Эффективный урок: слагаемые успеха
Оценка 5
19 р.
19 р.

Эффективный урок: слагаемые успеха

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 23.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Эффективный урок: слагаемые успеха
Cвидетельство участника
19 р.
Эффективный урок: слагаемые успеха

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 45 минут урока - это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное. За период своей педагогической деятельности учитель дает более 25 тысяч уроков, каждый ученик за время своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Современный урок - это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, педагогов, учащихся и их родителей.

Что влияет на эффективность урока?

Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

  • знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока;
  • умение планировать, проводить и анализировать урок.

Слово «эффективность» в переводе с латинского означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Реальная эффективность урока – это его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но, если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем материала, выработать нужные навыки и умения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

4. Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.

5. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

6. Продумать форму подведения итогов урока.

7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Для построения урока в рамках ФГОС важно знать, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой тип урока учитель выбрал. Критериями эффективного урока являются:

- активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;

- обеспечение психологического комфорта и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;

- мотивация познавательной деятельности на уроке;

- обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;

- наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке;

- достижение целей урока.

Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

- сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий;

- использование элементов проблемного обучения;

- рациональное использование времени;

- применение наглядных пособий;

- использование презентаций, кино- и видеофильмов.

Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, учитель подбирает соответствующие элементам этого содержания методы и приемы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учеников при максимально плотном использовании времени урока.

Использование элементов проблемного обучения. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности школьника. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности. Оно поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность обучения.

Рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос. Задача которого – активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока. При уплотненном опросе для ответа вызывается несколько учеников. Часть из них работает у доски, подготавливая ответы на вопросы, а часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.

Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь школьников, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, ликвидировать пробелы в их знаниях.

Для того чтобы избежать формализма в знаниях, необходимо вопросы сформулировать так, чтобы ученик, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание учебного материала. То есть, отвечая на вопросы, школьник не только должен объяснить, почему он так решил, обосновать свой ответ.

Применение наглядных пособий. Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения материала и изжитию формализма в обучении. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.

В практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий:

  • демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую;
  • демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально;
  • после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала;
  • использовав пособие на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учеников.

Использование презентаций и кино- и видеофильмов. Учебные фильмы и презентации облегчают восприятие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.

Обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

Учителю для успешного проведения урока, целью которого является максимальная результативность, помимо подачи качественно проработанного и отобранного материала, необходимо обращать особое внимание и на другие аспекты образовательного процесса. Так, одним из наиважнейших факторов достижения высоких педагогических целей на уроке считается психологический комфорт учащихся.

Исследование понятия «психологический комфорт» позволяет заключить, что это:

  • условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют;
  • качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности;
  • исходное условие продуктивного достижения требований государственных стандартов, целью которых является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка.

Множество примеров из школьной действительности показывают, что в условиях нарушения психологического комфорта, учащиеся теряют мотивацию к обучению, наблюдается резкое понижение активности и работоспособности, заинтересованности в учебном процессе и, как следствие, снижается успеваемость. Очень часто ученики, психологически зажатые, испытывают трудности в выражении собственных мыслей, что серьезно влияет на их образовательные возможности. Это может быть связано с застенчивым характером самого ребенка, однако на уроке, обстановка которого не вызывает психологического дискомфорта, даже самые робкие ученики способны раскрыть себя.

Школа – один из важнейших институтов социализации в жизни человека, именно в школе начинается процесс формирования личности, закладываются основы мировоззрения и самосознания. Это значит, что только в атмосфере одобрения, взаимного понимания и уважения возможно раскрытие индивидуальности ребенка. Именно способность педагога к организации условий, при которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития, а также к созданию доверительных межличностных отношений, основанных на уважении личности, служит залогом для успешного проведения урока, комфортного и безопасного для всех участников образовательного процесса.

Мотивация познавательной деятельности на уроке

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы.

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй — методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей можно считать развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий.

Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать.

Можно выделить следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого педагог должен показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала; ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценивания.

2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность.

3-й этап.  Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке

Большое значение с точки зрения активизации мышления учащихся имеет самостоятельная работа. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением. Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению учебы.

Сегодня быстрое «старение» сведений вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний. Однако самопроизвольное формирование рациональных приемов учения протекает медленно и малоэффективно. Поэтому школьников нужно учить методам самостоятельной учебной работы.

По основной дидактической цели самостоятельную работу можно разделить на работу, направленную на:

  • приобретение и расширение знаний;
  • овладение умениями и навыками;
  • применение знаний, умений, навыков.

При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы, учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную методику его выполнения и вызвать у них интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий.

Достижение целей урока

Содержание урока – это первая ступенька к результату, правильный подбор методов и приёмов – это вторая ступенька к результату, а вот качество знаний и умений, использование их в жизни, в новых ситуациях, а также саморазвитие, самообучение, самообразование ученика является результатом.

По взаимосвязи цели, содержания и результата на уроке, по учету особенностей учащихся и их влияние на результат урока можно судить об эффективности урока.

Эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится.

«Ученический блок» конечного результата урока складывается из следующих позиций.

  • Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке.
  • Отношение учащихся к учебному труду.
  • Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.
  • Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.
  • Наличие у учащихся познавательного интереса.
  • Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
  • Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

Знать – это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит и от профессионализма учителя, а именно, от знания предмета; культуры общения; любви к детям. Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.

Эффективный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Поскольку урок – общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культуры общения. Необходимо настойчиво отодвигать мотив отметки в организуемой деятельности, а выдвигать на первый план мотив познавательный и нравственный. Чтобы реализовать на уроке данные культурные ценности, педагогу необходимо использовать систему пяти организационных правил:

  • доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребенка;
  • сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей способы выполнения требования;
  • предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования;
  • предъявлять доступные для детей требования в настоящий период их развития;
  • переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное в процессе становления его личного Я. самоконтроле и критической самооценке
11.02.2016