Подготовка учащихся к ЕГЭ/ОГЭ: общие методические и организационные подходы
Оценка 4.6
249 р.
249 р.

Подготовка учащихся к ЕГЭ/ОГЭ: общие методические и организационные подходы

Оценка 4.6
Практикум
преподавание
9 кл—11 кл
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 27.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Подготовка учащихся к ЕГЭ/ОГЭ: общие методические и организационные подходы
Cвидетельство участника
249 р.
Подготовка учащихся к ЕГЭ/ОГЭ: общие методические и организационные подходы

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это основной вид экзамена для выпускников 9 классов в средней школе России. Сдача ОГЭ необходима для перехода в 10 класс.

Для проведения ЕГЭ/ОГЭ разрабатываются контрольно-измерительные материалы (КИМ) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Выполнение заданий ЕГЭ/ОГЭ позволяет установить уровень освоения учеником основных общеобразовательных программ.

КИМы включают в себя задания 3-х типов:

А – задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных.

В – задания с кратким свободным ответом, когда следует писать словосочетание или число.

С – задания с развернутым свободным ответом в соответствии с предметом, это может быть словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции.

Поскольку задания ЕГЭ/ОГЭ рассчитаны на разный уровень подготовки учащихся, то они содержат и базовый уровень, и повышенный уровень сложности. Подготовленность учащихся к сдаче ЕГЭ/ОГЭ понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Готовность учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ/ОГЭ определяют следующие составляющие:

- информационная готовность: информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков;

- предметная готовность или содержательная: готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания;

- психологическая готовность: внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Комплексный подход к подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ

Комплексный подход к подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ — это целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей. Существует три направления этой деятельности: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

1. Содержание информационной работы с педагогами:

- изучение нормативно-правовых документов по ЕГЭ/ОГЭ, знакомство с методическими материалами и инструкциями;

- включение в планы работы школьных методических объединений вопросов о проведение экзамена и обсуждение результатов пробных ЕГЭ/ОГЭ, творческих презентаций опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ, выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к экзаменам, психологические особенности выпускников;

- обучение педагогов посредством курсовой подготовки и участия в семинарах, связанных с ЕГЭ/ОГЭ.

2. Содержание информационной работы с учащимися:

- организация информационной работы в форме инструктажа учащихся о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков;

- оформление информационного стенда с нормативными документами, бланками, правилами заполнения бланков, ресурсами Интернет по вопросам ЕГЭ/ОГЭ;

- проведение занятий по тренировке заполнения бланков;

- пробные внутришкольные работы по различным предметам.

3. Содержание информационной работы с родителями учащихся:

- родительские информационные собрания о процедуре проведения ЕГЭ/ОГЭ и особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, о результатах пробной внутришкольной работы;

- индивидуальное консультирование родителей.

Залогом успеха на экзамене является правильный подход к подготовке, в котором в качестве составляющих можно выделить три важных момента:

Организационный этап. Как правило, подготовка к ЕГЭ/ОГЭ занимает у учащихся достаточно много времени и требует, кроме умственных усилий еще и решения множества связанных вопросов, начиная от подачи заявлений на сдачу экзаменов по выбранным предметам в установленные сроки и заканчивая подбором литературы для подготовки, планированием занятий.

Образовательный этап. Одним из главных условий успешной сдачи экзамена - овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками по предмету. Школьная учебная литература достаточно полно раскрывает тематику предмета, также нужно использовать и дополнительную литературу, отражающую специфику предстоящего экзамена. К ней относятся контрольно-измерительные материалы, методические разработки, учебные пособия, электронные учебные курсы. КИМы для ЕГЭ/ОГЭ включают, помимо самих вариантов заданий, так называемые кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся. В них содержится перечень тем и их содержание, именно те, на которые составлены экзаменационные задания, а также требования к уровню подготовки учащихся по предмету. Это дает возможность согласовывать объем уже имеющихся и необходимых для экзамена знаний, умений и навыков.

Психологический этап. ЕГЭ/ОГЭ отличается непривычным для учащихся форматом проведения. Продолжительность экзамена по отдельным предметам может доходить до четырех часов, все бланки экзаменационных документов должны заполняться специальным образом, существуют определенные правила поведения на экзамене, при невыполнении которых организаторы могут удалить участника с экзамена. Всё это, в совокупности с большим значением результатов экзамена для выпускника, может обусловливать излишнее волнение на экзамене и, как следствие, потерю сосредоточенности, ослабление уверенности в своих силах из-за страха совершить ошибку. Поэтому при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ очень важно уделять внимание изучению процедуры проведения экзамена, правил заполнения бланков и периодически практиковаться на экзаменационных материалах прошлых лет в условиях, приближенных к реальному экзамену.

