Обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку являются одними из существенных факторов успеха единого государственного экзамена. Существуют разные причины, по которым ученики попадают в разряднеуспевающих и не могут качественно усвоить учебный материал. Перед учителем стоит важная задача: создать такие условия, чтобы ученик захотел ликвидировать пробелы в знаниях, испытал успех, т.е. потребности ученика должны стать главными в обучении. Важнейший инструмент решения этой задачи ― организация предметного содержания учебного материала. Организация предметного содержания учебного материала включает следующие аспекты:
Ознакомимся с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2018 года по русскому языку на сайте Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), проанализируем некоторыезадания, а также разработаем рекомендации поэтапной подачи материала и рассмотрим алгоритм выполнения наиболее сложных заданий.
Задания 1-3 направлены на проведение логико-смыслового анализа исходного текста, выделение в нем ключевых слов, прослеживание причинно-следственных связей между частями и выбор двух предложений, в которых заключена главная информация текста.
Обратимся к заданию 1. Учащимся предлагается текст.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
В первом задании необходимо указать два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.
2)В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
3)Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.
4)В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.
5)Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
Предлагаем следующийалгоритм выполнения задания:
(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Больше шансов оставить полноценное потомство в процессе естественного отбора имеют животные, наиболее приспособленные к конкретным условиям обитания.
Получаем ответ на первое задание: предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте, ― 2 и 3.
Одним из сложных заданий в экзаменационной работе, по мнению учащихся,является задание №7. Это задание относится к высокому уровню сложности. В седьмом задании необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушениевидовременной соотнесённости глагольных форм Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
1) Новая эстетика, возникшая в творчествехудожников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства. |
2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. |
|
3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. |
|
4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. |
|
5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова. |
|
6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. |
|
7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». |
|
8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. |
|
9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции. |
Алгоритм выполнения задания:
1. Обращаем внимание на первую грамматическую ошибку - А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать, что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
/Употребляя букву «ъ» на конце слов/, в XIX веке это была лишь дань традиции.
Это предложение осложнено деепричастным оборотом, но деепричастие «употребляя» и глагол «была» имеют разные категории лица, следовательно, такое употребление ошибочно.
2. Следующаяграмматическая ошибка – Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Внимательно читаем примеры и отыскиваем предложение с причастным оборотом.
Таких предложений среди примеров два:
1) Новая эстетика, /возникшая в творчестве художников русского авангарда/, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.
2) /У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами/ дух захватывало от богатырских подвигов.
Вспомним, что к наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
- неверное согласование причастия с определяемым словом;
- определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Во втором предложении определяемое слово «людей» находится внутри причастного оборота. Значит, в предложении №2 имеется грамматическая ошибка.
3. Переходим к следующей грамматической ошибке – В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Нам необходимо найти такое предложение, в котором глаголы употреблены в разных временных и видовых формах. В предложении «Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.» глаголсовершенного вида «поступит» употреблен в будущем времени, а глагол «приобретал» имеет форму несовершенного вида прошедшего времени. Получается, в данном предложении нарушена видовременная соотнесенность глагольных форм.
4. Обратимся к ошибке Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Важно помнить, что в русском языке предлоги употребляются с существительными в определённом падеже. Можно предложить следующий алгоритм выполнения задания:
Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.
Предлог «наперерез» требует после себя существительное в дательном падеже, а в предложении №8 имя существительное стоит в родительном падеже, следовательно, употребление падежной формы существительного с предлогом неправильное.
5. Последняя ошибка, которую нужно найти, – Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Чтобы найти эту ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.
Предлагаем такой порядок решения этого задания:
- Найдите предложение, в котором название чего-либо (книги, кинофильма, журнала и т.д.) дано в кавычках. Это будет предложение с несогласованным приложением.
- Посмотрите, есть ли при приложении определяемое слово (слово, от которого задаётся к нему вопрос). Если есть, то тогда приложение должно стоять только в именительном падеже. Если падеж другой, то это ошибка.
В предложении №5 при определяемом слове «в картине» есть несогласованное приложение «Грачах», которое должно стоять в именительном падеже. Последняя грамматическая ошибка найдена.
Проанализировав все предложения и повторив все необходимые правила, получаем ответ.
Задания 8-14 проверяют орфографические навыки.
В методике преподавания русского языка описаны разные способы организации повторения материала. Но самое главное ― это не отдельные, эпизодические обращения к уже изученному материалу, а организация систематической работы по повторению. Для того чтобы такая работа дала хорошие результаты, нужно четко определить, какие знания и умения должны быть у ребенка. И именно эти знания и умения нужно регулярно тренировать.
Среди знаний, необходимых для грамотного письма с точки зрения орфографии, важны знания о строении слова и знание системы частей речи в русском языке. А среди основных умений ― умение выделять морфемы в словах и определятьморфологическую принадлежность слов. Необходимо, чтобы ученики сознательно пользовались орфографическими правилами, большинство из которых ориентировано либо на определенные морфемы (например, орфограммы в приставках, в корнях), либо на определенные части речи (например, правописание числительных, предлогов и т.д.). Конечно, кроме указанных знаний и умений, важно регулярно повторять правила, связанные с наиболее частотными орфограммами в русском языке (например, правописание безударных гласных в корне, правописание приставок на З/С, ПРЕ- и ПРИ- и т. п).
В заданиях 15-19 необходимо расставить недостающие знаки препинания.
Выполняя любое их этих заданий, предлагаем следующий алгоритм работы:
1. В каждом предложении необходимо найти предикативные центры (грамматические основы).
2. Если центров два и более, находим средства связи. Вспоминаем, когда запятая ставится, а когда –нет. Проверяем наличие общего второстепенного члена, и при его отсутствии смело ставим запятую (или запятые).
