Современные международные системы оценки качества образования
Оценка 4.7
249 р.
249 р.

Современные международные системы оценки качества образования

Оценка 4.7
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 03.05.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Современные международные системы оценки качества образования
Cвидетельство участника
249 р.
Современные международные системы оценки качества образования

Различные современные международные и отечественные исследования в области оценки качества образования показывают, что большинство систем образования не успевает за быстро меняющейся экономикой и не дает обучающимся необходимых навыков, таких как способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве. Реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Только они могут вооружить школьников навыками, необходимыми для успеха.

Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор совместно с Российской академией образования, начиная с 1988 г., ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development).

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании образовательных стандартов. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом создать в России систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.

В государственной программе РФ «Развитие образования» в качестве целевого индикатора Подпрограммы«Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» на 2013-2020 годы включено «число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе». Будет продолжено участие Российской Федерации в таких международных сопоставительных исследованиях качества образования, как PIRLS, TIMSS, PISA. С 2013 года Российская Федерация включилась в новые исследования: оценку информационной и компьютерной грамотности ICILS, оценку граждановедческой компетентности ICCS, оценку профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO, оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы предусматривается участие РФ в следующих международных исследованиях: PIRL, TIMSS, PISA, ICCS и TALIS.

Актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:

  • использование результатов международных исследований для реформирования системы образования ввиду высокого научного и технического качества проводимых исследований;
  • возможность оценить качество образования в сравнении с другими странами;
  • качественное совершенствование национальных исследований в области образования;
  • отработка новых методик и технологий в области оценки качества образования.

По результатам международных исследований качества образования каждая страна получает информацию по:

  • среднему баллу страны по международной шкале;
  • отдельным группам показателей (гендерные различия, разделы учебного предмета, виды учебной деятельности и др.);
  • уровням учебных достижений учащихся;
  • тенденции изменения образования в стране.

Основные международные исследования качества образовательных исследований проводятся Международной организацией экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Co-operation and Development) и Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements).

Три основных международных сравнительных исследования качества общего образования - PISA, TIMSS и PIRLS взаимно дополняют друг друга. Одновременное проведение этих трех исследований дает более полноценную информацию о системе образования, оценивая различные его стороны. Сравнение результатов исследований PISA, TIMSS и PIRLS позволяет выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. Рассмотрим более детально основные международные программы исследования качества образования.

PISA – это международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), исследование проводится под эгидой OECD. В рамках программы у учащихся 15-летнего возраста исследуются:

  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • грамотность чтения;
  • решение проблем и финансовая и компьютерная грамотность.

Исследование проходит циклами раз в три года. В 2015 г. состоялся шестой цикл исследования PISA, в котором приняли участие 70 стран.

В исследовании PISA-2015 тестирование проводилось на компьютерной основе, дополнительно было включено направление оценки финансовой грамотности. В планируемое исследование PISA-2018 вводится новое направление «глобальные компетенции».

Следует отметить, что ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании в 2000-2015 годах, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других стран и определить направления совершенствования учебного процесса в школах. В соответствии с итогами исследования 2015 г. лучшее среднее образование – в странах Восточной Азии (Китай, Республика Корея, Сингапур, Япония).

В рамках исследования грамотности чтения не ставится цель проверки техники чтения и читательских умений – проверяется умение учащихся понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать смысл и выражать свои мысли о прочитанном. Учащимся предлагаются тексты различных жанров: художественные и научно-познавательные, статьи из газет и журналов, инструкции, биографии, личные письма, документы, рекламные объявления, информационные листы, географические карты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, формы (налоговые, визовые, анкеты). Тексты могут быть как сплошные, так и не сплошные.

Проверка математической грамотности предусматривает осознание испытуемыми роли математики в жизни человека, умения высказывать суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане. Тест выявляет не уровень сформированности знаний, умений и навыков по математике в соответствии с учебной программой, а умение использовать их в математических ситуациях, применяя различные подходы, требующие логики и математической интуиции, способности формулировать и интерпретировать математику в разнообразных контекстных ситуациях. Наибольшую сложность имеют задания на «математизацию» контекста (задание высшего уровня сложности). Для этого необходимо определить проблему, которая решается средствами математики, сформулировать ее, разработать математическую модель решения и интепретировать согласно предложенной в задании ситуации.

