Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей
Оценка 4.7


Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей

Оценка 4.7
Практикум
воспитательная работа +1
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 28.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей
Cвидетельство участника
249


Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей

В связи с глобализацией и информатизацией общества взаимодействие семьи и образовательного учреждения приобретает новое содержание и диктует иное видение роли родителей в этом процессе. Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером учреждения образования в самореализации личности ребенка, активным участником образовательного процесса. Современный педагог должен учитывать всю совокупность факторов, существующих в семье, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, его образование, развитие.

В педагогической литературе взаимодействие семьи и образовательного учреждения определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.

В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления:

  • изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
  • использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
  • создание условий для включения родителей в деятельность школы как равноправных субъектов;
  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
  • организация родительского всеобуча;
  • формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

Целью взаимодействия образовательного учреждения и семьи является интеграция родителей в педагогический процесс путем создания специальных условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе.

Построение системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения

Полноценные отношения между учреждением образования и родителями – это отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В построении системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения можно выделить три этапа.

Первый этап – знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе.

На данном этапе необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Очень важно, чтобы родители знали о том, что в образовательном учреждении, например, работают уникальные специалисты, что педагогический коллектив участвует в интересных проектах и т.д.

Следовательно, на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия:

- мониторинг родительских запросов и ресурсов;

- собственный «ценностный аудит».

Как правило, у каждого образовательного учреждения есть определенное представление о своих приоритетах в образовании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично (на сайте, в холле здания школы, в специальном буклете и т.д.).

Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с образовательным учреждением.

Второй этап – совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

На данном этапе важно понятие общего вклада – разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.

Педагогическим коллективам следует учитывать, что желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к школе. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

- соблюдение этических норм и договоренностей;

- поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие;

- результативность.

Реальная работа с родителями может выражаться в таких направлениях, как:

- информирование;

- просвещение;

- консультирование;

- обучение;

- социальная и психологическая помощь семье.

В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретают наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве процесса и результатах деятельности. Родительские собрания необходимо проводить в форме круглых столов, на которых будут решаться стратегические вопросы. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап – непосредственно взаимодействие. Необходимым условием партнерских отношений является добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.).

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третье условие эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Педагогу необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Эффективность взаимодействия также во многом зависит от умения педагога работать с родителями, находить с ними общий язык.

В практике работы с родителями используются разнообразные формы и методы работы. Формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей могут быть индивидуальными (беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты (где есть такая возможность), переписка с родителями), коллективными (родительское собрание, день открытых дверей, конференция) и групповыми (тренинг, родительский комитет, родительский клуб).

Опишем некоторые из форм.

Дни открытых дверей предоставляют возможность родителям непосредственно ознакомиться с условиями обучения и воспитания детей, получения дополнительного образования на факультативных занятиях, кружках, спортивных секциях, творческих коллективах и т.д. Планируя День открытых дверей, администрация определяет его тему (в зависимости от назревших проблем или решения насущных задач).

Родительское собрание – наиболее распространённая и эффективная форма взаимодействия с родителями учащихся. Собрание организуется и проводится один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Вариант проведения родительского собрания и его направленность зависит от особенностей системы организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед образовательной организацией.

Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей вызывают заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Родительский университет (педагогический лекторий) – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Темы родительского университета определяются по результатам анкетирования, направленного на выявление мнения родителей об оказании педагогической поддержки, необходимого педагогического просвещения. Темы должны заинтересовать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Необходимо выходить на темы, которые остаются не замеченными и не осмысленными родителями, такие, например, как: «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Один день из жизни ребенка в семье», «Роль отца в семейном воспитании» и др.

Родительский университет (лекторий) можно проводить каждую четверть в течение недели с учетом возрастных особенностей учащихся. Ответственные за организацию и проведение родительского университета могут использовать мультимедийные презентации, отражающие актуальные вопросы темы, которые затем можно предложить для закрепления знаний родителям на электронных носителях.

Открытый урок или открытое занятие – знакомит родителей с программами обучения, методикой преподавания, требованиями педагога. Использование данной формы позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление о деятельности и поведении ребенка, его проблемах. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включать в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом-психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительский комитет. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на год. Родительский актив – это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб - это встречи с родителями обучающихся в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей. Цель клуба – заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. В ходе работы родительского клуба родители могут обсудить значимые для них темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, взглянуть на проблемы со стороны. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают обучающиеся, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Деловая игра – форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и др. Методика проведения деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на их инициативу и творчество. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для данной проблемы. Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи: ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно проведение деловой игры с участием детей, ведь иногда именно присутствие всей семьи позволяет увидеть специфику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

Обучение родителей как учителей своих детей обычно происходит в форме обучающих семинаров. Обучающие семинары, как правило, вызывают активный интерес у родителей учащихся начальной школы, а также родителей, чьи дети переходят в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни (обучение в разных помещениях и разными преподавателями, имеющими разные требования).