Таким образом, успех на экзамене во многом зависит от того как спланирован процесс подготовки и из каких этапов он состоит. Составить такой план под силу далеко не каждому ученику, и здесь на помощь может прийти учитель, который сможет организовать процесс подготовки с учетом вышеназванных особенностей.

Основные принципы подготовки учащихся к ЕГЭ/ОГЭ

Тематический принцип заключается в том, что подготовка проводится по темам от простых типовых заданий к сложным. Система развития мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Повторение организуется, так что однотипные задания располагаются группами, это дает возможность научить учащихся правильным рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Логический принцип. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. Знания, полученные логическим путем, способствуют пониманию нового материала.

Принцип тренировки. Учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые они могут оценить степень подготовленности к экзаменам. Ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Временной принцип. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя: за какое время сколько заданий они успевают решить. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ/ОГЭ намного спокойнее.

Принцип сложности. Работа по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ должна осуществляться на высоком уровне трудности. Это значит, что не нужно бояться включения в задания на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса, большое значение должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.

Принцип доступности. Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ/ОГЭ является работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, суть которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке, для успешного выполнения заданий необходима постоянная тренировка в решении таких заданий.

Принцип синусоиды: за 2-3 месяца перед экзаменом напряженность подготовки должна достигать своего пика. За месяц до экзамена напряженная работа должна прекратиться – учащимся необходимо время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

Принцип интуиции: учащихся нужно учить интуитивному мышлению. При решении тестов в части А и В, учащиеся могут пользоваться своей интуицией, опираясь на знания из разных областей предмета. Очень часто именно интуитивно полученный ответ оказывается верным.

Стратегия подготовки к ЕГЭ/ОГЭ учащихся,

которые имеют личностные и познавательные трудности в учении

Выявление учащихся, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ/ОГЭ, возможно несколькими способами:

- в результате наблюдений,

- по итогам экспертной оценки педагогов,

- по итогам фронтальной плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах,

- по материалам психолого-педагогического сопровождения.

В зависимости от имеющихся у учащихся затруднений выделяется две основные группы: учащиеся, имеющие личностные и познавательные трудности.

Учащиеся, имеющие личностные трудности

К данной группе учащихся относятся:

Инфантильные дети: они отличаются низким уровнем самоконтроля и волевых процессов. Стратегия поддержки данной группы учащихся заключается в необходимости работы с алгоритмами. Важно при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства усталости и нежелания работать.

Тревожные дети. Для тревожных учащихся экзамены сопряжены с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Стратегия поддержки этих учащихся заключается в следующем: нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации деятельности. Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка.

Неуверенные дети. Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. При сдаче ЕГЭ/ОГЭ эти учащиеся испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение на экзамене имеет самостоятельный выбор деятельности. Стратегия поддержки: во время проведения пробного экзамена неуверенного учащегося можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься».

Дети с комплексом отличника. Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее всех. Камень преткновения для них – это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Стратегии поддержки: очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения высокой оценки нет необходимости выполнять все задания.

Дети с познавательными трудностями

Учащиеся-синтетики. Синтетический стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Стратегия поддержки: развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности – от общего к частному. При изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

Учащиеся, испытывающие недостаток самоорганизации. Данной группе учащихся характерна невнимательность и рассеянность. У них очень редко бывают истинные нарушения внимания, так как сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. Стратегии поддержки: на этапе подготовки к ЕГЭ/ОГЭ очень важно научить ученика использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства, такие как песочные часы, отмеряющие время, составление списка необходимых дел, линейка, указывающая на нужную строчку. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Астеничные учащиеся. Основная характеристика астеничных детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Стратегии поддержи: при работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не сможет соответствовать. Организовать оптимальный режим подготовки, чтобы учащийся не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.

Гиперактивные учащиеся. Это быстрые, энергичные, активные, с высоким темпом деятельности, они импульсивны и порой не сдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. На этапе подготовки к ЕГЭ/ОГЭ важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «не торопись». Такой ученик все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у них функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гиперактивным учащимся: «сделал – проверь».

Гипоактивные учащиеся. Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается. Стратегия поддержки: развивать навык переключения внимания и научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания.

Использование различных средств обучения при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ

На сегодняшний день в распоряжении, как учителей, так и самих учеников есть целый арсенал различных средств для формирования необходимых навыков и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ/ОГЭ по каждому предмету. К ним относятся всевозможные пособия с тестами для самоподготовки, различные онлайн тренажеры, обучающие компьютерные программы и, конечно, нельзя списывать со счетов традиционные учебники. Рассмотрим эти средства.

