Государственная итоговая аттестация – обязательный экзамен, завершающий освоение основных образовательных программ среднего и основного общего образования. Это, безусловно, очень серьёзное и ответственное дело, но нельзя считать сдачу экзамена целью обучения и подчинить ей весь образовательный процесс, учитель должен руководствоваться принципом – обучать языку, а не сдаче экзамена. Мы учим школьников предмету для того, чтобы они осознанно пользовались богатством выражения чувств, грамотно писали, умело выражали свою точку зрения… А всё это и послужит успешной сдаче экзамена в девятом классе.
Как организовать обучение русскому языку, чтобы выпускники успешно справились со всеми заданиями экзаменационной работы? На некоторые виды деятельности при подготовке к экзамену необходимо обратить особое внимание. Как показывает практика, у многих 9-классников возникают трудности при написании сочинения-рассуждения. Это третья часть (15 задание) экзаменационной работы, которая содержит в себе творческое задание – написание сочинения-рассуждения на основе текста второй части работы.
Приступая к выполнению третьей части, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста.
Для того чтобы иметь чёткое представление о третьей части работы, рассмотрим задания 15.1, 15.2, 15.3 из демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ).
В задании 15.1. необходимо написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, учащимся надо привести два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указать номера нужных предложений или применить цитирование.
Писать работу предлагается в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение можно словами К.Г. Паустовского.
В задании 15.2. нужно написать сочинение-рассуждение, как учащиеся понимают смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Также рекомендуется привести в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих свои рассуждения.
Задание 15.3. содержит следующие вопросы:
Как понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Познакомившись с содержанием заданий, попробуем ответить на вопрос: как лучше организовать работу по выполнению третьей части экзамена?
Не важно, какое задание (15.1, 15.2 или 15.3) выберет экзаменуемый, начальная подготовка к любому из 3 вариантов будет носить одинаковый принцип работы.
Перед тем как приступить к подготовке выполнения задания, необходимо, чтобы учащиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении 3 части основного государственного экзамена (ОГЭ). Для этого в самом начале подготовительной работы к ОГЭ необходимо изучить и проанализировать критерии оценивания, в дальнейшей работе при написании сочинения учиться анализировать написанные сочинения в соответствии с критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями очень важен, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям.
На первых этапах подготовки к сочинению акцентируем внимание детей на типах речи.Вспоминаем, что такое рассуждение.
Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. Иными слова, автор текста размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.
Следующий важный этап – определяем структуру сочинения-рассуждения, даём необходимые разъяснения:
Далее предлагаем учащимся следующий план подготовки к выполнению заданий 3 части:
После того, как основные этапы к выполнению части 3 экзаменационной работы рассмотрены, обратимся непосредственно к каждому заданию.
Предлагаем вариант работы по выполнению задания 15.1. и даем некоторые рекомендации для написания сочинения-рассуждения.
Писать работу нужно в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из наиболее сложных заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста. На высокий балл при написании этого сочинения могут претендовать только учащиеся, которые имеют хорошие знания по основным разделам языкознания - лексике и грамматике.
Можно предложить следующий порядок работы.
Во-первых, цитируем высказывание и объясняем его смысл. Рассмотрим несколько вариантов вступления к сочинению:
1. К.Г. Паустовский утверждал (сказал, рассуждал, отмечал, считал и т.д.): "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Несомненно, слова очень точно и образно выражают самые важные мысли и чувства человека. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, обратимся к тексту Б. Васильева.
2. При помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны. К.Г. Пауствоский, великий русский писатель, считал, что словом можно не только называть предметы, явления и действия, но и выражать идеи, мысли, чувства. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста Б. Васильева.
3. В высказывании К.Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Докажем эту мысль на примерах из текста Б. Васильева.
Во-вторых, аргументируем свой ответ - приводим два примера из прочитанного текста, подтверждающих слова писателя и наши рассуждения.
Аргумент 1.
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
Наконец, пишем заключение (в заключительной части сочинения делается вывод, как правило, говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами).
Таким образом (итак, ... /в итоге можно прийти к такому выводу: ... /в заключение можно сказать, что .../ обобщая сказанное, ... /из этого следует, что …), приведённые примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Рассмотрим задание 15.2.
Выполняя задание 15.2, учащиеся должны привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис. Для аргументации нужно использовать только материал прочитанного текста.
Во вступлении учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть (это и будет тезис). Для выделения тезиса надо внимательно прочитать текст, разделить его на структурные части (микротемы); в каждой части выделить (подчеркнуть карандашом) предложение или часть предложения, выражающее главное суждение (часть тезиса). Может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной идеи. Затем выделенное надо соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) и сформулировать тезис. Необходимо показать свое понимание смысла указанного фрагмента.
Например:
На мой взгляд (по-моему, я считаю, я думаю), для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.
Для оформления вступления учащиеся могут использовать речевые клише: В этом фрагменте автор говорит о том, что…
Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…
Основная часть по объёму должна быть больше, чем вступление и выводы. В ней учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста. Для этого следует повторно прочитать текст и выделить (карандашом) слова или предложения, в которых заключена важная информация, а также дать ответы на вопросы:
- О чем текст?