Обучающий семинар предполагает не только обсуждение, но и наглядную демонстрацию выполнения тех или иных упражнений, способа организации помощи в выполнении домашних заданий. Будет полезно, если родителям будет предложена модель разрешения конфликтов с детьми при совместной учебной деятельности. Вполне возможно, что на этих семинарах педагоги также пополнят свой запас знаний в данной области – ведь среди родителей встречаются специалисты самых разнообразных профессий. В подобной обучающей деятельности важно сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи и психологического комфорта.

За последние несколько лет утвердили свои позиции в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Нет педагога, который не пользовался бы компьютером в своей работе. Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Например, использование электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.

Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу. Наличие у образовательного учреждения собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского коллектива, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим «ключом» для входа на сайт. Кроме этого, сайт может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера, со страниц которого родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию детей.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Используя средства ИКТ, родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий вне зависимости от изучаемой дисциплины. Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети и мобильной телефонии, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих учебных заведениях развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются школой о ходе и результатах обучения каждого школьника. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS-сообщения. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников. Как правило, виртуальные контакты родителей с образовательным учреждением, родителей между собой, родителей с педагогом формируют неформальное общение, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в образовательной организации.

Особенностью организаций собраний с использованием Интернет является то, что и педагог, и родители находятся в деятельностной позиции, что способствует развитию профессиональных компетенций педагога и повышению компетентности родителей. Собрание с использованием Интернет может быть организовано в блоге, на сайте школы, среде Friendfeed.com, Сampus.ru, Wiki-wiki. В рамках группового консультирования посредством Интернет можно организовывать следующую активность родителей:

  • обсуждение определенных вопросов;
  • создание совместных продуктов, разработка различных вариантов решения проблем, проектов мероприятий;
  • обмен опытом;
  • визуализация результатов;
  • создание и обсуждение родительских историй успеха;
  • включение родителей в сетевые родительские проекты.

Интернет–технологии открывают путь к возможностям организации дистанционных форм повышения родительской компетентности. В частности, можно выделить несколько технологий, которые могут быть реализованы на родительской аудитории:

  • проведение веб-квестов для родителей;
  • проведение вебинаров;
  • проведение сетевых акций.

Квест – это популярная игра, в ходе которой участники должны пройти по специализированному маршруту и выполнить задания. Продвижение по игре возможно только при выполнении заданий. Подобные игры можно организовать посредством Интернет для родителей для формирования родительской компетентности. Развивающие возможности квеста достигаются за счет того, что квест — это популярная востребованная форма в несетевом мире и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность. Задания квеста составляются таким образом, чтобы поставить участников в деятельностную позицию, в ходе которой они должны анализировать ситуацию, предлагать свои способы действий, искать пути решения и т.д. Все это способствует усвоению знаний без прямой их передачи. Квест дает возможность участникам через систему заданий, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию того, что они делают, а также позволяют участникам с разным уровнем подготовленности включиться в игру.

Сетевые акции для родителей, организуемые в рамках блогов, сайтов, позволяют включить родителей в небольшую по объему и времени деятельность. В ходе этой деятельности родители, участвуя в активности, своеобразном флэшмобе, делятся опытом с другими родителями, предлагают варианты решения, высказывают собственные мнения, получают обратную связь для детей, и т.д. Тем самым осуществляется непрямое усвоение знаний, обмен опытом с другими родителями, рефлексия собственной модели воспитания.

Вебинары - это интернет–встречи с людьми, интересными для родителей, например, в среде Skype, где родители могут в режиме реального времени задать вопросы гостям, выслушать их выступления, комментарии на определенные темы или, если не было возможности присутствовать на мероприятии, можно скачать видео, аудиоматериалы с выступлениями гостей или заранее оставить вопрос.

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и образовательного учреждения в процессе его воспитания. Актуальная задача деятельности школы в современных условиях – обеспечить взаимополезный союз семьи и учреждения образования, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.

Список литературы:

  1. Анчокова М.К. Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями // Начальная школа – 2007. – № 10. – С. 9–10.
  2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.
  3. Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.
  4. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. – 256 с.
  5. Карабанова О.А. Возрастная психология. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 238с.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с.
  7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Институт психотерапии, 2003. – 319 с.
  8. Рожкова М.И. Классному руководителю. – М.: Просвещение, 2009. – 280 с.
  9. Сластенин В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2004. – 144 с.
  10. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. – М.: Аркти, 2007. –250 с.
08.02.2018