1. Кодификатор. Подготовку к ЕГЭ/ОГЭ стоит начинать с просмотра кодификатора: там указаны все темы и их содержание, которые могут попасться на ЕГЭ/ОГЭ. Книги от ФИПИ — самые проверенные и самые приближенные к реальному ЕГЭ/ОГЭ.

2. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф). Этот информационный ресурс можно использовать:

- для организации тематического повторения (разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним);

- для организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа;

- для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ/ОГЭ по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту.

Данный ресурс для ознакомления с правилами проверки экзаменационных работ дана возможность узнать критерии проверки заданий части С и проверить в соответствии с ними задания с открытым ответом; для контроля уровня подготовки система ведет статистику изученных тем и решенных задач; для предварительной оценки уровня подготовки после прохождения тестирования сообщается прогноз тестового экзаменационного балла. По окончании работы эта система проверит ответы, покажет правильные решения и выставит оценку по пятибалльной или 100-балльной шкале.

3. Дистанционное обучение. Учитывая индивидуальные знания и способности учащихся, выявляемые на старте каждого учебного года, каждый преподаватель может комплексно реализовать несколько форм дистанционной подготовки к ЕГЭ/ОГЭ:

- самостоятельное повторение учебного материала и тренинг выполнения заданий с использованием ИКТ;

- онлайн тестирование учащихся на своих учительских сайтах;

- групповые рассылки и индивидуальные консультации по материалам КИМ в письменной форме через электронную почту.

4. Использование ИКТ. Использование ИКТ значительно облегчает работу учителя при организации учебного процесса, являются важным элементом, способствующим более качественной подготовке к ЕГЭ/ОГЭ. Использование информационных технологий при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень индивидуализации обучения;

- повысить объем выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Одной из форм работы на уроке является использование мультимедийных презентаций, что позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, продемонстрировать ученикам образцы оформления решений прототипов заданий. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

5. Учебник. Учебники не только обучают, но и развивают и воспитывают учащихся. Работая с учебником, учащиеся могут выполнять и самостоятельно составлять разнообразные типы заданий. В учебниках по всем предметам предусмотрены различные типы заданий: задание-анализ схем и таблиц, задание на выбор обобщающего понятия, задание на соотнесение видовых понятий с родовыми, выбор позиций из списка и классификации путем установления соответствия и других уже названных типов проверяемых на экзамене заданий.

6. Мониторинг. Повысить уровень обученности и качество знаний учащихся позволяет использование мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают диагностические карты учебных достижений каждого ученика по результатам контрольных диагностических работ.

Рекомендации педагогам по подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ/ОГЭ. Перед учителем-предметником стоит сложная задача: с одной стороны, учащимся надо дать знания, которые помогут им подготовиться к выбранной профессиональной деятельности и продолжать образование в течение всей жизни; с другой — подготовить учащихся к ЕГЭ/ОГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников.

Очень важно самому учителю быть готовым к ЕГЭ/ОГЭ содержательно, методически и организационно, для этого необходимо:

- повысить свою квалификацию на всевозможных курсах, семинарах, различных дистанционных курсах, форумах учителей;

- активно обмениваться опытом с педагогами, как в своей школе, так и в сети Интернет по проблемам подготовки к ЕГЭ/ОГЭ;

- создать собственную рабочую коллекцию полезных ссылок на основные Интернет – источники с материалами для пополнения своей методической и дидактической копилки;

- познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену;

- систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и подготовить возможные способы объяснения ученикам основных методов выполнения заданий;

- продумать систему работы, что можно дать на этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала, что дать учащимся для повторения и подготовки дома.

Также учителю необходимо:

- выявить общие и индивидуальные затруднений обучающихся;

- использовать образовательные технологии в процессе подготовки к ЕГЭ/ОГЭ;

- совершенствовать формы и методы обучения;

- работу на уроке направить на формирование общеучебных навыков и ключевых компетенций;

- работать над формированием целевых групп, определение «групп риска»;

- разработать индивидуальные образовательные траектории обучающихся;

- проводить консультации по предмету, как для учащихся, так и для родителей.

Список литературы:

  1. Болотов В.А. Единый государственный экзамен. Сборник статей. М.: Логос, 2002.
  2. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. М.: Минобразования РФ, 2002.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Хлебников В.А.Развитие системы тестирования в России. – Материалы ежегодной Всероссийской конференции. М: ЦТМО, 2001-2003.
  5. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов М., 2007год.
30.04.2018