Образование как основа: ценность успеваемости для нравственного воспитания и развития общества
Оценка 5
390 р.
390 р.

Образование как основа: ценность успеваемости для нравственного воспитания и развития общества

Оценка 5
Практикум
Междисциплинарный 13
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 27.11.2025 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Образование как основа: ценность успеваемости для нравственного воспитания и развития общества
Cвидетельство участника
390 р.
Образование как основа: ценность успеваемости для нравственного воспитания и развития общества

Скачивание материалов доступно после оформления свидетельства вверху страницы.

Проблема неуспеваемости волнует всех: педагогов, детей и родителей. Ни один ребенок не хочет плохо учиться, но мечты о школьных успехах разбиваются о первые двойки. У ребенка пропадает желание учиться, он прогуливает уроки или становится «трудным», что часто ведет к новым проблемам.

Преодоление неуспеваемости — важная задача педагогики. Для этого используются передовые методы и результаты исследований.

Неуспеваемость — это неподготовленность ученика по одному или нескольким предметам, выявляемая в конце учебного периода (четверть, полугодие, год).

Российские педагоги выделяют два вида неуспеваемости:

  1. Абсолютная — полное неосвоение учебного материала.

  2. Относительная — недостаточная познавательная нагрузка для тех, кто мог бы освоить минимум материала.

Чтобы решить проблему, нужно знать ее причины. Психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют внешние и внутренние причины.

К внешним относятся социальные факторы, такие как снижение ценности образования, нестабильность системы, а также недостатки учебного процесса: неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка, пробелы в знаниях. Важную роль играют внешние влияния: семья, улица.

Одной из главных внутренних причин становится здоровье школьников. Медицинские учреждения отмечают, что у каждого четвертого ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем.

К внутренним причинам относятся также низкий интеллект, отсутствие мотивации и слабое развитие волевой сферы. К.Д. Ушинский писал, что учение, основанное только на интересе, не развивает волю ученика.

Проявления неуспеваемости включают:

  • низкий уровень учебной мотивации;

  • неправильное отношение к учению, удовлетворение удовлетворительными отметками;

  • интеллектуальную пассивность из-за неправильного воспитания;

  • использование обходных путей: зазубривание, списывание;

  • неправильные учебные навыки, связанные с отсутствием контроля со стороны педагога;

  • нежелание выполнять сложные задания;

  • небрежность и недобросовестность;

  • невыполненные домашние задания;

  • формальные знания, которые не используются.

Детей с проблемами успеваемости можно разделить на три типа:

  1. С низким качеством мыслительной деятельности при положительном отношении к учению.

  2. С высоким уровнем мыслительной деятельности, но отрицательным отношением к учению.

  3. С низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению, стремлением покинуть школу.

Для первого типа характерна низкая обучаемость из-за слабого развития мышления. Такие ученики не видят морального конфликта в своем отставании, так как объясняют его неспособностью усваивать материал наравне со всеми.

Второй тип приходит в школу с хорошей подготовкой, но избегает умственной работы по сложным предметам. Это ведет к моральному конфликту и отрыву от коллектива.

Третий тип также имеет низкую обучаемость и беспечное отношение к учебе. У таких учеников нет познавательных интересов, что вызывает отрицательное отношение к школе и знаниям.

Для преодоления неуспеваемости современная дидактика предлагает:

  • педагогическую профилактику: активные методы обучения, новые технологии;

  • педагогическую диагностику: контроль и оценка результатов, выявление пробелов;

  • педагогическую терапию: дополнительные занятия, группы выравнивания;

  • воспитательное воздействие: индивидуальная работа с учеником и семьей.

Цель работы с неуспевающими — не только восполнить пробелы, но и развить познавательную самостоятельность. Допускается временное снижение требований, чтобы ученик мог наверстать упущенное. Важно нейтрализовать причины неуспеваемости и создать благоприятные условия для таких учеников.

Педагогу нужно хорошо понимать ребенка, вникнуть в его переживания. Каждый ребенок хочет учиться и узнавать новое, но неудачи могут привести к чувству отверженности и поиску других групп. Родители могут помочь ребенку преодолеть школьные трудности.

24.11.2025