Рейтинг как технология объективной оценки достижений учащихся
Оценка 4.7
249 р.
249 р.

Рейтинг как технология объективной оценки достижений учащихся

Оценка 4.7
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 27.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Рейтинг как технология объективной оценки достижений учащихся
Cвидетельство участника
249 р.
Рейтинг как технология объективной оценки достижений учащихся

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

Рассмотрим, что понимается под качеством образования. В стандартах нового поколения даётся такое его определение: «качество образования ― комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой образования в соответствии с интересами личности, общества и государства».

Каждый субъект образовательного процесса вкладывает свой смысл в понятие «качество образования», используя понятие «оценка»:

‒ учащиеся: отметки, полученные на уроке и привлекательность содержания учебных предметов и обучения;

‒ родители: отметки в дневнике детей, развитие индивидуальных качеств личности ребёнка;

‒ учителя: качество знаний, применение эффективных технологий, разнообразие форм, методов и современные средства обучения;

‒ школа: отметки в аттестате, переход на следующую ступень обучения и результаты, показанные учениками при проведении экзаменов, олимпиад, различных соревнований и конкурсов;

‒ общества: поступление в вузы, рейтинг школы в социуме, число хорошо образованных и подготовленных выпускников.

Оценка является важными показателями не только для учащихся и их родителей, но и для учителей, школы и общества.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы стратегической целью государственной политики в области образования определено повышение доступности качественного образования посредством реализации ряда задач. Одной из них является формирование механизмов оценки качества образования.

Великие педагоги М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос определяют качество образования как соотношение цели и результата образования.

Ученые С.Е. Шишов и В.А. Кальней рассматривают качество образования как социальную категорию, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы: показатели, характеризующие качество учебного процесса и показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся.

Выделяют следующие цели оценки качества образования:

‒ определение уровня учебных достижений;

‒ выявление сильных и слабых сторон в знаниях и навыках, которыми владеют учащиеся;

‒ выявление факторов, связанных с учебными достижениями;

‒ отслеживание динамики учебных достижений.

Для реализации данных целей в образовательном учреждении традиционно используется оценка, которая должна быть:

1) Объективной: непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения учителя о конкретном ребёнке.

2) Адекватной: соответствующей реальным показателям конечного результата – количественным, качественным, а также вложенным в его достижения усилиям.

3) Мотивированной: содержать чёткое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика.

4) Критической: содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

5) Стимулирующей: побуждающей к продвижению вперёд, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало.

6) Дифференцированной: раскладываться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе чёткие критерии как на успешные моменты в работе ученика, так и на недостатки.

7) Понятной – чётко и просто сформулированной, доступной пониманию ребёнка.

В настоящее время установлено, что традиционная система контроля и оценки обладает недостатками:

‒ субъективный подход к учащимся: одна и та же работа, выполненная разными учащимися, учителем оценивается по-разному, с разностью в 1-2 балла;

‒ школьные отметки не учитывают абсолютного уровня знаний;

‒ оценка является малоинформативной и по ней невозможно определить дальнейшее развитие учащегося.

Таким образом, проверка и оценка знаний школьников как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Для реализации целей оценки качества образования в настоящее время используются современные способы оценивания, которые позволяют определить уровень учебных достижений и отследить их динамику.

Действующий Закон «Об образовании» даёт возможность образовательным учреждениям самим выбирать систему оценивания текущей и промежуточной аттестации учащихся, согласно уставу школы. Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче. Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.

Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений

Главная цель рейтинговой системы оценивания ― влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания на практике используется в лекционно-семинарском, модульном, проблемном, дифференцированном обучение, игровых, проектных, информационно-коммуникативных технологиях на этапе проверки и оценки достижений обучающихся при помощи индивидуального числового показателя ― рейтинга.

Определим задачи рейтинговой системы оценивания качества знаний:

‒ расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;

‒ развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

‒ создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;

‒ повысить ответственность учащихся за результаты своего обучения.

Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.

Рейтинг ― это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих учащихся.

Рейтинг в образовательном процессе включает следующие ключевые понятия:

‒ рейтинговая оценка (средство оценивания);

‒ метод рейтинговых оценок (метод оценивания);

‒ рейтинговая система (форма контроля и оценивания).

Особенности рейтинговой системы оценки знаний

Один из важнейших элементов учебного процесса ― контроль знаний и умений обучающихся. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество образования. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения.

Организовать учебно-познавательную деятельность без оценивания невозможно, т.к. оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. М.П. Батура и Л.В. Ломако считают, что проблему оценивания можно решить с помощью внедрения в образовательный процесс рейтинговой системы.

