ассоциаций из «клетки» рационального мышления;
  • предупреждению загруженности слишком сложными темами;
  • получению удовольствия от составления карт.

Области применения интеллект-карт очень разнообразны:

  • запоминание материала;
  • упорядочивание и систематизация информации, в том числе конспектирование лекций, конспектирование книг;
  • планирование деятельности, подготовка к выступлениям, подготовка материала по определенной теме;
  • решение творческих задач;
  • мозговой штурм;
  • презентации;
  • планирование и разработка проектов разной сложности;
  • составление списков дел;
  • общение;
  • проведение тренингов;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • поиск решений в сложной ситуации;
  • рассмотрение различных вариантов решения задач;
  • решение личных проблем.

Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. Так на уроках истории темы содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме «Великая Отечественная война» можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные операции и сражения; на уроках литературы можно составлять при изучении обзорных и монографических тем. Так, в ходе изучения биографии и творчества писателя, карты могут включать в себя основные этапы жизни и творчества, названия основных произведений, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения. На уроках биологии можно составлять карты по темам: «Птицы», «Растения», «Животные», «Системы организма человека» и т.д.

Учащиеся могут самостоятельно составлять интеллект-карту либо с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Многолетняя практика педагогов показывает, что диаграммы связей – наилучший способ конспектирования новой информации и великолепный инструмент в опытных руках специалистов и школьников, который позволит:

  • быстро и эффективно работать с любым объемом информации;
  • развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию;
  • использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной позиции;
  • принимать решения, планировать, разрабатывать проекты.

Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Программные средства майндмэппинга

Майндмэппинг – это способ визуального отображения мыслей и идей и того, как они связаны друг с другом. Представьте себе диаграмму, в которой идеи, задачи или другие понятия связаны ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи, – это и будет ваша карта мыслей.

Существует специальное программное обеспечение для помощи людям, которые испытывают трудности в создании ментальных карт, например, программы «XMind», «FreeMind», «MindMapping». В добавок к ним, всегда можно воспользоваться помощью online-сервисов, таких как SpiderScribe.net.

Рассмотрим некоторые программы.

Интернет-сервисы:

bubbl.us

– можно составить бесплатно только 3 карты;
– англоязычный интерфейс;
– сохранение карты как изображения;
– можно поделиться картой, отправить по почте;
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения

cacoo.com

– бесплатный сервис;
– русскоязычный интерфейс реализован частично (после авторизации можно установить русский язык, но не все элементы будут на русском);
– сохранение карты как изображения;
– можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможна совместная работа с картой нескольких человек.

mindmeister.com

– можно составить бесплатно только 3 карты;
– русскоязычный интерфейс;
– расширенные по сравнению с bubbl.us возможности редактирования;
– сохранение карты как изображения;
– можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.

Рассмотрим более подробно некоторые программы для установки на персональном компьютере.

Freemind — одна из самых распространенных бесплатных программ по построению ментальных карт:

– интуитивно понятное управление;

– наличие основных функциональных возможностей для построения Mind maps;

– возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.);
– необходимо перед инсталляцией программы установить Java;
– невозможно прикреплять документы и файлы к веткам;
– графические элементы достаточно низкого качества, однако можно прикреплять собственные.

XMind — бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте. Данное программное обеспечение позволит организовывать сложную информацию и управлять ей, а также проводить совместные могзовые штурмы.

  • после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе;
  • в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик;
  • много вариантов дизайна графических элементов (стрелки, топики, линии, фон);
  • большой простор для творчества, т.к. элементы можно добавлять в любую часть рабочего пространства;
  • можно при помощи «карандаша» рисовать линии любой формы и размера и подписывать их;
  • любой векторный редактор отличается от привычной работы с растровыми изображениями;
  • если нет опыта работы с векторной графикой, какое-то время нужно будет потратить на то, чтобы привыкнуть.

– за небольшую плату можно получить дополнительные возможности: аудиозаметки, совместное использование карты, информацию о задачах, фильтрацию, режим презентации;

– в бесплатной версии отсутствует конвертация файлов в pdf, текстовый документ, PowerPoint, MindManager.

Edraw Mind Map (Free Version) — бесплатная программа для рисования ментальных карт, отличается от своих аналогов тем, что построена на векторной графике. Построение ментальных карт в данной программе напоминает сборку конструктора:

При работе с интеллект-картами следует помнить об указаниях, которые образно можно назвать «три «П»:

«Принимай» означает, что на первом этапе следует забыть какие бы то ни было предубеждения относительно ограниченности своих ментальных возможностей и строго следовать законам интеллект-карт и рекомендациям по их составлению.

«Применяй» относится ко второму этапу. Рекомендуется, чтобы на этом этапесоставлялось не менее 100 интеллект-карт, применяя законы и рекомендации, вырабатывая и оттачивая собственный стиль и экспериментируя с интеллект-картами различных видов. Если требуется излагать информацию, применять интеллект-карты необходимо до тех пор, пока не почувствуется, что они сталиестественным способом организации мыслей.

«Приспосабливай» относится к последующему непрерывному совершенствованию навыков работы с интеллект-картами.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем.

Список литературы:

  1. Турковская Н.В. О реализации нетрадиционных форм занятий в вузе [Текст] // Профессионал года 2017: Сборник статей III Междунар. науч.-практ. конкурса / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». – 2017. – С. 80–84.
  2. Бруннер Е.Ю. Применение технологии mind map в учебном процессе // Развитие международного сотрудничества в области образования в контексте Болонского процесса: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Ялта, 5–6 марта 2008 г.). – Ялта: РИО КГУ, 2008. – Вып. 19. – Ч. 1. – С. 50–53.
  3. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей / Пер. с нем. В.В. Мартыновой, М.М. Демина. – М.: Омега-Л, 2007. – 126 с.
  4. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2003. – 304 с.

Список использованных Интернет-источников:

13.11.2019