Любая образовательная организация – это социальный институт, где дети не только делают первые осознанные шаги в познании мира, учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. С позиции современной науки в социокультурном плане половое воспитание представляет собой интегрированную систему воспитательных, просветительных, психологических, здоровьесберегающих воздействий, направленных на формирование нравственных отношений между людьми разного пола, выработку чувства ответственности за здоровье будущих супругов и детей. В педагогическом отношении его правомерно рассматривать как специально организованный процесс воздействия педагогов и родителей на личность школьника с целью формирования принятых в конкретном обществе по отношению к представителям того или иного пола норм поведения.
Солженицын А.И. писал: «Нравственное начало должно стать выше, чем юридическое и правовое». Нравственно-половое воспитание должно получить значимое место в общем развитии ребенка. Каждый ребенок должен иметь понятие о поле, семье, моральных нормах.
Основная цель полового воспитания – это овладение детьми нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов, воспитание в подрастающем поколении нравственных качеств личности, формирование ценностного отношения к себе как представителю пола, к другим людям, освоение своей социально-половой роли и построение адекватного типа поведения и деятельности.
Проблема культуры полового воспитания становится государственной задачей. Она определяется требованиями Федерального закона № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Федеральный закон от 24 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данные нормативные документы направлены на необходимость сохранения жизни и здоровья детей.
Половое воспитание детей дошкольного возраста необходимо для того, чтобы у малышей формировались представления о социальных нормах поведения в семье и между людьми противоположного пола. Родителям при этом очень полезными будут разнообразные книги и видео, но в них не должно быть никакого насилия и агрессии. В сознании маленького человечка должна быть четкая дифференциация того, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя. Если до трех лет дети не осознают своей половой принадлежности, то в норме после 3-4 лет у ребенка происходит четкая идентификация себя как девочки или мальчика. Именно в этот момент начинается сексуальное развитие ребенка: малыши проявляют интерес к первичным половым признакам как к своим, так и у представителей противоположного пола.
Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте и требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание.В школе решение задач полового воспитания как важнейшего жизненного приоритета проводится с сохранением требований, которые определены образовательным стандартом к знаниям, умениям и представлениям школьников.
- Когнитивная задача заключается в сообщении учащимся элементарных биологических и физиологических сведений о человеке, формировании первоначальных представлений, уточнении, дополнении, систематизации, дифференциации и обобщения знаний, в зависимости от возраста и уровня развития детей.
- Эмоционально-чувственная задача предполагает развитие чувств и эмоций ребенка. Сюда входит формирование сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола, воспитание чувства любви и уважения к членам семьи; стремление быть похожим на настоящих мужчин, на настоящих женщин; становление чувства человеческого достоинства.
- Поведенческая задача заключается в формировании умений и навыков поведения детей в зависимости от возраста, пола и уровня развития; бесконфликтного поведения и общения детей друг с другом с учетом половых различий, культуры межполового общения.
В соответствии с этими задачами педагог должен сформировать у учащихся с учетом их возрастных особенностей знания о специфических особенностях противоположного пола, научить считать их естественными и закономерными, сформировать понимание правильного взаимоотношения будущих мужчин и женщин.
Задача современного педагога при проведении полового воспитания:
- научить школьников понимать анатомо-физиологические и психологические особенности мужского и женского организмов;
- научить осознавать правовые нормы и законы, регулирующие взаимоотношения между полами с целью предупреждения насилия, растления и совращения детей и подростков;
- развивать эмоциональную сферу и воспитывать культуру чувств, в том числе развивать способности любить человека и проявлять любовь в культурной форме, достойной человека;
- воспитывать ценные качества личности на основе социально ориентированной мотивации взаимоотношения полов;
- формировать субъектное отношение к себе и другим людям с учетом половых различий;
- воспитывать ценностное отношение к репродуктивному здоровью, развивать потребности в здоровом образе жизни, формировать гигиенические навыки;
- формировать коммуникативные навыки в сфере межполовых конструктивных взаимоотношений;
- формировать умения организации жизнедеятельности с точки зрения полового типа поведения.
