Современное общество нуждается в людях, способных креативно подходить к любым изменениям, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы. Новые социальные запросы обусловили в образовании повышенный интерес к идеям развивающего обучения. Целью образования становитсяобщекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий.
Что же такое «универсальные учебные действия»? Это способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы?»: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления. Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных дать учащимся навык самообразования на основе знания о системе наук.
В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности. К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения, когда учащиеся становятся в ситуацию «первооткрывателей», добывающих новые для них научные знания. При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. При этом развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором акцент делается на потенциальные возможности ребенка. Целью этого является формирование у учеников навыков самостоятельного поиска знаний и, следовательно, воспитание такого качества, как независимость, которое применимо и в окружающей действительности.
Развивающее обучение берёт свои истоки в трудах таких известных педагогов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский. Подробно занимались данной проблемой Л.В. Занков, В.В. Давыдов. Эти педагоги разработали учебные программы, в которых основной упор делается на развитие познавательных процессов детей. Универсальным методом является педагогическое требование.
Основная идея, на которую опирается развивающее обучение, заключена в том, что знания детей делятся на три вида. Один из них – это то, о чем учащиеся не имеют представления. Второй вид – знания, которые уже есть у детей. Третий вид (находится в промежутке между ними) - зона ближайшего развития. Это расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь.
В развивающем обучении ребенок должен осознавать, зачем он получает знания. Учащийся должен понимать, какой для него лучший способ для запоминания материала, что нового он узнал, как меняется его мировоззрение и т. д. Основной принцип, на который опирается развивающее обучение, - индивидуальный подход. Сравнивать и разделять детей педагоги категорически не рекомендуют. Каждый ребенок – это уникальная личность, которая требует особого подхода.
Таким образом, главная идея развивающего обучения – акцентирование деятельности ребенка с упором на формирование теоретического мышления. Знания требуется не воспроизводить, а применять на практике. Очень важна в процессе такого обучения и личность ученика.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Рассматривая исследовательскую деятельность, нельзя не затронуть вопрос о творчестве. В Большом энциклопедическом словаре (1997) существует следующее определение: творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.
При этом основным критерием, показателем и уровнем творчества является новизна. Когда Д.Н. Морган проанализировал 25 различных наиболее типичных определений творчества, общим в них было только одно – создание чего-то уникального. Сегодня принято следующее определение творческой деятельности – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов.
По мнению С.Т. Шацкого, учебно-исследовательская деятельность учащихся − это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Целью исследовательского методаявляетсясоздание ситуации открытия или изобретения учеником. У школьника должнаначаться активная мыслительная деятельность.
В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Выделяют основные этапы учебного исследования:
Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Педагог должен смотреть на себя только как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы их «шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное».
В зависимости от индивидуальных качеств мышления учащихся на разных возрастных этапах учащихся, можно использовать различные приемы:
Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на развитие человека. Эти условия принято называть факторами. Ученые выделяют различные группы факторов социализации личности.
Например:
И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
- микросреда — это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие;
- мезосистема - складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими навоспитание: школа, семья, улица;
- экзосистема — это общественные институты, органы власти, административные учреждения;
- макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе.
А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
- макрофакторы — космос, планета, мир;
- мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации;
- микрофакторы — институты социализации.
Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.
Личностные факторы характеризуются потенциалами и состоянием человека, средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека условия, влияющие на его способность проявлять естественную активность. Воспитательные факторы характеризуют результат или особенности воспитательной деятельности.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Социальная роль - это поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией.
На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.
Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития.
Условия, обусловливающие социализацию личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.
Важная роль социализации человека отводится образовательным учреждениям. Дети должны быть: социально защищенными, нравственно стойкими, социально - закаленными, против всякого рода соблазна, имеющие знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоровы, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей.
Решить проблему социализации можно только в объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.
Ведущими факторамив этой деятельности должны быть:
1. Общественная жизнь образовательной организации – деятельность различных детских объединений в рамках учебного заведения, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации событий.
2. Сотрудничество – отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.
3. Проектные площадки – структурные компоненты образовательной системы, где реализуются конкретные инновационные проекты, направленные на социализацию личности.
4. Открытая образовательная среда, как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Это целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества школы с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами.
5. Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Социализация учащихся как компонент реализации ФГОС
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение родногоязыка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство личностью социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализациишкольников. В школьном возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности; социальная группа, в которую входит ребенок; сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых кшкольникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации школьников.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственноепредставление о человеке.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации школьников.
Социализация в школе начинается смладших школьников и продолжается до окончания школы. Задача школы — создать все необходимые условия для успешной социализации учащихся.Для этого педагоги должны четко знать и понимать, что нужно дать ученику для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.