Рейтинговая система ― совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащегося, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому учащему в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Рейтинговая система оценивания в современной школе должна быть ориентирована на эффективное обучение ребенка; должна осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед и о слабых сторонах усвоения программы; давать учителю информацию о достижении поставленных им целей; стимулировать учение, т. е. использоваться как форма поощрения, а не наказания; отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе; ориентировать ученика на успех; содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Рейтинговая система контроля качества позволяет учитывать составляющие качества образования такие как знание и личность. Знание предполагает владение терминами и понятиями, знание и умение пользоваться лабораторным оборудованием и приборами, знание законов и методов исследования и др. Личность ― уверенность в себе, самостоятельность, умение работать в группе, стремление к успеху, умение брать ответственность на себя и др.

Для рейтинговой системы оценивания характерны следующие принципы:

‒ комплексность (учет всех видов учебной и внеучебной деятельности школьников);

‒ систематичность (учет должен проходить постоянно на протяжении всего периода обучения);

‒ диагностичность (результаты рейтинговой оценки должны позволять делать выводы о необходимости внесения изменений в учебный процесс, в организацию познавательной деятельности);

‒ адекватность (соответствие оценивания видам деятельности, учет вклада разных видов деятельности в общий результат);

‒ многосторонность (учет в рейтинговой системе результатов успеваемости, посещаемости занятий, своевременности выполнения работ;

‒ открытость (система рейтингового контроля должна быть абсолютно прозрачной и открытой для учеников и их родителей, всех педагогов; всем должны быть понятны правила выставления баллов, подсчета общего рейтинга).

Рейтинговая система оценки знаний имеет важное значение для учеников так как позволяет преодолеть синдром боязни отрицательных оценок; четко понимать систему формирования итоговой оценки; своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки; углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года; вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Учителю рейтинговая система позволяет рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу учащихся; иметь объективную картину усвоения изучаемого материала; вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля; точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости; создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия учитель-ученик.

Сравним традиционную систему оценивания и рейтинговую систему оценивания.

При традиционной системе оценивания в образовательный процесс включается чаще всего несколько учеников на уроке, при рейтинговой системе оценивания в образовательный процесс включается весь класс. Традиционная система оценивания отметку ставит за единичный ответ, рейтинговая система оценивания ведёт систематический учет знаний и умений на всех этапах урока. Традиционная система оценивания настраивает учащихся на работу чаще всего по мере приближения проверочных работ, при рейтинговой системе оценивания учащиеся работают постоянно и последовательно на протяжении всего урока. Традиционная система оценивания способствует пассивности учеников: могут спросить на уроке, а могут и не спросить, рейтинговая же настраивает на активную деятельность, создает условия для здоровой состязательности и честной конкуренции среди учащихся. При традиционной системе оценивания контроль ведёт учительи ставит отметку, при рейтинговой - ученики ведут самоконтроль и взаимоконтроль, оценка выставляется совместно с учеником по определённому критерию.

Таким образом, рейтинговая система оценивания имеет следующие преимущества:

– стимулирование систематической самостоятельной работы;

– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки;

– повышение роли состязательности в учебе;

– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;

– количественная характеристика качества учебной работы;

– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;

– повышение учебной мотивации.

В основе рейтинговой системы лежит понятие рейтинг и в образовательных учреждениях можно использовать разные виды рейтинга:

‒ стартовый рейтинг (определение начального уровня знаний);

‒ текущий рейтинг (оценка работы ученика на уроках);

‒ совокупный рейтинг (успеваемость по уроку, отдельной теме, изученному блоку);

‒ интегральный рейтинг за определенный период обучения (успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения);

‒ творческий рейтинг (самостоятельная работа ученика во внеурочное время);

‒ заключительный рейтинг (итоги за весь период обучения по всем предметам).

Профессор М.В. Калужская предлагает использовать такие виды рейтинга:

– рейтинг академической успеваемости отражает уровень учебных достижений;

– олимпийский рейтинг отражает участие в различных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях;

– лидерский рейтинг отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся;

– рейтинг званий фиксирует личные достижения в области искусства, науки и спорта.

Технология рейтинга учебных достижений

Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент значимости определенной деятельности.

В.Н. Зубарев выделил три основных вида деятельности:

1) теория;

2) лабораторные и практические работы;

3) решение задач.

Этим видам деятельности были присвоены следующие коэффициенты: теория - 0,5, лабораторные и практические работы - 0,2, решение задач - 0,3. Подсчет набранных баллов ведется с учетом коэффициента значимости, полученное число и составляет рейтинг учащегося за определенный период обучения.

