Эстетическое воспитание как важнейший аспект личностного развития учащихся
Оценка 5


Эстетическое воспитание как важнейший аспект личностного развития учащихся

Оценка 5
Практикум
воспитательная работа
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 28.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Эстетическое воспитание как важнейший аспект личностного развития учащихся
Cвидетельство участника
249


Эстетическое воспитание как важнейший аспект личностного развития учащихся

Проблема эстетического воспитания на сегодняшний день является весьма актуальной. Век технического прогресса, компьютеризации принёс много достижений, удобств, комфорта в современную жизнь, но лишил человека многих духовных ценностей и ориентиров.

Общение же человека с миром художественной культуры закладывает не только привычку мыслить, сравнивать, сопоставлять, но и ведёт к укреплению в нём возвышенных, благородных чувств и мыслей. Ни в одном из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именнопоэтому воздействие подлинных произведений литературы, музыки, искусства на формирующуюся личность велико и разносторонне.

Искусство оказывает большое влияние на личностное развитие человека и его деятельность. Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного.

Эстетическое воспитание является составной частью воспитательного процесса, которое непосредственно направлено на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека. В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическое поведение ребенка.

Методологической основой эстетического воспитания является эстетика - наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сущности и формах отражения действительности и преобразования жизни в соответствии с законами красоты, о роли искусства в развитии общества.

Цели и задачи эстетического воспитания

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Задачами эстетического воспитания являются:

  • формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры;
  • развитие способности понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке;
  • формирование эстетических чувств, вкусов;
  • педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры;
  • развитие мотивации (потребностей, интересов) и способности к художественно-творческой деятельности;
  • формирование способов художественно-творческой деятельности;
  • поддержка одаренных детей;
  • выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Цель эстетического воспитания заключается в формировании эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты как:

  • эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;
  • эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;
  • эстетические потребности — необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
  • эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
  • эстетические идеалы — социально и индивидуально обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве;
  • эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что эстетическое воспитание средствами искусства позволяет не только развивать сенсорную и общую культуру учащихся, но и их индивидуальные способности, познавательную активность, наблюдательность, зрительную память, быстроту реакций, самостоятельность аналитического и образного мышления.

Виды эстетического воспитания

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей (здесь особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.)

Методы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше ребенок попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — это первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих способносте, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Для того чтобы у школьника возникла потребность в эстетическом, необходимо создать определённые условия его жизнедеятельности. Современные педагоги всё больше внимания начинают уделять понятию педагогической среды в целом и эстетической среды в частности.

Под образовательно-воспитательной или педагогической средой понимают определённым образом организованную и структурированную системную совокупность материальных, организационных и духовных факторов, определяющих отношение учащихся к окружающему его миру, формирующих в нём определённое мировоззрение, образ мышления, ценностные установки, стиль поведения, социальные ориентации, стереотипы мышления, а также способы самовыражения и самореализации.

Эстетическая воспитательно-образовательная среда представляет собой систему факторов, целенаправленно формирующих в человеке эстетические и нравственные начала:

  • чувство прекрасного;
  • образное видение мира;
  • ощущение сопричастности человека ко всеобщей гармонии природы;
  • развитый эстетический вкус;
  • приверженность идеалам добра, справедливости, гуманизма, человечности самого индивида;
  • чувство взаимопонимания и взаимопомощи.

Эстетическая воспитательно-образовательная среда призвана создавать у детей ориентацию на высшие ценности бытия; творческое отношение к жизни, должна активно способствовать такому выбору жизненного пути, который ведёт к максимальному развитию природных и приобретённых способностей человека в интересах, как самого индивида, так и всего общества.

Формировать эстетические потребности школьников возможно благодаря созданию эстетической ситуации.

Эстетическая ситуация - это совокупность условий и факторов, которые приводят к возникновению воспитательного момента или эффекта, выражающегося в своеобразном порыве человека к новым смыслам через напряжение и разрешение определённого жизненно-художественного противоречия. Иначе говоря, это фрагмент такой совместной деятельности педагога и обучающегося, когда создаются условия для общения с эстетическим объектом, в результате чего ребенок, включаясь в эстетические переживания, приобретает опыт эстетического восприятия, суждения, оценок, что влияет на его вкусовые позиции, развитие эстетических свойств личности происходит в условиях последовательного и систематического включения учащихся в «эстетические ситуации.

Например, при созерцании картины может звучать соответствующая музыка или стихи, помогающие глубже понять художественный образ. В некоторых случаях для создания эстетической ситуации педагогу нужно быть артистом, чтобы образно и эмоционально рассказать о художественных произведениях искусства, иллюстрировать свой рассказ интересными, историческими фактами или высказываниями художников, поэтов, музыкантов. Всё это должно быть рассчитано на сформированный интерес учащихся и уровень их развития. Следует также помнить, что всё окружение и обстановка во время эстетической ситуации должны соответствовать теме художественного объекта и цели эстетического восприятия.

Эстетическое воспитание в учащихся осуществляется в процессе обучения и воспитания целым комплексом средств, к которым можно отнести кино, театр, природу, предметы художественной культуры, музыкальные произведения, литературу, межличностные отношения, СМИ, труд, отношения в семье, личность учителя, слово и многое другое.

