Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся
Оценка 4.8
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся

Оценка 4.8
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 19.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества, обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования направлена на формирование компетенций готовности человека к деятельности и общению и предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.

В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении слушатель в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с учителем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. В педагогической литературе оно пока еще недостаточно описано.

ИНТЕРАКЦИЯ (в психологии) — это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то).

ИНТЕРАКЦИЯ (в социологии) - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

ИНТЕРАКЦИЯ (в педагогике) - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, в ходе которого все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия собеседников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Задачи педагога в интерактивной технологии:

- направление и помощь процессу обмена информацией;

- выявление многообразия точек зрения;

- обращение к личному опыту учащихся;

- поддержка активности участников;

- соединение теории и практики;

- взаимообогащение опыта учащихся;

- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников процессе обучения;

- поощрение творчества и самостоятельности учащихся.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Считается, что интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Этообусловленопроцессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

Ориентированность на интерактивное обучение обусловленанеобходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.

Интерактивное обучение является эффективным инструментарием решениязадач, стоящих перед современным образованием: «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

Определим, на наш взгляд, наиболее важные компетенции:

- необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;

- нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого);

- научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;

- следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.

Формирование компетенций возможно только через соответствующий

опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в

режиме интерактивного обучения.

Принципами интерактивного обучения являются:

- диалогическое взаимодействие;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая) деятельность;

- тренинговая организация обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Интерактивное обучение одновременно решает следующие задачи:

- учебно-познавательную (предельно конкретную);

- коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

- социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

- развитие толерантности.

Учебной группе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Системе «учитель - класс»:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- многомерное освоение учебного материала;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.

Эффективность интерактивного обучения

- интенсифицирует процессы понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

- повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

- обеспечивает не только накопление знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

- изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Интерактивные приемы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся

Метод «Мастерская будущего»

«Мастерская будущего» ― один из интерактивных, продуктивных педагогических методов, который обеспечивает эффективное:

  • взаимодействие - обмен деятельностями между участниками педагогического процесса, разнообразие форм организации и видов деятельности;
  • мыследеятельность - организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся по решению проблемы, использование учащимися различных мыслительных операций, исследовательская деятельность;
  • смыслотворчество - создание каждым участником педагогического взаимодействия своего индивидуального смысла по рассматриваемой проблеме, обмен мнениями между участниками (каждый представляет свой смысл); обогащение индивидуального смысла в результате обмена;
  • полилог - уважение к чужой точке зрения, любой смысл имеет право на существование;
  • моделирование, конструирование деятельности - создание некоего образца, прототипа объекта, теоретическое имитирование какой-либо деятельности, системы.

По форме организации деятельности участников образовательного процесса метод «Мастерская будущего» представляет собой сочетание индивидуальной и групповой, а также фронтальной деятельностей; способствует развитию мышления, сознания, ценностных ориентаций, приобретению учащимися опыта творческой деятельности, осуществления различных мыслительных операций, моделирования, конструирования деятельности, развивает субъектность участников педагогического взаимодействия.

Условия реализации технологии:

  • количество участников - до 30 человек;
  • просторная аудитория, где могли бы разместиться все участники.
  • листы ватмана (по 2-3 листа на каждую творческую группу);
  • листы бумаги формата А4 (по одному листу для каждого участника);
  • маркеры (по 1-2 на каждую творческую группу).

Необходимое оборудование:

Педагог, реализующий данный метод, знакомит участников педагогического взаимодействия с целями и задачами, порядком и условиями ее проведения. Определяется проблема, которая будет составлять содержание реализуемой технологии (либо проблему предлагает педагог).

Примером возможных проблем, определяющих содержание технологии «Мастерская будущего», могут быть следующие:

  • Взаимодействие человека и природы;
  • Общение человека с искусством;
  • Совершенствование жизнедеятельности класса.

Для методической работы с педагогами (проведение семинаров, педсоветов) можно предложить любую из актуальных проблем организации и осуществления педагогического процесса, например:

  • Организация личностно-ориентированного педагогического процесса;
  • Продуктивные педагогические технологии в школе;
  • Организация педагогической диагностики учителем;
  • Целеполагание в педагогическом процессе.