В соответствии с ФГОС, социализация подразумевает:
- формирование способности к духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.
К базовым условиям успешности социализации ребёнка в условиях внедрения ФГОС относится следующие:
- состояние психического здоровья детей;
- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
- обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;
- организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей;
- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях:
Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, среди других, часто незнакомых людей, которые не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.
Чтобы процесс социализации личности школьника был успешен, необходимо в ходе организации образовательного процесса придерживаться принципов социально-ориентированного образования:
- гуманистическая направленность обучения и воспитания – переход к субъект-субъектным отношениям между преподавателем и обучающимися; уважение каждого обучающегося, отношение к нему как к субъекту собственного развития;
- природосообразность – обучение и воспитание с учётом природы ребят, их индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие их как части природы, единственного и неповторимого;
- культуросообразность – формирование личности в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;
- эффективности социального взаимодействия – осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;
- концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности – помощь обучающемуся в освоении социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении;
- принцип событийности – введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
Современные технологии, направленные на социализацию школьников
В основе социализации школьников лежат современные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Такие технологии содержат следующие компоненты:
1) Диагностирование.
2) Целеполагание.
3) Проектирование.
4) Конструирование.
5) Организационно – деятельностный компонент.
6) Контрольно – управленческий компонент.
Содержанием технологий являются:
- научно обоснованные социализированные требования;
- передача социального опыта;
- постановка цели и анализ сложившейся ситуации;
- социализированная оценка ученика.
Рассмотрим некоторые технологии, направленные на социализацию школьников
Технология «Тренинг общения»
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у школьников средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения, взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях.
Технология «Коллективное творческое дело» (КТД)
Технология КТД разработана педагогом И.П. Ивановым. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Основойявляется: коллективное творчество единое дело и добровольное участие в нём, свобода выбора форм деятельности, содружество учителей и школьников, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы: коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности.
Технология «Групповая проблемная работа»
Автор технологии С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные).
Диалоговые технологии
Технология диалоговой взаимопомощи является личностно-ориентированной технологией, позволяющей создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся. Формой диалоговойтехнологии являются: дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Разновидности – это круглый стол, коммуникативное письмо, мозговой штурм.
Формирование медиаграмотности как актуальная задачасоциализации школьников
В ФГОСстандартахзаложены медиаобразовательные аспекты, набор которых в каждом конкретном предмете определен спецификой изучаемой области человеческой деятельности. Медиаобразование школьников- это современный этап социализации школьников.
Медиаобразование нужно рассматривать как часть общего образования школьников и как элемент образовательной программы.
Медиаобразовательный процесс можно будет считать успешным, если в результате будет сформирована базовая медиакомпетентность личности. Такой подход к процессу медиаобразования возлагает особенную ответственность на педагогов, как на транслятора знаний и нравственных принципов, которые будут переданы школьникам. Это определяет необходимость выявления базовых показателей профессиональных установок, знаний и умений, которыми должны обладать педагоги:
- духовно-нравственный: соответствие педагогической деятельности высоким нравственным принципам и национальным культурным традициям;
- информационный: уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования;
- методический: методические умения преподавания медиадисциплин;
- деятельностный: качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов;
- креативный: уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности.
Построенная в соответствии с вышеуказанными критериями медиаобразовательная деятельность позволит сформировать у школьников не только знания, умения и навыки, традиционно присущие образовательному процессу, но социализировать школьников в современном информационном мире.
При должной подготовке медиапедагогов ожидаемыми результатами медиаобразовательного процесса в идеале должен стать набор следующих компетенций:
Информационная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием медиаинформации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов: текстовых, изобразительных, аудио и видео.
Коммуникативная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации, таких какэлектронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети.
Техническая компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей.
Потребительская компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.
Формирование мотивационно-волевых и ценностных аспектов при реализации медиаобразовательного процесса открывает путь для развития саморегуляции личности в эпоху информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотренный подход позволитосуществлять в ходе образовательногопроцесса социализацию личности школьника.
Цель и назначение исследовательско-поискового метода обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и познакомить их с методами исследования. Проблемная ситуация служит толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода их созданной учителем ситуации затруднения, на поиск решения поставленной проблемы, в роли которой может выступать проблемное задание, проблемная задача, проблемный вопрос.
Во время поиска ответов на поставленные вопросы учащиеся учатся самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, в результате чего происходит формирование прочных навыков самостоятельной работы.
Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.
3) Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.
Такая исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а «добывать знания» самостоятельно.
В исследовательском обучении учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени учителем.
Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к «открытиям» учеников. Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.
Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, в активную познавательную деятельность.Это стало возможно при использовании новых образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель.
Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача школы - сохранить и приумножить это естественное состояние ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.