Основными принципами полового воспитания являются:
-высокая идейная направленность педагогов, администрации школы, родителей;
- единство воспитательных усилий учреждения образования, семьи и общества, учет круга общения и путей информации подростков, поиск и реализация возможностей воздействия на них;
- полное использование для воспитательной работы всех возможностей учебных предметов, уроков, внеклассной работы, а также их преемственность и взаимосвязь; неотделимость полового воспитания от других аспектов нравственного воспитания, от всей учебно-воспитательной работы;
- комплексность и систематичность воспитательных воздействий в интересах полового воспитания на основе доброжелательности, понимания, уважения и требовательности;
- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста детей;
- принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
- принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети;
- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в адресном характере информации, которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий: невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок, и окружающая его обстановка не соответствует им.
Реализуя эти цели, задачи и принципы, педагог планирует половое просвещение, половое воспитание, половое обучение школьников в ходе образовательного процесса.
Половое просвещение представляет собой ознакомление школьников с информацией с учетом возрастных особенностей, усвоение научной, реальной и объективной информации и её передачу. Половое просвещение дает возможность осмыслить собственные ценностные ориентиры и взгляды и приобрести навыки принятия решений, ведения диалога и снижения рисков, связанных со многими аспектами сексуальной жизни.
Половое воспитание – это воспитательный процесс целенаправленного педагогического воздействия на личность с целью формирования у нее культуры пола и способности адекватно переживать и осознавать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с установившимися в обществе нормами и правилами.
Половое обучение - это образовательный процесс целенаправленного воздействия на личность школьника с целью получения и совершенствования им знаний, навыков, умений в ходе своего развития. Половое обучение не заканчивается в классе или аудитории, оно продолжается всю жизнь.
Содержание полового воспитания
Биологическое созревание современных детей завершается раньше, чем у предыдущего поколения, и это приводит к повышению сексуальной активности и определяет необходимость совершенствовать процесс полового воспитания. В это время у детей формируется определенная активная позиция, которая должна стать ориентиром в социализации как усвоении и присвоении существующих культурных и нравственных стандартов. Половое воспитание и социализация ― это векторы единого процесса формирования личности.
Половое воспитание, как распространение знаний о физиологии и психологии пола, психосексуальных процессах и отношениях, должно быть структурно связано и с социализацией, и с воспитанием. Так, получение знаний из случайных наблюдений, общения со сверстниками, знакомства с художественной или специальной литературой следует рассматривать как половое просвещение в структуре социализации. Любой способ информирования, имеющий специальной целью ознакомление подрастающего поколения в целом или конкретного ребенка со связанными с полом сторонами жизни, является половым просвещением в структуре воспитания.
На основании этого доктор педагогических наук Л.В. Ковинько определяет перечень знаний, умений и навыков, которые должно формировать учреждение образования, и которыми должны овладевать дети и подростки по ходу своего развития в целях сбережения здоровья и приобретения навыков здорового образа жизни.
I класс. Названия частей тела человека вообще, мужского и женского пола в частности; названия и расположение основных внутренних органов. Положительная оценка телесных чувств и телесных выражений чувств. Понятие семьи. Роль матери и отца в семье.
II-III классы. Различие полов и особенности полового размножения в мире растений и животных. Умение оценивать и ценить телесную красоту. Что означает и как проявляется забота человека о своем здоровье и красоте тела. Необходимость взаимопомощи в семье: забота родителей о детях, друг друге, помощь детей родителям, отношение к бабушкам и дедушкам. Выражение своих чувств словами, мимикой, жестами. Умение оценивать собственные проявления любви и привязанности.
IV-V класс. Различия в темпах роста и особенностях развития мальчика и девочки. Начальные понятия о половых ролях мальчика, юноши, мужчины и девочки, девушки, женщины. Культура и гигиена тела. Понятие о приспособлении людей друг к другу в семье. Представление об ответственности, связанной с полом. Возникновение и проявление чувства симпатии вообще и между людьми разного пола. Забота детей о младших и старших в семье.