Реализация технологии

Первый этап. Критика. Каждому из участников дается по 2 небольших листа бумаги, на которых предлагается в течение 5-10 минут зафиксировать положительные («+») и отрицательные («-») аспекты обсуждаемой проблемы (на один лист записываются все «+», на другой - все «-»).Например, предлагается зафиксировать «+» и «-» взаимодействия человека и природы.

По истечении времени каждому из участников предлагается назвать результаты своей аналитической работы (можно с кратким комментарием).

После выступления участников руководитель закрепляет листки с «+» на одной части стены (доски и т.д.), а листки с «-» - на другой (можно пользоваться листками цветной бумаги).

Этап критики можно закончить обобщающим комментарием педагога или создать из числа участников две аналитические группы, каждая из которых сможет обобщить «+» (одна группа обобщает только «+») и «-» (другая группа обобщает только «-»), а затем выступить с результатами осуществленного обобщения.

Второй этап. Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью 5-7 человек и разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы. Например, идеальную модель взаимодействия человека и природы или идеальную модель жизнедеятельности класса и т.д.

Для оформления разрабатываемой модели у каждой творческой группы должны быть листы бумаги большого формата и маркеры.

После того как проекты идеальных моделей подготовлены, каждая из групп публично представляет и защищает свою модель. По ходу защиты или после нее можно организовать обсуждение моделей. Заканчивается этап комментарием педагога об идеальных моделях решения проблемы.

Отметим, что при разработке такой модели руководитель может задать некий алгоритм или примерную структуру модели. Например, при разработке идеальной модели взаимодействия человека и природы отразить в ней цели, принципы, условия, средства и методы взаимодействия.

Третий этап. Реальные действия. Творческим группам, работающим тем же составом, предлагается определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня. После того как действия согласованы, каждая из групп предлагает их на общее обсуждение. Заканчивается этап комментарием педагога.

Четвертый этап. Рефлексия. В «рефлексивном кругу» каждому из участников дается возможность:

  • зафиксировать свое состояние постижения обсуждаемой проблемы;
  • определить причины зафиксированного состояния;
  • дать самооценку результативности состоявшегося педагогического взаимодействия для своего развития.

Педагог завершает анализ, а также подводит итог реализации технологии.

Прием «Незаконченное предложение»

С помощью данного метода можно как осуществить проверку знаний и способов действия учащихся, так и проверить знания и способы действия, усвоенные на уроке. Приемом «Заверши предложение» необходимо выявить все смыслы, которые учащиеся вкладывают в изученные на уроке понятия. Например, «Человеческое достоинство – это…».

Прием «Я уже знаю»

Прием включает два этапа. На первом этапе педагог выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум, ассоциации. Учащиеся выполняют работу индивидуально. Обсуждение полученных записей происходит в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. Следующий этап ― «сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Педагог фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Прием «Лови ошибку»

Заранее готовится текст, содержащий ошибочную информацию. Данный текст предлагается учащимся, которые должны выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Педагог предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием «Составление кластера»

Прием позволяет установить максимальное количество признаков изучаемого явления. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Учитель выделяет ключевое понятие. Далее идет составление кластера, отражающего имеющиеся у учащихся представления по изучаемой теме. С помощью кластера происходит изучение нового материала, и затем учащиеся исправляют кластер в соответствии с полученными новыми знаниями.

Прием «Анализ текста по предложенной схеме»

Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками. Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учащиеся производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов; учитель дает комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных источников.