- Какую мысль автор хочет донести до читателя?
- С какой целью был написан текст?
Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль. Например:
Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма "бесценными".
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины.
Аргумент 2: В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.
Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе ("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души"). С помощью данной метафоры автор показывает ту значимость, которую имели письма для старушки.
Для оформления приведенных аргументов также можно использовать речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
Эту мысль можно подтвердить примером из … предложения текста.
Предложение №… подтверждает мысль о том, что…
Обратимся к предложению …, чтобы доказать справедливость этого высказывания.
В последней части сочинения учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод (мы пришли к выводу о том, что…/делая выводы из выбранных нами доказательств…/таким образом, можно …), что фронтовые письма сына были для Анны Федотовны настоящим сокровищем. Лишившись их, пожилая женщина потеряла своего сына навсегда: «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда».
Рассмотрим задание 15.3.
Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, нужно внимательно прочитать само задание, определить задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. Нужно обратить внимание, что задание 15.3 отличается от заданий 15.1 и 15.2: учащиеся должны привести один аргумент из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта.
При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним-двумя предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача для учащихся является довольно сложной. Чтобы помочь решить эту проблему, следует ознакомиться со списком тем, опубликованных на сайте ФИПИ:
1. Что такое внутренний мир человека?
2. Что такое выбор?
3. Что такое доброта/добро?
4. Что такое драгоценные книги?
5. Что такое дружба?
6. Что такое жизненные ценности?
7. Что такое любовь?
8. Что такое материнская любовь?
9. Что такое настоящее искусство?
10. Что такое неуверенность в себе?
11. Что такое нравственный выбор?
12. Что такое сила духа/сильный человек?
13. Что такое взаимовыручка?
14. Что такое счастье?
Целесообразна будет следующая самостоятельная работа учащихся: обратившись к толковому словарю, разъяснить понятия, предложенные в таблице, а затем объяснить эти понятия своими словами.
№ п/п |
Понятие |
Обратитесь к толковому словарю |
Объясните своими словами |
1 |
Человечность |
Достойный человека, отзывчивый, гуманный. Человечное отношение. поступить человечно (нареч.). (Ожегов) |
Доброта, бескорыстное служение людям, способность откликнуться на чужую боль. |
2 |
Дружба |
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов) |
Это такие отношения, когда ты привязан к человеку, доверяешь ему, у вас с ним есть какие-то общие интересы. |
3 |
Любовь |
Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви (Ожегов) |
Например, понятие «человечность» в словаре Ожегова трактуется как достойный человек, отзывчивый, гуманный; человечное отношение; поступить человечно (нареч.), своими словами это понятие учащиеся могут объяснить как доброта, бескорыстное служение людям, способность откликнуться на чужую боль.
Вот такое вступление может получиться:
Человечность – это доброта, бескорыстное служение людям, способность откликнуться на чужую боль. Именно эти качества по-настоящему ценны и являются истинными мерилами человечности.
Затем мы приступаем к написанию основной части. Аргумент из текста учащиеся находят путем анализа текста. С этим заданием обычно справиться несложно, потому как на уроках русского языка регулярно анализируются тексты, формулируется основная мысль. А вот с аргументами из жизненного опыта будет гораздо сложнее: опыта у ребят ещё слишком мало. Поэтому можно обратиться к художественной литературе и к историческим примерам.
Приведем 1 аргумент:
В тексте Бориса Васильева рассказывается о ребятах, которые ради своих интересов совершили бесчеловечный поступок: они украли драгоценные письма. Письма – последнее, к чему прикасалась рука погибшего на войне сына Анны Федотовны. Вот почему утрата этих писем стала для неё утратой собственной души. Несмотря на перенесённое горе, на боль и лишения, выпавшие на долю матери, она по-прежнему открытый, отзывчивый человек, горе не озлобило её. Поразительно, что злыми и бессердечными были дети. Страшно становится, когда читаешь строки: «А зачем нам ваши копии? — с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка». Что сделало этих детей такими? Какими они вырастут людьми?
Приводим 2 аргумент:
Обратимся к рассказу Виктора Астафьева «Гуси в полынье». Мальчики, герои рассказа, проявили человечность. Когда у них на глазах погиб гусёнок, они поняли, что птиц необходимо спасти, и стали придумывать способ, как это сделать. Им это удалось: самый младший из них пополз по льду полыньи, чтобы помочь гусям выбраться. Это был самоотверженный поступок, ведь лёд мог не выдержать и тогда бы мальчик погиб. Однако бросить беспомощных птиц ребята не могли.
И в заключении мы опять возвращаемся к определению, чтобы обобщить вышесказанное.
Родиться человеком мало – нужно Человеком стать! Никто не знает, как может сложиться жизнь, какие испытания выпадут на нашу долю, с какими трудностями придётся столкнуться. Но всегда, в любой ситуации нужно оставаться Человеком, сохраняя за собой это высокое звание и великую ответственность.
В заключение хочется сказать, что, обучая школьников русскому языку, необходимо находить новые методические решения, акцентировать внимание на том, что раньше казалось необязательным, организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы она привела к победе ученика, а значит, и его учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.