Установление ранга учащегося, т.е. занимаемого им места в классе по успешности обучения, позволяет дифференцировать процесс обучения. При переходе на другие виды рейтинга (совокупный, заключительный, интегральный) требуется определение значимости каждого учебного предмета в совокупности изучаемых дисциплин. При этом каждой учебной дисциплине присваивается определенный коэффициент, указывающий на ее ранг. Числовое значение коэффициента учитывает количество часов, отводимых на изучение соответствующего предмета; трудность восприятия знаний по предмету учениками; государственную и региональную значимость учебного предмета.

При выставлении итоговой оценки учитывается ранговый коэффициент учебной дисциплины. Это позволяет повысить объективность оценки качества обучения, дифференцировать оценку труда учащихся.

Ахмедханова С.М. рассматривает рейтинг как одну из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся и предлагает уровневую шкалу оценки.

Первый уровень ― репродуктивный: точность воспроизведения, владение терминами и понятиями, уверенность в себе, инициативность. Единичный устный ответ на уроке - 1 балл. Выполнение заданий в рабочих тетрадях - каждое верное задание от 1 до 10 баллов

Второй уровень ― применение знаний по образцу: точность выполнения заданий, оформление, самостоятельность, стремление к качественной работе. Анализ текста - до 10 баллов. Проверочный тест — верное задание от 1 до 10 баллов.

Третий уровень ― уровень промежуточного контроля: уровень использования мыслительных операций, оформление, способность к системному мышлению, самостоятельность и эффективность в решении проблем - до 15 баллов.

Дополнительные баллы: более быстрое прохождение программы (за каждый день -1 балл; быстрота выполнения задания на уроке - 1 балл; активная работа на уроке -1 балл; оказание помощи другим ученикам: объяснение материала, проверка задания - 2 балла; оформление рабочей тетради - 3 балла).

Выполнение индивидуального творческого задания: выпуск тематической газеты - до 5 баллов; выпуск заметки для стенда «школьные новости» - 3 балла (не более 4-х в полугодие); подготовка сообщения до 5 баллов; разработка кроссворда, синквейна, ребуса - до 5 баллов; изготовление пособия по предмету - до 10 баллов; выполнения творческого проекта - до 10 баллов.

Штрафные баллы: за отсутствие учебника, тетради - 1 балл; за пропуск урока без уважительной причины - 5 баллов; за опоздание на урок без уважительной причины - 1 балл; за несвоевременно выполненное задание - 1 балл; за неаккуратное ведение тетради - 1 балл.

Определяются нормативы итогового рейтинга для выставления итоговой оценки:

5 «отлично» выше 85 баллов;

4 «хорошо» от 70 до 84 баллов;

3 «удовлетворительно» от 50 до 69 баллов.

Рейтинговая система дает учащимся право выбора продвижения по ступеням образования. При рейтинговой системе ученик имеет большие возможности для самореализации, что способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества, как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя ― мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью и непосредственно консультировать школьников.

Таким образом, рейтинговая система оценивания позволяет устранить формализм в контроле качества обучения и делает оценку более информативной, расширяет диапазон отметки, дает учителю дополнительные сведения в направлении личностно-ориентированного обучения.

Внедрение рейтинговой системы оценивания

Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений и развитие самостоятельности учебных действий влечет за собой и изменение системы оценивания.

Принимая решение о внедрении в образовательный процесс рейтинговой системы оценивания, педагог должен ответить на следующие вопросы:

‒ что оценивать ― что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует;

‒ как оценивать ― какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается;

‒ каким образом оценивать ― какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления;

‒ каковы необходимые педагогические условия эффективности рейтинговой системы?

Также необходимо учитывать, что оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка знаний.

Обозначим основные этапы введения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

1) определение целей рейтингового контроля;

2) определение совокупности показателей деятельности школьников;

3) разработка инструмента измерения;

4) разработка технологии сбора и хранения рейтинговых баллов учащихся;

5) разработка компьютерного обеспечения рейтинговой системы оценивания;

6) составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником;

7) ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей;

8) изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал;

9) подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу;

10) перевод суммы баллов в оценку.

Список литературы:

  1. Ахмедханова С. М. Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся. Молодой ученый. 2013.
  2. Аверьянов Г. С. Описание системы диагностики знаний, основанной на вероятностных условиях. Школьные технологии. 2005.
  3. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования. Школьные технологии. 2004.
  4. Ковалёва Г. С. Общие подходы и требования к созданию общероссийской системы оценки качества образования. Школьные технологии. 2005.
  5. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006.
  6. Миронова М. Л. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки персональных достижений участников образовательного процесса. Молодой ученый. 2014.
11.05.2018