Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий
Оценка 4.8
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий

Оценка 4.8
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 23.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий

Совершенствование системы общего образования, введение ФГОС предполагают не только освоение школьниками системы знаний, но и включение их сначала в учебную, затем в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, в самостоятельную познавательную и социальную деятельность. В связи с этим одна из задач школы – помочь учащимся освоить:

  • эффективные средства управления своей учебной деятельностью;
  • стратегии самостоятельного получения, преобразования и интеграции знаний;
  • способы разрешения проблемных ситуаций.

Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные учебные действия. Таким образом, новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Рассказ учителя и пересказ учеником текста теперь не могут быть ведущими видами деятельности. Так как, слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научится действовать самостоятельно. Таким образом, нужно полностью отказаться от традиционных репродуктивных вопросов типа «Перескажи…», «Назови…» и т. д. и заменить их продуктивными заданиями. Под продуктивными заданиями понимают задания на преобразование информации с целью получения ответа на проблемный вопрос или ситуацию. Выполняя продуктивные задания, ученик учится решать возникающие перед ним задачи и проблемы.

Большой интерес сегодня представляет реализация контекстного подхода, когда учащимся надо решить не отдельные задачи, упражнения по предмету, а дается текст со сформулированными к нему заданиями. Для их выполнения учащимся необходимо прочитать текст, выделить в нем необходимую (для конкретной заданной ситуации) информацию, интерпретировать имеющиеся сведения, самостоятельно обобщить и получить новый информационный продукт – вывод, оценку и т. д., что и требуется в современной жизни от любого человека.

Актуальность использования продуктивных заданий обусловлена еще и результатами государственной итоговой аттестации и мониторинговых исследований качества подготовки учащихся, которые показывают, что ученики лучше решают задачи по готовому образцу, чем задачи, требующие применения умений действовать в нестандартной ситуации, особенно в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации, использование естественнонаучных знаний для объяснения реальных явлений. Основная причина этого ― отсутствие опыта применения собственных знаний, опыта решения реальных проблем, требующих использования знаний из разных областей.

Ответ на вопрос «Чему мы должны учить?» официально озвучен. Так в «Стратегии модернизации содержания общего образования» подчёркивается переориентация «содержания образования на освоение ключевых компетентностей и опыта самостоятельной деятельности». В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» акцент делается на то, что «результат образования ― это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

ФГОС предлагает серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные.

Решение вопроса: «Как именно учить?» практически полностью зависит от учителя и напрямую связано ещё с целым рядом вопросов: какие методики и технологии использовать; как организовать образовательную деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий (УУД) по достижению метапредметных результатов; какие мотивационные приёмы использовать; как проверить усвоение материала учащимися и т. д.

Для формирования УУД, достижения метапредметных результатов необходимо изменить подходы к организации образовательного пространства, а именно — предоставить учащимся возможность самостоятельно приобретать знания и осваивать необходимые умения при работе с информацией, что, в свою очередь, расширит их практическую деятельность и придаст ей личностно-ценностный характер. Схематически это можно отразить так: поиск, выбор, действие способствуют развитию самостоятельности, инициативности, ответственности, что обеспечивает, в свою очередь, самооценку, контроль и мотивацию, которые стимулируют учащихся к очередным поиску, выбору и действию.

Такой подход к организации образовательного процесса можно рассматривать как системно-деятельностный и использовать его для получения учащимися опыта разрешения проблем в различных учебных и внеучебных ситуациях.

В федеральном государственном образовательном стандарте акцент поставлен на умении применять знания при решении практико-ориентированных, жизненных задач. Поэтому, например, формулировки заданий по математике должны быть нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. На уроках окружающего мира необходимо не столько усвоить конкретные знания, сколько научить работать с популярными естественнонаучными текстами, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения. Для выполнения этих задач учителями разрабатываются продуктивные задания

Продуктивные задания осуществляют переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, помогают преобразовать информацию для решения конкретной задачи, что является эффективным способом формирования УУД.

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Такие задания часто помогают проверить, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.

Важно отметить, что продуктивные задания нацелены еще и на метапредметные результаты. В связи с этим продуктивные задания могут быть упорядочены в соответствии с видами УУД.

В широком значении «универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • участие в проектах;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений и др.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

•преднамеренные ошибки;

•поиск информации в предложенных источниках;

•взаимоконтроль;

•взаимный диктант;

•диспут;

•заучивание материала наизусть в классе;

•ищу ошибки;

•КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) и др.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания; логические действия и операции; способы решения задач.

Овладение учащимися познавательными универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

•найди отличия (можно задать их количество);

•на что похоже;

•поиск лишнего;

•лабиринты;

•упорядочивание;

•цепочки;

•хитроумные решения;

•составление схем-опор;

•работа с разного вида таблицами;

•составление и распознавание диаграмм;

•работа со словарями.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

•составь задание партнеру;

•отзыв на работу товарища;

•групповая работа по составлению кроссворда;

•отгадай, о ком говорим;

•диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

•подготовь рассказ..., опиши ..., объясни... и т.д.