Прием «Пометки на полях»

Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

«V» – то, что было известно учащимся ранее;

«+» – новая, неожиданная информация;

«–» – информация, противоречащая взглядам учащихся;

«?» – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:

Знаю

Узнал

Новая информация

Хочу узнать

Не согласен

     

Прием «Двойной дневник»

Педагог предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок учащиеся выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке выражают собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Прием «Учимся сообща»

Учащиеся формируются в несколько групп. Важно, чтобы количество образованных групп было четным. Текст, подлежащий изучению, делится на несколько приблизительно равных по объему фрагментов. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в 2 раза больше, чем количество фрагментов текста. Первая группа получает отрывок текста, читает его, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту. Вторая группа готовит вопросы к такому же отрывку текста. Целесообразно заранее обговорить их количество. Следующие 2 группы выполняют те же задания, но уже с другими фрагментами текста и т.д. По очереди заслушивается первая группа с объяснением, вторая группа задает вопросы, затем выступают следующие группы учащихся. Учитель подводит итоги учебной деятельности.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся. В каждой группе выбирается ведущий, следящий за выполнением правил, направляющий деятельность учащихся, а также секретарь, фиксирующий предложенные идеи на отдельном ватманском листе. Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей деятельности. Проводится первичное обсуждение и уточнение проблемы, требующей решения.

Решение проблемы состоит из трех этапов:

1. Создание банка идей – учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов решения (никакой критики!).

2. Анализ идей – все высказанные идеи группа рассматривает критически, стараясь найти в каждой идее рациональное звено.

3. Обработка результатов – учащиеся отбирают от 2 до 5 наиболее интересных решений, готовят на их основе проект ответа.

Далее проводится защита и обсуждение предложенных учащимися проектов.

Прием «Пресс-конференция»

Данный прием позволяет формировать у учащихся умения грамотно и корректно формулировать вопросы; развивать мыслительные способности учащихся; диагностировать уровень усвоения нового материала. Перед изучением учебного текста, учитель ставит задачу составить к нему список вопросов. Целесообразно оговорить их минимальное количество. Учитель заранее рассказывает ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Вопросы, расширяющие знания, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Все вопросы учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия:

  • первая группа:вопросы, на которые можно ответить на уроке;
  • вторая группа: вопросы, требующие отдельного исследования;
  • третья группа: вопросы, ответы на которые, возможно, не существуют.

При ответе на вопросы первой группы целесообразно предоставить право ответа более подготовленным ученикам. Некоторые вопросы из второй группы можно использовать как темы будущих сообщений учащихся.

Условия организации интерактивного обучения

  • доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
  • демократический стиль;
  • сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
  • опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Правила организации интерактивного обучения

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Необходимо позаботиться о психологической подготовке участников, т.к. не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Интерактивное обучение построено на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником образовательного процесса, содержание которого является основным источником формируемых знаний, навыков, умений. Функция педагогасводится к побуждению учащихся к самостоятельному поиску.

Список литературы:

  1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. - 2011. - N 2. - С. 22-25.
  2. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.
  3. Арбузова Е. Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии // Биология в школе. - 2010. - N 9. - С. 33-36.
  4. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. - 2011. - N 6. - С. 111-114.
  5. Воронина Г. А. Зарубежный опыт применения интерактивных технологий на уроках биологии // Биология в школе. - 2010. - N 5. - С. 37-39.
  6. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. - 315 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ
  7. Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. - 2011. - N 1. - С. 81-87.
  8. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 1. - С. 24-25.
  9. Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 10. - С. 23-24.
  10. Запорожец Е. А. Интерактивные методы профессиональной подготовки студентов - будущих государственных служащих //Высшее образование сегодня. - 2010. - N 4. - С. 76-79.
  11. Козырев Ю. В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач // Управление качеством образования : теория и практика эффективного администрирования. - 2011. - N 6. - С. 60-68.
  12. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.
  13. Мамирова К. Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения // География и экология в школе XXI века. - 2010. - N 7. - С. 72-76.
  14. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М. : Новый учебник , 2002. - 192 с.
    СОУНБ; КХ; Шифр 74.263; Авторский знак М545; Инв. номер 2235121-КХ
    СОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2235120-ЕФ
  15. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии : примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения / Н. Д. Угринович. - М. : Школьная пресса , 2001. - 48 с.
    СОУНБ; Шифр 74.262.9; Формат С; Инв. номер 2227808-КХ
  16. Чепыжова Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 6. - С. 13-15.
  17. Швырина Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество. - 2010. - N 3. - С. 61-64.
19.04.2018