Дидактика как теория и система продуктивного обучения направлена на обеспечение достаточно простого и надежного управления процессом обучения. В массовой практике при использовании традиционного, а также проблемного обучения не происходит четкого руководства со стороны учителя действиями учеников. Ученики по разным причинам не выполняют указаний учителя и не усваивают учебную информацию, вследствие чего появляются пробелы в знаниях. Это обстоятельство подтолкнуло к поиску модели обучения, в которой педагог мог бы более эффективно управлять учебными действиями обучающихся. Также с середины XX в. технический прогресс стал проникать во все сферы человеческой деятельности, в том числе в образование, что потребовало адекватного изменения подходов к обучению. Сегодня информация должна быть представлена не в традиционном, текстовом, а в программированном виде. В связи с преобладанием у школьников клипового мышления актуально представление информации в качестве системы образов, вследствие чего прослеживается процесс применения в образовании мультимедиа и технически сложных обучающих систем.
Задачу оптимизации управления процессом знаний и умений решает программированное обучение, которое предполагает обучение с помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника).
Программированное обучение — система обучения, использующая обучающие программы, включающие как содержание учебного материала, так и поэтапное управление процессом его усвоения, основанное на систематической обратной связи и возможности своевременных коррекций хода и результатов процессов усвоения.
В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется и не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.
Сущность программированного обучения
Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.
Цель программированного обучения заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В основу программированного обучения Скиннер положил два требования:
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Вследствие этого были предложены следующие принципы построения обучающих программ.
Принцип информативности: ученику должна сообщаться новая информация, так как без этого вообще нет никакого обучения.
Принцип операционности: в обучении должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации.
Принцип дозирования учебного материала: учебная информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами.
Принцип обратной связи: в учебном процессе должна существовать регулярная коррекция действий учащегося.
Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.
Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ПК, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.
Каждый шаг программы обычно состоит из 3 этапов:
Эти этапы последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой порции учебного материала следует проверка усвоения. Если материал усвоен - ученик переходит к следующему этапу. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Процесс специальной переработки учебного материала для программированного обучения получил название программирования. Существует три способа программирования учебного материала:
1) линейное;
2) разветвленное;
3) смешанное.
В основе первой (линейной) формы программирования лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Разработка линейных программ принадлежит самому Б. Ф. Скиннеру: обучаемый знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности:
Автор так определил главные принципы линейной системы программированного обучения:
- учение, движущей силой которого является страх перед наказанием, насмешками со стороны учителя и товарищей, плохими оценками, не дает хороших результатов;
- материал, который учащийся должен усвоить в ходе собственной познавательной деятельности, нужно делить на минимальные части (шаги, порции) и сразу же усиливать каждую правильную реакцию (ответ) с помощью соответствующих поощрений;
- чувство успеха, сознание успешного преодоления встреченных в работе трудностей содействует возникновению у учащегося интереса к учебе.
Именно поэтому, по мнению автора, программированный текст не должен содержать трудных «шагов», несущих опасность совершения учеником ошибок, так как это отрицательно влияет на его отношение к работе.
Скиннер выдвинул следующие требования к организации обучения:
Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Б. Скиннера, обучаемый учится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.
Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ - линейные).
Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Кроудер. В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений.
Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательную деятельность в основном восприятием и памятью.
Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям. Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются путем использования специальных технических средств, в частности компьютера, работающих по программе поиска режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия. В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащихся представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Стремление к объединению линейных программ с разветвленными привело к появлению так называемого смешанного программирования, которое было разработано британскими психологами из университета в Шеффилде. Для него характерны следующие особенности:
Средства представления программ
Самым важным в программированном обучении является текст (программа). Для реализации дидактических целей программу можно представлять двояко: с помощью учебников или с помощью машин.
Программированные учебники различаются между собой в зависимости от вида программы, представлению которой они и должны служить. В соответствии с этим можно говорить об учебниках с линейной, разветвленной и смешанной структурами.
Программированное обучение стимулировало развитие и применение технических средств обучения (ТСО), к которым относятся различные приспособления, машины и системы в сочетании с учебно-дидактическими материалами:
1) информационные ТСО – технические средства предъявления информации (эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение);
2) контролирующие ТСО;
3) обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл управления обучением, представленный обучающей программой, реализуют программированное обучение.
Автоматизированные обучающие системы могут реализовать линейные и разветвленные программы, что успешнее всего делается с помощью компьютера, который реализует последовательность учебных доз, контрольных заданий, дополнительных пояснений в зависимости от анализа ответов учащихся на контрольные вопросы.
Термин «программированное обучение» может использоваться в общем смысле для описания любого средства обучения, т.е. любого устройства, которое предоставляет учащемуся информацию без помощи учителя. В этом смысле учебники являются примером программированного материала, как и компьютеры. Более узкое определение ограничивает программированное обучение до рамок материала, который специально создан как обучающий сам по себе и организован по одной из двух моделей, линейной или разветвленной, либо является сочетаниями обеих.
Дидактические задачи использования программированного обучения
Программированное обучение не является универсальным методом, который можно с успехом использовать вместо общепринятых методов и с помощью которого удается решить все дидактические задачи.
Следует отметить, что программированное обучение имеет право на существование в качестве вспомогательного метода, причем наиболее эффективно его использование при решении следующих дидактических задач:
Кроме того, некоторые методы дидактического программирования с успехом можно использовать при детальном анализе содержания обучения, например, содержания школьных учебников.
В ходе реализации метода программированного обучения педагог не становится второплановой фигурой, т.к. без его участия программированное обучение на всех ступенях обучения не является результативным. Полноценным дидактическим средством оно становится только в руках преподавателя, который должен быть хорошо подготовлен к использованию метода в различных дидактических ситуациях.
В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного или электронного обучения. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль педагога в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
Достоинства программированного обучения:
- Увеличивается информационная емкость обучения. В единицу времени усваивается на 60-70% больше полезной информации.
- Усиливается индивидуализация обучения: каждый работает в приемлемом для него темпе, может необходимое количество раз возвращаться к ключевому материалу, даются индивидуальные пояснения допущенных ошибок, предлагается соответствующий инструктивный и вспомогательный материал.
- Осуществляется оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учебный материал — обучающийся»). Она обеспечивает обучение самоконтролю и коррекции учебной деятельности, формируется конструктивное мышление.
Ограничения программированного обучения:
- Целесообразно не на всяком материале. Малопригоден эмоционально-образный, описательный, целостный по характеру материал, поскольку дробление затрудняет восприятие и усвоение целостности.
- Система менее эффективна в воспитательном плане по сравнению с традиционной: ведущие мировоззренческие идеи теряются при строгом (без повторений) изложении информации, снижается непосредственное влияние личности педагога, возможности живого общения с ним, контакты между учениками минимальны.
- Слабо развиваются творческая активность и самостоятельность, умение выдвигать гипотезу, искать новые решения, поскольку составители программ, ориентируясь на самостоятельную работу обучаемых, вынуждены снимать многие трудности, облегчать усвоение. В противном случае обучающиеся не смогут по такой программе работать сами.
В целях компенсации ограничений программированного обучения можно привносить в него эвристические элементы, внедрять элементы игр, дискуссий, споров, в дополнение к изучению программ проводить отдельные лекции, конференции и т. д. Современные мультимедийные системы позволяют вводить видеоряд, видеофрагменты, динамичные схемы, фонозаписи, конструировать электронные учебные пособия. Речь идет о системе программированного обучения, обогащенной элементами и подходами других типов обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.