Рассмотрим примеры продуктивных заданий, нацеленных на формирование УУД по разным учебным предметам.

Как традиционные задания сделать продуктивными?

Во-первых, вместо авторской оценки предложить ученику оценить ситуацию самому.

Например, традиционное задание «Найди число, если 11 % его равно 275» можно заменить на продуктивное задание «Представь, что ты являешься финансовым консультантом по вопросам вкладов. Дай совет своему клиенту о том, какую сумму ему необходимо положить в банк, чтобы к концу года получить доход в 275 $ при условии, что годовая процентная ставка банка 11 %. Аргументируй свое мнение.»

Во-вторых, отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций.

Приведем пример, традиционное задание «Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 13 м и 23 м» целесообразно заменить на продуктивное «Сколько линолеума (кв. м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если размеры класса 13 м х 23 м».

В-третьих, перенести акцент с воспроизведения на анализ информации.

Традиционное задание «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Продуктивное задание на примере этой же задачи может выглядеть следующим образом: «Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу».

В-четвертых, дать задание паре или группе, распределив роли участников.

Традиционное задание обычно предполагает такую формулировку задания «Назовите преимущества и недостатки графического метода решения уравнений». Продуктивное предлагает другой вариант работы «Работа в паре: один ученик приводит преимущества данного метода, другой – его недостатки; затем учащиеся меняются ролями и обсуждают эффективность использования графического способа для решения уравнений».

Таким образом, можно убедиться, что формирование универсальных учебных действий успешно реализуется в процессе обучения математике. И любое задание должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсального учебного действия (причем следует точно определить для себя, какого или каких именно).

Рассмотрим несколько продуктивных задач из книги «300 задач по истории России» [4].

Задача 1.

Во второй половине XI века в Новгороде произошло такое событие. Когда вместо убитого епископа Стефана прибыл святитель Федор, горожане пришли на площадь. Вдруг на площади появился волхв и стал призывать народ выступить против Федора. Между епископом и волхвом начался спор. Спор привел к мятежу. Тогда епископ поднял крест и закричал: «Кто верит жрецу, пусть идет за ним, а кто истинно верует - пусть к кресту идет!» Новгородцы оказались на стороне жреца, а прибывший князь с дружинниками отошли к епископу Федору. Мятеж мог закончиться страшной резней между противниками. Однако один поступок князя предотвратил большое кровопролитие. Что за поступок совершил князь?

Задача 2.

В конце мезолита (XII-V тысячелетия до н.э.) на земле начался глобальный экологический кризис. Древние люди оказались на грани голодной смерти. Первая причина кризиса - естественная - быстрое отступление ледника привело к катастрофическому сокращению численности крупных животных. Назовите вторую причину, которая ускорила исчезновение мамонтов и сократила численность северных оленей и бизонов.

Задача 3.

В 1698 году Петр I ввел налог на бороду. Богатые купцы за сохранение бороды платили 100 рублей в год, дворяне и чиновники - 60 рублей, городские жители - 30 рублей. Приезжая в город, бородатые крестьяне платили 1 копейку, выезжая из города платили такую же сумму. Кто был освобожден от налога на бороду? (Ответ. Лица духовного звания налог на бороду не платили.)

Задача 4.

Историк П. Милюков писал, что «Россия есть та же Европа». Однако многие историки считают, что Россия не относится к Европе. По этому поводу А.С. Пушкин писал: «Мы не участвовали ни в одном из значимых для Европы событий». Какие события имел в виду великий поэт?

Все приведенные примеры продуктивных заданий нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности. Невозможно качественно отвечать на вопросы, если не освоить умение наблюдать за окружающим миром и делать самостоятельные умозаключения. Недостаточно формулировать грамотно правила русского языка, если ты не научился их использовать в повседневной практике.

Использование продуктивных заданий при работе с разными видами текстов позволит сформировать у детей способность:

• опираясь на имеющийся опыт, получать новое знание;

• применять умения в нестандартных ситуациях;

• самостоятельно выбирать и сочетать необходимые для разрешения ситуации методы деятельности, находить различные способы решения;

• работать с разными видами информации, соотносить их, оценивать и преобразовывать;

• к критическому мышлению, выбору оптимальных способов действия, рефлексии.

Несколько рекомендаций учителям по развитию универсальных учебных действий:

При формировании личностных УУД помните, что главным является не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Для формирования регулятивных УУД помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

При формировании познавательных УУД помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике свои знания.

Для формирования коммуникативных УУД не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. Научите ребенка высказывать свои мысли, задавать уточняющие вопросы. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы.

Список литературы:

  1. Инновации: компетентностный подход в образовании. Сборник материалов инновационной деятельности школы. Серия: в помощь современной школе. – Пермь: ПСИ, 2010
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  3. Наш Пермский край: учеб. пособие для нач. шк.: сборник интегр. заданий. Перм. гос. пед. ун-т. –Пермь, 2011
  4. Султанов Р.И. 300 задач по истории России. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 120 с.
  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1,2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  6. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011.
  7. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2008.
25.04.2018