Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.9
249 р.
249 р.

Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 27.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС
Cвидетельство участника
249 р.
Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС

Современное общество нуждается в людях, способных креативно подходить к любым изменениям, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы. Новые социальные запросы обусловили в образовании повышенный интерес к идеям развивающего обучения. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий.

Что же такое «универсальные учебные действия»? Это способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы?»: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления. Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных дать учащимся навык самообразования на основе знания о системе наук.

В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности. К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения, когда учащиеся становятся в ситуацию «первооткрывателей», добывающих новые для них научные знания. При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. При этом развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.

Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором акцент делается на потенциальные возможности ребенка. Целью этого является формирование у учеников навыков самостоятельного поиска знаний и, следовательно, воспитание такого качества, как независимость, которое применимо и в окружающей действительности.

Развивающее обучение берёт свои истоки в трудах таких известных педагогов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский. Подробно занимались данной проблемой Л.В. Занков, В.В. Давыдов. Эти педагоги разработали учебные программы, в которых основной упор делается на развитие познавательных процессов детей. Универсальным методом является педагогическое требование.

Основная идея, на которую опирается развивающее обучение, заключена в том, что знания детей делятся на три вида. Один из них – это то, о чем учащиеся не имеют представления. Второй вид – знания, которые уже есть у детей. Третий вид (находится в промежутке между ними) - зона ближайшего развития. Это расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь.

В развивающем обучении ребенок должен осознавать, зачем он получает знания. Учащийся должен понимать, какой для него лучший способ для запоминания материала, что нового он узнал, как меняется его мировоззрение и т. д. Основной принцип, на который опирается развивающее обучение, - индивидуальный подход. Сравнивать и разделять детей педагоги категорически не рекомендуют. Каждый ребенок – это уникальная личность, которая требует особого подхода.

Таким образом, главная идея развивающего обучения – акцентирование деятельности ребенка с упором на формирование теоретического мышления. Знания требуется не воспроизводить, а применять на практике. Очень важна в процессе такого обучения и личность ученика.

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Рассматривая исследовательскую деятельность, нельзя не затронуть вопрос о творчестве. В Большом энциклопедическом словаре (1997) существует следующее определение: творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

При этом основным критерием, показателем и уровнем творчества является новизна. Когда Д.Н. Морган проанализировал 25 различных наиболее типичных определений творчества, общим в них было только одно – создание чего-то уникального. Сегодня принято следующее определение творческой деятельности – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов.

По мнению С.Т. Шацкого, учебно-исследовательская деятельность учащихся − это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Целью исследовательского методаявляетсясоздание ситуации открытия или изобретения учеником. У школьника должнаначаться активная мыслительная деятельность.

В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:

  • гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях;
  • самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
  • учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работают с информацией;
  • коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;
  • могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Выделяют основные этапы учебного исследования:

  • Мотивация исследовательской деятельности. Предъявление учащимся фактов, противоречивой, привлекательной информации, создание проблемной ситуации. Одним из способов осуществления мотивации может служить мотивирующая задача, которая должна показать учащимся более общие проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.
  • Формулирование проблемы. Инициирование постановки вопросов учащимися, поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования. В реальной школьной практике такое случается редко: многие школьники не могут самостоятельно определить проблемы; предлагаемые ими формулировки могут быть ошибочными. Необходимо постоянное внимание со стороны учителя.
  • Сбор, систематизация и анализ фактического материала. Необходимо предложить учащимся различные методы решения задач исследования. Оказать помощь в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. Рассмотреть различные подходы, схемы, шаблоны для обобщения информации и фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования.
  • Выдвижение гипотез. Важно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.
  • Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Если результаты испытаний совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
  • Доказательство или опровержение гипотез получивших ранее подтверждений. Ложность же гипотез может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.

Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Педагог должен смотреть на себя только как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы их «шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное».

В зависимости от индивидуальных качеств мышления учащихся на разных возрастных этапах учащихся, можно использовать различные приемы:

  • индуктивное умозаключение, которое связано с наблюдением, анализом, сравнением, выявлением общих закономерностей и их обобщением. При этом развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная деятельность учащихся;
  • прием проблемного изложения, где педагог сам ставит проблему, сам показывает путь решения. Учащиеся следят за ходом мыслей и включаются в поиск решения;
  • частично – поисковый прием, при котором учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера;
  • исследовательская деятельность учащихся, которая может выполняться в виде отдельных элементов исследовательской деятельности и в виде исследований по заданной теме на специальных занятиях.

Цель и назначение исследовательско-поискового метода обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и познакомить их с методами исследования. Проблемная ситуация служит толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода их созданной учителем ситуации затруднения, на поиск решения поставленной проблемы, в роли которой может выступать проблемное задание, проблемная задача, проблемный вопрос.

Во время поиска ответов на поставленные вопросы учащиеся учатся самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, в результате чего происходит формирование прочных навыков самостоятельной работы.

Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.

  • Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.
  • Ученик ставит проблему, педагог помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.

3) Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.

Такая исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а «добывать знания» самостоятельно.

В исследовательском обучении учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени учителем.

Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к «открытиям» учеников. Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.

Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, в активную познавательную деятельность.Это стало возможно при использовании новых образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель.

Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача школы - сохранить и приумножить это естественное состояние ребёнка.

Список источников:

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе,-М; Просвещение, 1985 г.
  2. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Под ред. А.С.Обухова, М., 2001 г.
  3. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1975 г.
  4. Стандарты второго поколения. М., “Просвещение”, 2010 г.
  5. А.В. Миронов, 2009, Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова  № 1,2009
  6. Андреева Н.Д. Методические и теоретические основы формирования биологического образования на старшей ступени общеобразовательной школы. Естественное образование, теория, методика, 2005 г.
28.05.2018