VI класс. Общее представление о гормональных системах мужского и женского организмов. Представление о физической и психологической взрослости. Оценка собственных чувств по отношению к другим людям. Как люди ссорятся, мирятся и избегают ссор. Что переживают родители, когда их дети растут и взрослеют. Представление о личной жизни и личных взаимоотношениях взрослых в семье.
VII класс. Знакомство с юридическими понятиями о браке, семье, разводе. Умение оценивать свое физическое развитие. Гигиена тела. Отношения мальчиков и девочек: признание и принятие половых особенностей, взаимное уважение, ухаживание. Забота будущих родителей о здоровье своих будущих детей.
VIII и последующие классы. Разъяснения понятий: зрелой сексуальности, сексуальной жизни, психологические, нравственные, медицинские аспекты, заболевания, передающиеся половым путем, и ответственность за сексуальные преступления; беременность, планирование семьи и контрацепция.
Проблема программ полового воспитания, объединяющих в себе подготовку к семейной жизни и формирование здорового образа жизни, имеет еще одну важную сторону: в программы полового воспитания должны органически входит во все учебные предметы. В современной школе допускается включение соответствующих сведений в различные учебные предметы: это фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов таких, как биология, литература, обществоведение, история, ОБЖ, физическая культура. С этой целью нужно вводить соответствующие изменения в планирование по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана.
Реализовать содержание полового воспитания можно через разные организационные формы работы:
- факультативные занятия, направленные на половое воспитание учащихся;
- семинары для родителей: тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать запросам данных родителей и детей;
- консультации, организуемые для учащихся и родителей;
- беседы психолога, врача, социального работника, классного руководителя, работников правоохранительных органов;
- приемы положительных образцов поведения людей разного пола и приемы одобрения и неодобрения поступков;
- разъяснения в процессе общения, в виде ответа на вопрос или при обсуждении различных ситуаций;
- лекции;
- круглые столы по общим проблемным вопросам полового воспитания с привлечение специалистов;
- индивидуальная работа.
Организуя разнообразные формы работы с учащимися важно не допускать ошибок в половом воспитании. Назовем наиболее распространённыеошибки, которые допускают педагоги в процессе работы по половому воспитанию:
- подавление естественных эмоциональных реакций школьников на обсуждаемые и существующие в жизни проблемы, связанные с полом;
- излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимых навыков общения;
- подавление любых проявлений половой сущности и интересов школьников;
- уход от детских вопросов и выдача неверных ответов;
- недостаток внимания к опасности, которая существует в реальной действительности, создавшейся в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа, наркоманией и различными венерическими заболеваниями.
Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные преодолены, необходимо воспитание у школьников уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.
Главная работа в системе полового воспитания отводится учителю. Учитель должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения.
Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе - важный и необходимый элемент системы полового воспитания.
Медицинский аспект полового воспитания
Здоровье ― одна из главных ценностей человека, и его сохранение ― важная общественная задача. Рассмотрим медицинские аспекты сохранения здоровья, которые имеют непосредственное отношение к половому воспитанию.
Медицинский аспект полового воспитания должен обеспечить связь формирующихся у ребенка в ходе этого воспитания установок с проблемами здоровья в целом, в том числе психического и сексуального здоровья. Сексуальное здоровье определяется экспертами ВОЗ как комплекс соматических, познавательных, эмоциональных и социальных аспектов бытия человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность и способность к любви.
Медицинский аспект полового воспитания включает в себя следующие направления:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
Половое воспитание как составная часть нравственного воспитания не должно затенять того факта, что оно входит неотъемлемым элементом в формирование здорового образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни ориентируется на достижение сексуального здоровья в виде комплекса физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов школьника. Пропаганда здорового образа жизни школьников должна быть направлена на укрепление здоровья и борьбу с вредными привычками, такими как алкоголизация и наркотизация. Пропаганда здорового образа жизни - это и предупреждение о передающихся половым путем заболеваниях.