Отдельные приемы обучения и воспитания также направлены на эстетическое воспитание учащихся:

  • отработка культуры соблюдения тишины и порядка;
  • бережливое отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели;
  • доброжелательные отношения и вежливость между учащимися;
  • беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах;
  • ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и т.д.

Разнообразны формы работы с обучающимися:

  • беседы, лекции, встречи за круглым столом;
  • «университеты» культуры;
  • клубы друзей искусства;
  • экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера;
  • «капустники», «посиделки»;
  • посещение кинотеатров и театров и многое др.

Эстетика должна присутствовать на всех учебных занятиях. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что на любой учебной дисциплине возможно эстетическое воспитание: «В любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Например, в математике иногда говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство». На уроках окружающего мира младшие школьники видят, исследуют причуды и красоту окружающей природы.

Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. В младших и средних классах она решается, прежде всего, на занятиях по родному языку и литературе, изобразительному искусству и музыке. С этой целью учителя предлагают школьникам придумать и выполнить свои иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Стоит пробудить в ребенке художника — и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку.

Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей.

Художник Б.М. Неменский разработал программу по изобразительному искусству, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.

Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, «что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека». Учащиеся могут навести чистоту в школьном дворе, привести в порядок посадки декоративных кустов, выкрасить забор, после чего любоваться делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Ребята могут вырастить цветы под окнами школы, которые яркими красками будут радовать всех до глубокой осени. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.

Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предупреждать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают от ультрамодных увлечений, способствуют выработке этической культуры.

В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. В школах организуются кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельности оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов, что способствует формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний.

Критерии эстетической воспитанности

Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:

  • эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;
  • знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
  • наличие эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;
  • овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
  • степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
  • практическое участие в создании прекрасного в жизни;
  • потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

Названные компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников.

Развитость всех этих проявлений эстетического познания никогда не является окончательно достигнутой, а непрерывно совершенствуется в течение всей жизни человека. Общеобразовательная школа является серьёзной ступенью в этом процессе. Приобщая к красоте искусства и действительности, она развивает способности ребёнка творчески воспринимать любое проявление эстетического и учит умению его различать, формирует потребность в эстетическом, развивает навыки оценки любого явления искусства и действительности.

Эстетическое самовоспитание как фактор формирования эстетических потребностей

Важным аспектом формирования эстетических потребностей у школьников является эстетическое самовоспитание.

В полной мере эстетическая потребность сформирована в том случае, когда личность осознаёт необходимость постоянного расширения эстетического кругозора, совершенствование своего вкуса, общего развития эстетической культуры.

Задача учителя – помочь добиться этого, исходя из особенностей духовного склада, индивидуального интереса, характера, эрудиции учащегося.

Педагогическое руководство самовоспитанием осуществляется поэтапно, хотя и протекает не столько линейно, сколько концентрически. На первом этапе педагог побуждает учащегося познать свои склонности и интересы к искусству. Он ставит перед ним вопросы: что ему нравится в музыке, живописи, кино, спектаклях и других видах искусства? Что ему нравится в художественной литературе? Какими видами природы он любовался? В каком виде творческой деятельности пробовал свои силы? Ребенок составляет самохарактеристику, которая тактично, доброжелательно корректируется наблюдениями товарищей по классу и учителей.

На втором этапе учитель помогает наметить программу работы над собой и включить ее в общую программу самовоспитания. При этом важно выделить доступные виды деятельности: какую литературу об искусстве прочитать, какие выставки и музеи посетить, какие кинофильмы посмотреть, в какой кружок записаться и т.д., затем установить реальные сроки выполнения, чтобы предупредить перегрузки.

На третьем этапе педагог учит ребенка переходить от намерений к практической деятельности и помогает организовать разумный и стабильный режим, в котором надо найти место занятиям по искусству. Затем в зависимости от возраста знакомит учащихся с методами самовоспитания. Здесь главное, чтобы школьник не столько преодолевал себя, сколько научился не сникать при неудачах. На заключительном этапе педагог знакомит учащегося с методами самоконтроля, учит самоотчету в конце дня с объяснением причин успехов и неудач, ведению дневника.

Самовоспитание — это индивидуальная работа ребенка над собой, но протекает она в ученическом и семейном коллективах, поэтому важно, чтобы ребенок опирался на мнение и помощь товарищей и родителей, которые, идя навстречу подростку и доверяя ему, тактично помогали преодолевать трудности эстетического саморазвития.

Н. Г. Чернышевский так сказал об образованном человеке: «Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Список литературы:

  1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
  2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
  4. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.
  5. Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. - Л., 1972.
  6. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н.А.- М., «Просвещение» 1986.
  7. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова И.А., Лихачева Б.Т.-М., «Педагогика», 1974.
  8. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М., «Просвещение» 1983.
  9. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников- М., 1985.
  10. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А.- М., 1983.
  11. Педагогика. Под редакцией Сластенина В.А.- М., 2002.
  12. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - М., «Ростов-на-Дону», 2005.
  13. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества. Журнал «Педагогика», №5, 2006.
15.05.2018