3. В распространенных предложениях обращаем внимание на то, чем осложнено предложение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции, деепричастия, причастные и деепричастные обороты и др.). Вспоминаем правила.
Обратимся к заданию 16. В данном задании необходимо расставить знаки препинания и указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Алгоритм выполнения задания.
1) Читаем предложение, подчеркиваем главные члены:
Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий
2) Характеризуем предложение: предложение простое, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (возвращая первоначальную красоту и великолепие Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге), и обособленными определениями, выраженными причастными оборотами (готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже,прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий).
3) Определяем границы деепричастного и причастных оборотов; определяем, где находятся причастные обороты по отношению к определяемому слову. Получаем:
/Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге /,(2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3), /готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже /(4), /прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий/.
Следовательно, правильный ответ: 2,3,4.
Рассмотрим 25 задание (высокий уровень сложности). Перед заданием дан комментарий:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Задание 25
Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности – (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)________ («ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________ («точно рыцарь своей даме» в предложении 63, «точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».
Список терминов:
1) разговорная лексика
2) метафора
3) сравнение
4) противопоставление
5) ряд однородных членов предложения
6) гипербола
7) фразеологизм
8) эпитет
9) односоставные неопределённо-личные предложения.
Предлагаем следующий алгоритм выполнения задания:
Обратившись к предложениям 1, 2, 26, 28, 38, выделим грамматические основы и увидим, что все они по наличию главных членов односоставные с главным членом сказуемым, выраженным глаголами в форме 3 лица множественного числа (сошлись, говорили, провожали, дошли), значит, синтаксическое средство выразительности, которое использует автор в указанных предложениях, – односоставные неопределённо-личные предложения.
В предложении 48 в переносном значении употреблено выражение «ритмично бились… звуки». Авториспользует метафору — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Тропы «Ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69 – это эпитеты. Главным назначением эпитетов является описание значимых свойств объекта, его образной характеристики.
Тропы, которые встречаются в предложении 63 «точно рыцарь своей даме» и в предложении 72«точно рыцарь Парсифаль», помогают подчеркнуть контраст между Лизой и Паулем и её родными и знакомыми, являются сравнением. Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку называется сравнением.
Если учитель при подготовке к экзаменам заострит внимание учащихся на тех вопросах, которые мы сейчас рассмотрели, то они смогут успешно справиться с их выполнением.Важно отметить, что у каждого выпускника существует определенный уровень обученности,и только учителю, преподающему в конкретном классе, известно, какие пробелы в знаниях необходимо устранить, что представляет трудность, на каких заданиях ЕГЭ необходимо остановиться подробно,а каким вопросам можно уделить меньше времени.
Вторая часть экзаменационной работы: сочинение-рассуждение
Задание 26 второй части ЕГЭ проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Задание ко второй части сформулировано следующим образом.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Отличительной особенностью сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ текста.
Сама формулировка задания «подсказывает» композицию экзаменационного сочинения и намечает количество абзацев в нем. Рассмотрим основные этапы работы над сочинением.
Начальный этап работы над сочинением – это составление плана.
Опираясь на текст задания, составим следующий план написания сочинения.
Важно помнить, что любой создаваемый текст должен состоять из трех частей: вступление – основная часть – заключение.
Следующий важный этап работы над сочинением-рассуждением - это формулирование (выявление)проблемы.
Проблема – это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Чаще всего проблема связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.
Ежегодно Федеральный институт педагогических измеренийвключает в состав КИМов ЕГЭ новые разнообразные тексты, однако проблемы, затронутые в них, нередко повторяются. Чаще всего в предлагаемых для анализа текстах затрагиваются нравственные, философские, социальные, экологические и научные проблемы.
Приведем перечень типичных проблем текстов сочинений ЕГЭ по русскому языку, сгруппированных в тематические блоки: «Взаимоотношения отцов и детей», «Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров», «Роль классической литературы в духовном развитии современного общества», «Сложность и противоречивость человеческих поступков», «Человеческое благородство и честь», «Отношения человека с другими людьми»,«Восприятие человеком окружающего мира»,«Одиночество человека», «Человек и искусство», «Отношение человека к миру природы» и другие.
Третийэтап работы над сочинением – комментирование проблемы. Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме. В процессе комментария необходимодать понять свою позицию по этому вопросу.
Следующий этап работы над сочинением –определение позиции автора. Позиция автора – это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях ее решения. При обращении к этому этапу работы над сочинением необходимо заострить внимание учащихся о том, проблема и позиция автора тесно связаны, но не следует путать авторскую позицию с проблемой. Позиция автора обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется как вопрос, или сочетанием слова «проблема» с именем существительным в родительном падеже.
Далее переходим кформулировке своего мнения и его аргументации.Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развернуто и четко. Причем важно не просто констатировать свое согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чем оно состоит.
Важный этап работы над экзаменационным сочинением – аргументация выпускником своей точки зрения. В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста – рассуждения:
- тезис (мнение, которое должны обосновать);
- аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
- вывод (общий итог).
Аргументов в сочинении должно быть два, они могут основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлениях учащегося.
Заключительный этап работы над сочинением - это вывод-заключение.
Заключение должно подвести итог рассуждениям выпускника по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста и придать сочинению-рассуждению законченный вид.
Одна из самых серьезных проблем, которую учителям приходится регулярно решать,―это организация повторения. Последовательно изучая различные разделы лингвистики (от фонетики до синтаксиса), нужно так организовать процесс, чтобы самое важное из уже изученных тем ученикприменял постоянно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.