PISA-тест по естественнонаучной грамотности выявляет способность использования академических знаний для решения личных, местных/национальных и глобальных проблем – как современных, так и исторических, требующих понимания вопросов науки и технологии; понимания окружающего мира, основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания: знание о природе и технологиях (знание содержания), знание о методах получения знаний (знание процедур); понимание обоснованности этих процедур и их использование (методологическое знание); выражения отношения к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов, осведомленностью о проблемах окружающей среды и осознанием важности их решения; научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study), которое проводится международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA. Каждые четыре года в рамках данного исследования оценивается подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам, а также учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики. Четырехлетняя цикличность исследования позволяет осуществлять мониторинговые сравнения результатов достижений, когда четвероклассники становятся восьмиклассниками, а также фиксировать изменения в математической и естественнонаучной подготовке учащихся при переходе из начальной школы в основную.

Инструментарий данного исследования включает:

  • тесты, анкеты для учащихся, учителей, администрации школы, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования;
  • методическое обеспечение по организации и проведению исследования, руководство по проверке заданий со свободными ответами, руководство по вводу данных;
  • программное обеспечение по отбору классов и учащихся и по вводу данных.
  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение с целью освоения и использования информации.

Изучение качества образования выпускников средней школы, изучавших углубленные курсы математики и физики. Эти два предмета являются приоритетными областями в плане оценки интеллектуального потенциала стран и способности ее подрастающего поколения использовать и совершенствовать новые технологии.

Информация о результатах исследования TIMSS 2015 года размещена на слайде.

PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) позволяет сравнить качество чтения и понимания текста учащимися 4 класса начальной школы в различных странах. Исследования проводятся раз в пять лет, начиная с 2001 г. Реализуется под эгидой IEA. Вся ответственность за организацию международных исследований возложена на бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США). Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

В исследованиях проверяется качество чтения учащихся, заканчивающих 4 класс, так как именно четвертый год обучения считается важной вехой в развитии детей – к этому времени учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

В исследованиях PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще всего используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

В приложении к медианару приводится в качестве примера текст для проверки качества чтения и диагностический инструментарий к нему, подготовленный в соответствии с концепцией PIRLS сотрудниками Института стратегии развития образования Российской академии образования и выложенный в открытом доступе в Интернете в демо-версии.

TEDS – международное исследование по педагогическому образованию (подготовка учителей математики), (The Teacher Education and Development Study in Mathematics). В исследовании оценивается подготовка студентов педагогических вузов 5 курса по математике и преподавания математики.

ICCS - международное исследование качества гражданского образования. Реализуется IEA. Основной целью проекта является организация и проведение международного сравнительного исследования качества гражданского образования в соответствии с международным графиком проведения пятилетнего циклового исследования (2013-2017 гг.), чтобы выявить на основании изучения учебных достижений по результатам тестирования знаний, понимание основных концепций и формирование компетенций в области общественно-социальных наук и практик, т. е. как российская школа готовит молодых людей к роли граждан XXI века, а также оценить подготовленность учащихся 14-летнего возраста, их предрасположенность быть активными участниками жизни общества.

Участие в данном исследовании особенно важно для России в силу значительного отставания преподавания общественных и социальных наук от социально-экономических изменений в стране. Данные исследования также будут играть большую роль для уточнения стратегии учебных заведений в сфере граждановедческого образования.

ICILS - международное исследование информационной и компьютерной грамотности (International Computer and Information Literacy Study). Основной целью исследования является оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся основной школы. Проводится впервые, реализуется IEA. Исследование ICILS дало знакомство с современными подходами к оценке качества образования, опыт адаптации материалов международного исследования и опыт выполнения работ с использованием специализированных компьютерных программ.

PIAAC - международное исследование навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста («Программа международной оценки компетенций взрослых» (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies). Проект PIAAC реализуется ОЭСР с 2008 года с целью получения информации о навыках и ключевых компетенциях взрослого населения. Исследование ориентировано на такие ключевые компетенции, которые определяются как «грамотность чтения», «математическая грамотность», «решение проблем в технологически насыщенной среде». Оно позволяет определить образовательные, профессиональные и жизненные траектории взрослого населения.

Реализация данного проекта позволила впервые оценить уровень базовых компетенций взрослого населения, сравнить состояние человеческого капитала в России и других странах.

