Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды - основная задача педагога
Оценка 5
249 р.
249 р.

Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды - основная задача педагога

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 30.06.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды - основная задача педагога
Cвидетельство участника
249 р.
Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды - основная задача педагога

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит деятельностная парадигма образования, в соответствии с которой процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс воспитания развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования направлена на создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

В связи с тем, что приоритетным направлением ФГОС является реализация развивающего потенциала основного общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В Федеральных государственных образовательных стандартах поставлена цель - обеспечить единство образовательной, развивающей и воспитательной функций образования.

Для того чтобы достичь намеченной цели в школе должен быть правильно организован образовательный процесс. Главная особенность образовательного процесса — целостность. Это необходимость сохранения всех важнейших составных частей. Если что-то из процесса выпадает, изымается, то он уже не будет целостным и не сможет обеспечивать решение задач на должном уровне. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет главную сущность образовательного процесса.

Сегодня категории «образование», «развитие» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Подчеркнем, что речь идет о единстве, а не о параллельном, независимом их осуществлении.

Взаимосвязь основных функций обучения

Образовательная функция

Основной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Познавательный аспект триединой образовательной цели связан с требованиями к знаниям, умениям, навыкам учащихся в изучаемой ими предметной области:

1. Обеспечить овладение учащимися знаниями с учетом их основных характеристик: полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность.

2. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

3. Формировать умения – сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом.

На языке требований к результатам обучения ФГОС познавательный аспект триединой образовательной цели можно рассматривать как планируемые результаты обучения в предметной области или предметные учебные действия.

Воспитательная функция

Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

«Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать целый ряд отношений… А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, а для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели должно быть неугасающим и постоянным». [6]

Воспитательный аспект триединой образовательной цели на языке планируемых результатов современного образования в соответствии с требованиями ФГОС может быть представлен как личностные универсальные учебные действия, связанные с процессом самоопределения школьника в учебной деятельности с учетом специфики содержания обучения и способов его организации.

Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и индивидуальных жизненных планов во временной перспективе. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действия, необходимых в личностно ориентированном обучении.

Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение и уметь находить ответ на него.

Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Развивающая функция

Помимо содержательного компонента, обучение несет в себе развивающий компонент, т. е. выступает не только как процесс передачи знаний, но и как средство развития мышления учащихся.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия педагогов и обучающихся на всестороннее развитие личности, т.е. посредством развивающего обучения.

В российской педагогике существует несколько концепций развивающего обучения, предложенных разными авторами. Их можно разделить на две группы:

1. Концепции, ориентированные на психическое развитие: концепция общего психологического развития по Л.В. Занкову, концепция развития творческого мышления по З.И. Калмыковой, концепция формирования операций мышления по Е.Н. Кабановой-Меллер.

2. Концепции, учитывающие личностное развитие: концепция развивающего обучения по В.В. Давыдову и Б.Д. Эльконину, концепция развивающего обучения через совместное творчество по С.А. Смирнову, концепция развивающего обучения по Г.А. Цукерману.

Развивающий аспект триединой образовательной цели как планируемый результат современного образования, согласно требованиям ФГОС, складывается из нескольких блоков;

  • регулятивные универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, элементы волевой саморегуляции;
  • познавательные универсальные учебные действия – это общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем;
  • коммуникативные универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие социальную компетентность как компетентность в общении;
  • личностные универсальные учебные действия – это жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Относительность функций обучения и связи между ними

Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Процесс обучения призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса.

Грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности.

Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Само понятие «образование» в широком смысле предполагает уже не только формирование знаний и умений, но и формирование личностных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности личности и др.

Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций полезно для практической деятельности педагогов, особенно при планировании задач обучения на учебных занятиях.

Три функции обучения нельзя представлять себе, как три параллельно осуществляемые и неперекрещивающиеся линии в учебном процессе, т.к. все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активации.

Две из них — образовательная и воспитательная — являются основой развивающей функции. А развивающая функция, в свою очередь, интенсифицирует образовательную и воспитательную функции обучения. Поэтому к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая характер их единства.

Реализациявзаимосвязи обучения, развития и воспитания педагогом

Есть единый и неделимый образовательный процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Рассмотрим основные аспекты обеспечения целостности педагогического процесса.

Учитывая многообразие взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами образовательного процесса, было бы слишком упрощенным сводить целостность образовательного процесса к какой-либо одной его характеристике. В связи с этим необходимо рассматривать разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.

В содержательном плане целостность образовательного процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи элементов:

1) знаний, в том числе о способах выполнения действий;

2) умений и навыков;

3) опыта творческой деятельности;

4) опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели образовательного процесса.

В организационном плане образовательный процесс приобретает свойство целостности, при обеспечении единства относительно самостоятельных процессов-компонентов:

  • освоение и конструирование дидактического содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);
  • деловое взаимодействие педагогов и учащихся по поводу содержания образования, усвоение которого последними является целью данного взаимодействия;
  • взаимодействие педагогов и учащихся на уровне личных отношений;
  • освоение обучающимися содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй — собственно педагогические, третий — взаимные, и, следовательно, охватывают образовательный процесс в его целостности.

Обеспечение гармоничного соотношения учения, общественно полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, направленных на решение в комплексе задач обучения, воспитания и развития, приводит к формированию гармоничной личности ученика, её интеллектуальному нравственно-эстетическому и физическому развитию.

Реализация в единстве всех компонентов содержания образования (при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности обучающегося) и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.

Неделимость педагогического процесса - разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него.