2. Предупреждение раннего начала половой жизни.
Задача педагогов и родителей ― научить детей не путать любовь с инстинктом влечения к противоположному полу. Ранние половые связи возникают в результате нездорового влечения, незнания моральных и этических норм, духовной нищеты, умственной ограниченности, безделья. Умение управлять инстинктом зависит от уровня культуры, которую необходимо формировать у школьников.
3. Профилактика неожиданной беременности у подростков.
Главная задача этого направления в работе со школьниками ― исключить раннюю беременность и возможные неудачи, которые потом могут отразиться на отношениях с противоположным полом. Основой работы здесь является индивидуальный подход и там, где это возможно, тесный контакт с семьей или заменяющими ее лицами. Важный аспект профилактики преждевременной беременности у подростков, связан с предоставлением им сведений о контрацептивных средствах и параллельно объяснение проблемных ситуаций, связанных с половым поведением, беременностью, абортом, родами, контролем рождаемости и воспитанием детей матерями-подростками. Школьники должны понимать, как усугубляется их здоровье из-за передающихся половым путем заболеваний, и по отношению к которым один из барьерных контрацептивов играет роль важного профилактического средства.
4. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Основная линия формирования высокой нравственности у подростков должна включать в себя следующие моменты:
- сведения о проявлениях болезней и начальной симптоматике, распознавании самых первых признаков;
- представление о нравственной и юридической ответственности за распространение этих заболеваний;
- понимание необходимости при наличии подозрений прекратить половые контакты и обратиться к врачу;
- при подтверждении заболевания обязанность помочь в выявлении всех контактных лиц;
- недопустимость самолечения, ведущего к переходу многих болезней в скрытые и хронические формы;
- опасность этих заболеваний для потомства;
- способы предохранения.
Такой план открывает широкие возможности для обсуждения норм морали и нравственности со школьниками.
5. Профилактика алкоголизации, наркотизации, курения.
Профилактика алкоголизации, наркотизации, курения – является одним из аспектов полового воспитания и формирования здорового образа жизни, который играет важное значение в подготовке подрастающего поколения к ответственному супружеству и рождению здоровых детей.
На сегодняшний день во многих странах в Европе в учебных заведениях существуют уроки полового воспитания, целью которых является ознакомление разных групп учеников с основами отношений между полами. Конечно, подобная педагогика вызывает множество споров и неодобрения среди родителей, но вызвано оно, в основном тем, что люди старшего поколения не осознают до конца, насколько быстро взрослеют их дети. И чем раньше они узнают об интимных отношениях, основах социального поведения, и, в конце концов, о средствах контрацепции, тем больше вероятность, что у подростков не появится желание поэкспериментировать.
Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания. Хорошее половое воспитание начинается с того, что взрослые должны отвечать на их вопросы детей и давать им понять, что они считаем сексуальную тему интересной, естественной и сугубо личной, но не запретной.
Приведем рекомендации для педагогов и родителей, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми:
- вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы;
- избегать длинных поучительных лекций по половым вопросам;
- в беседе не ограничиваться одними биологическими фактами, высказывать свое к ним отношение;
- если ребенок употребляет непристойные слова, необходимо спокойно объяснить ему их значение, а потом сказать, почему не нужно так говорить;
- научите ребенка говорить взрослым «нет», чтобы избежать сексуального насилия с их стороны;
- беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста;
- мальчики и девочки должны знать о физиологических особенностях противоположного пола;
- необходимо рассказывать детям о СПИДЕ и других опасных болезнях;
- в ходе беседы с детьми стараться не вызывать у них смущения;
- на вопросы детей следует отвечать четко, в пределах осознания ответа ребенком.
Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной психолого-педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов, а работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и психолого-педагогического просвещения родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.