TALIS (Teaching and Learning International Survey) - международное исследование учительского корпуса, проводимое ОЭСР, – это первое международное сравнительное исследование, сфокусированное на том, в каких условиях работают учителя и какая учебная среда существует в школах. Профессиональные качества педагога являются главным фактором, определяющим достижения учащихся на уровне школы, и что высококачественное обучение в течение нескольких лет может ликвидировать сложившийся дефицит знаний у слабоуспевающих учащихся.

Участие в международном исследовании TALIS отвечает актуальным для отечественного образования задачам совершенствования системы подготовки учителей, повышения профессионального потенциала педагогического корпуса. Исследование служит базой для принятия обоснованных политических и организационных решений, направленных на подготовку учителей, отвечающую вызовам современной школы, оценку и поощрение учителей, стимулирующие их педагогический рост и соответствующие профессиональным запросам.

Подводя итоги рассмотрения международных исследований оценки качества образования, проводимых и планируемых в Российской Федерации, можно отметить, что богатейший аналитический материал программ, учебников и требований к учебным достижениям школьников в странах мира способствует распространению международных стандартов качества педагогических измерений, формированию культуры проведения мониторинговых исследований. Большинство известных мониторингов качества образования, проводимых федеральными или региональными центрами оценки качества образования, используют как общие концептуальные подходы, так и отдельные элементы инструментария международных исследований. При разработке контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ) используется система обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования.

Список литературы:

  1. Демонстрационный вариант тетрадей (Д1 и Д2) для 4 класса с критериями оценивания заданий TIMSS (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/timss15/timss15.html
  2. Изучение качества чтения и понимания текста (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/pirls16/pirls16.html
  3. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15.html
  4. Международные исследования (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/projects.html 2015
  5. Результаты международного исследования PISA 2015 (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_res.html
  6. Результаты международного исследования TIMSS 2015 : 4-й кл. (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_res.html
  7. PIRLS (Электрон. ресурс). – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. Открытая лекция. Ковалева Г.С. "Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)"

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Ане было уже десять лет, и, даже не проснувшись до конца, она могла пройти из своей комнаты в ванную. Дверь ее комнаты обычно была приоткрыта, а света ночной лампы в коридоре хватало, чтобы, минуя столик с телефоном, дойти до ванной.

Однажды ночью, когда Аня проходила мимо столика с телефоном по пути в ванную, она услышала что-то похожее на тихое шипение. Но в полусонном состоянии она не обратила на шипение никакого внимания. В любом случае, этот звук доносился издалека. Только на обратном пути в спальню она поняла, откуда он раздавался. Под телефонным столиком лежала большая кипа старых газет и журналов, и эта кипа начала двигаться. Именно оттуда раздавалось шипение. Внезапно кипа начала разваливаться – вправо, влево, вперед, назад – журналы и газеты разлетелись по всему полу. Аня не поверила своим глазам, когда увидела, как, ворча и фыркая, из-под столика с телефоном показался крокодил. Аня застыла на месте. Её глаза стали большими как блюдца – она увидела, как крокодил полностью вылез из-под газет и начал медленно оглядываться по сторонам. Казалось, он только что вылез из реки, так как с его туловища стекала вода. Куда бы ни ступал крокодил, ковер под ним тут же становился мокрым. Крокодил вращал головой, издавая громкое шипение.

У Ани перехватило дыхание, когда она увидела его пасть с длинным рядом ужасных зубов. Крокодил медленно двигал хвостом вверх и вниз.

Аня читала в журнале про животных, что так крокодил бьёт по воде хвостом, когда преследует добычу или атакует своих врагов. Её взгляд упал на последний номер журнала про животных, который вывалился из кипы и лежал у её ног. Её снова затрясло. На обложке журнала прежде был изображён большой крокодил на речном берегу. Теперь берег реки был пуст! Аня нагнулась и подняла журнал. В этот момент крокодил так сильно ударил хвостом, что разбил большую вазу с подсолнухами, стоявшую на полу, и подсолнухи разлетелись во все стороны.