Целостность конструирования педагогического процесса педагогом обеспечивается при условии комплексного планирования образовательных, развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации, прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников, что в конечном итоге материализуется в планах работы, т.е. педагогический процесс постоянно регулируется и корригируется, что является признаком его пластичности. Это, в свою очередь, побуждает неуклонно совершенствовать взгляды и подходы к педагогическому процессу.

Рассмотрим эффективные действия педагога для достижения поставленных целей.

1. Метод планирования комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития учащихся,

2. Метод подбора такого содержания деятельности педагога и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач, имея в виду, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере.

3. Метод сочетания разнообразных приемов, форм и средств обучения.

4. Метод контроля и самоконтроля за ходом обучения; при анализе результатов обучения одновременно оценивается ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.

Педагогическое проектирование как технология обеспечения единства образовательной, развивающей и воспитательной функций

Анализ педагогической литературы позволяет сделать выводы, что обучение - это и есть хорошо организованное воспитание, целью которого является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение - условие и результат воспитывающего обучения; активность учащегося в обучении основывается на активности в его собственном воспитании.

В ходе конструирования образовательного процесса педагог должен знать, чтои как нужно делать для достижения положительного результата. Для этого необходимо использовать технологии обучения, которые занимают промежуточное положение между теорией и практикой, и были направлены на решение усложнившихся задач:

1) избыточность и вариативность содержания образования в зоне актуальных ценностных ориентаций педагогов;

2) преемственность в усложнении требований путем расширения границ выбора возможностей выхода за его пределы;

3) свободный, но ответственный выбор образовательного «маршрута» в рамках обучения отдельной учебной дисциплине.

Особая роль в формировании компетентности педагога принадлежит современным информационным технологиям. Объясняется это огромным информационным потоком, обрушившимся на современное сообщество, и необходимостью уметь выбрать из массива знаний то, что нужно как для учащегося, так и для педагога.

Для продуктивной педагогической деятельности каждый педагог должен владеть конкретными знаниями, а также для его работы необходимы определенные умения и навыки. Современному учителю необходимо в совершенстве владеть преподаваемыми дисциплинами, знать их теорию, основы теории смежных предметов. Он должен обладать общенаучными, физиологическими, психическими, педагогическими и методическими знаниями.

К общенаучным знаниям относятся философские, экономические, социально-правовые, этические, которые определяют методологическую основу предметных знаний и углубляют их.

Физиологические и психологические знания предполагают довольно обширные представления учителя о возрастных особенностях развития организма школьника, познания закономерностей развития детейшкольного возраста, критических периодов возрастного развития, знания особенностей воспитания и обучения, психологических особенностей педагогической деятельности и психологии личности самого учителя.

Педагогические и методические знания включают в себя хорошее владение вопросами истории педагогики, вопросами философии педагогики, особенностями теории воспитания и обучения. Особенно важны нормативные знания педагогики, определяющие сущность учебно-воспитательного процесса, основные категории педагогической науки, закономерности и принципы деятельности учителя.

Продуктивная деятельность педагога, как уже было отмечено ранее, включает в себя также умения и навыки. К ним относятся познавательные умения, организаторские, информационные, конструктивные, коммуникативные и исследовательские.

Познавательные умения заключают в себе умения воспринимать и понимать психическое состояние ребенка в данный момент; осуществлять контроль за своим психическим состоянием; ориентироваться в содержании обучения и воспитания; совершенствовать свои знания и умения, анализировать педагогический опыт.

Организаторские умения направлены на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. К этим умениям, как общепедагогическим, относят мобилизационные, развивающие и ориентационные умения.

Информационные умения - это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.

Конструктивные умения представляют собой взаимосвязанные аналитические, прогностические и проективные умения.

Коммуникативные умения - это взаимосвязанные группы умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

Исследовательские уменияпредполагают осмысление и творческое развитие научных теорий, педагогических и методических идей, предполагающих решение типичных и нестандартных учебно-воспитательных ситуаций.

Педагогическое проектирование как технология обеспечения единства образовательной, развивающей и воспитательной функций в образовательном учреждении является обязательной деятельностью любого педагога. Проектирование образовательной, развивающей и воспитательной функций - это сложная многоступенчатая деятельность, котораясовершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов: разработка предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Реализовывать все функции образовательного учреждения (обучение, воспитание и развитие) в ходе организации образовательного процесса предполагает использование технологии проектной деятельности.

Основные принципы педагогического проектирования:

1. В центре внимания - учащийся, главное – это содействие развитию его творческих способностей.

2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении.

3. Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.

4. Комплексный подход способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося.

5. Осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет

универсального их использования в разных ситуациях.

Алгоритм деятельности педагога, необходимый для реализации технологии единства образовательной, развивающей и воспитательной функций:

1. Выделение из программы и формулирование педагогической цели, задач обучения, развития и воспитания учащихся.

2. Отбор педагогического содержания из разных образовательных областей.

3. Выделение основной формы организации деятельности.

4. Формулировка индивидуальных обучающих, развивающих и воспитывающих задач для отдельного учащегося или класса.

5. Отбор методов и приемов работы для отдельного учащегося или класса.

6. Практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение проектной деятельности.

7. Продумывание и организация процесса обсуждения результатов по трем составляющим: обучение, развитие и воспитание.

8. Фиксация результатов обучения, развития и воспитания учащихся.

Список литературы:

  1. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Наука, 2002
  2. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: ИНФА-М, 2001.
  3. Подласый И.П. Педагогика: Новый учебный курс. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Смирнов В.И. «Общая педагогика», Москва 2002г
  5. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. — М.:АРКТИ, 1998.
  6. Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе. - М.: Педагогика, 1991. - 336 с.
  7. Хуторской А.В. «Современная дидактика», Санкт-Петербург, 2001 г.
06.03.2018