
Скачивание материалов доступно после оформления свидетельства вверху страницы.
Проблема неуспеваемости волнует всех: педагогов, детей и родителей. Ни один ребенок не хочет плохо учиться, но мечты о школьных успехах разбиваются о первые двойки. У ребенка пропадает желание учиться, он прогуливает уроки или становится «трудным», что часто ведет к новым проблемам.
Преодоление неуспеваемости — важная задача педагогики. Для этого используются передовые методы и результаты исследований.
Неуспеваемость — это неподготовленность ученика по одному или нескольким предметам, выявляемая в конце учебного периода (четверть, полугодие, год).
Российские педагоги выделяют два вида неуспеваемости:
Абсолютная — полное неосвоение учебного материала.
Относительная — недостаточная познавательная нагрузка для тех, кто мог бы освоить минимум материала.
Чтобы решить проблему, нужно знать ее причины. Психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют внешние и внутренние причины.
К внешним относятся социальные факторы, такие как снижение ценности образования, нестабильность системы, а также недостатки учебного процесса: неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка, пробелы в знаниях. Важную роль играют внешние влияния: семья, улица.
Одной из главных внутренних причин становится здоровье школьников. Медицинские учреждения отмечают, что у каждого четвертого ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем.
К внутренним причинам относятся также низкий интеллект, отсутствие мотивации и слабое развитие волевой сферы. К.Д. Ушинский писал, что учение, основанное только на интересе, не развивает волю ученика.
Проявления неуспеваемости включают:
низкий уровень учебной мотивации;
неправильное отношение к учению, удовлетворение удовлетворительными отметками;
интеллектуальную пассивность из-за неправильного воспитания;
использование обходных путей: зазубривание, списывание;
неправильные учебные навыки, связанные с отсутствием контроля со стороны педагога;
нежелание выполнять сложные задания;
небрежность и недобросовестность;
невыполненные домашние задания;
формальные знания, которые не используются.
Детей с проблемами успеваемости можно разделить на три типа:
С низким качеством мыслительной деятельности при положительном отношении к учению.
С высоким уровнем мыслительной деятельности, но отрицательным отношением к учению.
С низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению, стремлением покинуть школу.
Для первого типа характерна низкая обучаемость из-за слабого развития мышления. Такие ученики не видят морального конфликта в своем отставании, так как объясняют его неспособностью усваивать материал наравне со всеми.
Второй тип приходит в школу с хорошей подготовкой, но избегает умственной работы по сложным предметам. Это ведет к моральному конфликту и отрыву от коллектива.
Третий тип также имеет низкую обучаемость и беспечное отношение к учебе. У таких учеников нет познавательных интересов, что вызывает отрицательное отношение к школе и знаниям.
Для преодоления неуспеваемости современная дидактика предлагает:
педагогическую профилактику: активные методы обучения, новые технологии;
педагогическую диагностику: контроль и оценка результатов, выявление пробелов;
педагогическую терапию: дополнительные занятия, группы выравнивания;
воспитательное воздействие: индивидуальная работа с учеником и семьей.
Цель работы с неуспевающими — не только восполнить пробелы, но и развить познавательную самостоятельность. Допускается временное снижение требований, чтобы ученик мог наверстать упущенное. Важно нейтрализовать причины неуспеваемости и создать благоприятные условия для таких учеников.
Педагогу нужно хорошо понимать ребенка, вникнуть в его переживания. Каждый ребенок хочет учиться и узнавать новое, но неудачи могут привести к чувству отверженности и поиску других групп. Родители могут помочь ребенку преодолеть школьные трудности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.
![]()