Одним прыжком Аня оказалась в своей комнате. Она захлопнула дверь, ухватилась за свою кровать и придвинула её к двери. Так она построила баррикаду, которая должна была защитить её от крокодила, и после этого облегчённо вздохнула. Но затем она задумалась. Что, если крокодил просто голоден? Может, для того чтобы заставить крокодила уйти, ему надо дать что-нибудь съесть. Аня посмотрела ещё раз на журнал про животных. Если крокодил смог выползти из картинки, то, может быть, и другие животные могут сделать это? Аня быстро пролистала журнал и остановилась на фотографии фламинго на болоте в джунглях. «Это то, что нужно»,– подумала она. Фламинго выглядели как именинный пирог для крокодила. Внезапно раздался громкий треск – это крокодил своим хвостом пробил дыру в двери. Аня быстро приставила картинку с фламинго к дыре в двери и закричала во весь голос: «Прочь с болота! Кыш! Кыш!»

Потом через дыру бросила журнал в коридор, хлопнула в ладоши и пронзительно закричала. Она с трудом поверила в то, что затем произошло. Внезапно весь коридор заполнился фламинго, которые кричали, хлопали крыльями и бегали повсюду на своих длинных тощих ногах. Аня увидела одну птицу с подсолнухом в клюве и заметила, что другая стаскивала мамину шляпу с крючка. Она также увидела, как один фламинго исчез в пасти крокодила. Два раза щёлкнув челюстями, крокодил быстро проглотил его и тут же схватил другого, того, что был с подсолнухом в клюве.

По-видимому, крокодилу хватило двух фламинго, и он, довольный, улегся посреди коридора. Когда он прикрыл глаза и более не двигался, Аня тихо открыла свою дверь и проскользнула в коридор. Она положила журнал с пустой обложкой перед носом крокодила.

«Пожалуйста, – прошептала она, – пожалуйста, возвращайся обратно домой». Затем она прокралась обратно в свою спальню, посмотрела через дыру в двери и увидела, что крокодил вернулся на обложку журнала.

После этого Аня осторожно прошла в гостиную, где фламинго толпились вокруг софы, стояли на телевизоре. Она открыла журнал на странице с пустой картинкой. «Спасибо вам, – сказала она, – большое вам спасибо. Теперь вы можете вернуться на ваше болото».

Утром ей было очень трудно объяснить родителям, откуда взялось громадное мокрое пятно на полу и почему разбита дверь. Они так и не поверили в историю с крокодилом, несмотря даже на то, что мамина шляпка бесследно исчезла.

Вопросы к тексту. Невероятная ночь.

1. Что было первым признаком того, что происходит что-то необычное?

  • стопка газет начала двигаться
  • Аня увидела обложку журнала
  • дверь в её комнату была сломана
  • Аня услышала тихое шипение

2. Откуда появился крокодил?

  • из ванной
  • с обложки журнала
  • из-под кровати
  • из ближайшей реки

3. Какие слова говорят о том, что Аня испугалась?

  • «застыла на месте»
  • «не поверила своим глазам»
  • «облегчённо вздохнула»
  • «похожее на тихое шипение»

4. Почему Аня решила, что крокодил собирается атаковать?

  • он показал длинный ряд зубов
  • он издал громкое шипение
  • он начал ворчать и фыркать
  • он двигал хвостом вверх и вниз

5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они произошли в рассказе.

Номер 1 уже поставлен

____ Аня увидела крокодила

____ крокодил съел двух фламинго

____ Аня попыталась объяснить своим родителям, почему разбита дверь

__1_ Аня пошла в ванную комнату

____ Аня вбежала в свою комнату и захлопнула дверь.

6. Для Чего Аня позвала фламинго?

___________________________________

7. Как была сломана дверь в спальню?

  • крокодил хвостом пробил дверь.
  • большая ваза разбилась о дверь.
  • фламинго острым клювом ударил в дверь
  • кровать ударилась в дверь.

8. Как журнал помог Ане? Запиши два примера

___________________________________

9. Какое чувство испытывала Аня по отношению к фламинго в конце истории?

  • чувство вины
  • настороженность
  • благодарность
  • раздражение

10. Напиши одно из последствий происшествия, которое Ане трудно было объяснить своим родителям.

___________________________________

11. По поступкам Ани ты узнал, какой у нее характер. Запиши одну черту характера Ани. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи два примера того, что она делала.

_____________________________________

12. Автор рассказа не сказал нам, приснилось Ане её приключение или это было наяву. Приведи одно свидетельство того, что это мог быть сон.

26.03.2018