Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога
Оценка 5


Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 28.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога
Cвидетельство участника
249


Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога

Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия; обновлением содержания современной философии образования, центром которой стал общечеловеческий целостный аспект; гуманистически сориентированным характером взаимодействия участников образовательного процесса; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в постоянно обновляющихся социально-экономических условиях. В связи с этим исключительно большое значение приобретает инновационная деятельность.

Инновационную деятельность в образовании следует рассматривать как систему взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на разрешение существующих в системе образования проблем. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» ориентирована на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. В качестве приоритетных в сфере образования программа определяет следующие направления:

− формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

− развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

− модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

− создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

− обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. ориентирована на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации». В качестве приоритетных направлений инновационной деятельности выделяются:

− создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;

− развитие современных механизмов и технологий общего образования;

− реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;

− создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;

− формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Что же такое «инновационная деятельность»?

В современном понимании инновация - это проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент. Синонимом инновации является понятие «новшество».

С чего начинается инновационная деятельность педагога?

Первой ступенькой к инновационной деятельности является педагогическое мастерство. По мнению А.С. Макаренко педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Учитель–мастер отличается от просто опытного учителя, прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса. Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.

Овладев педагогическим мастерством, педагог готов подняться на следующую ступень – педагогическое творчество.

Педагогическое творчество — это «создание чего-то нового на основе преобразования познанного (нового результата, оригинальной методики обучения). Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества» (В.И. Загвязинский). Можно выделить следующие уровни педагогического творчества.

1. Информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях.

2. Адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учётом их личных качеств.

3. Рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (умение решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальное решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности.

4. Научно-исследовательский: педагог умеет разрабатывать собственную систему деятельности на основе изучения ее результата.

Овладев педагогическим творчеством, педагог готов к инновационной деятельности.

Инновационная педагогическая деятельность – это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) собственного практического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания.

Цель инновационной педагогической деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение в автора инновационных методик обучения, развития и воспитания.

В качестве источников инновационных идей могут выступать:

  • неожиданное событие (успех или провал как толчок к инновационной деятельности);
  • различные несоответствия (между мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);
  • потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
  • появление новых образовательных моделей;
  • демографический фактор;
  • изменения в ценностях и установках детей (изменения отношения детей к образованию, к ценностям влечёт за собой поиск новых общения и профессионального поведения);
  • новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкурентные методики и технологии).
  • личностно мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;
  • профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятие решения об использовании нового;
  • прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности (обсуждение с коллегами, администрацией, консультантами путей внедрения новшества);
  • формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшества;
  • создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;
  • прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности;
  • реализация инновационных идей (введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения);
  • осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности (оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога).

Участие педагога с инновационной деятельности носит противоречивый характер. С одной стороны, участие полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, с другой, инновационная деятельность сопряжена с преодолением ряда трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Инновации могут иметь абсолютную (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов) и относительную (внесение некоторых из мнений в имеющуюся практику) новизну.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в методические объединения по определенной теме или направлению деятельности, в проблемные (творческие) группы для решения определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса, в группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.

В инновационной деятельности педагогов важную роль играет мотивационный компонент. Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть:

1) внешние стимулы (материально вознаграждение, присвоение более высокого разряда, служебная необходимость, и др.);

2) мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.;

3) профессиональные мотивы (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся, и др.);

4) мотивы личностной самореализации.

Второй компонент структуры – креативный (способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и др.). Его развитие начинается от подражания опыту, концепции, идее, отдельному приёму, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание. Следующий этап – подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, полностью разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии – подлинное творчество (создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей) – педагог создаёт свою собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания.

Технологический (операционный) компонент инновационной деятельности педагога можно представить следующим образом:

Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексивный, который может быть в форме самоанализа, самооценки, самопонимания и самоинтерпретации сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся коллег. В функциональной модели деятельности педагога, разработанной Н.В. Кузьминой, рефлексия педагога включена в гностический компонент.

Сформированность инновационной деятельности может быть оценена по одному из четырёх уровней:

1) адаптивный – характеризуется неустойчивым отношением педагога и инновациям. Новшество осваивается только под давлением социальной среды;

2) репродуктивный – отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам, копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями. Педагог осознает необходимость самосовершенствования;

3) эвристический – характеризуется большой целеустремлённостью, устойчивостью, осознанностью путей и способов внедрения новшеств. Педагог всегда открыт к новому, ищет и внедряет новые способы педагогических решений;

4) креативный – отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, создаёт авторские школы, охотно делится педагогическим опытом и др. Интуиция, творческое воображение, импровизация занимают важное место с деятельности таких педагогов.

Таким образом, инновация является одним из принципов современной педагогики. Подготовка педагога должна быть направлена на формирование готовности к восприятию новшеств и обучением умениям действовать по-новому.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации образовательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;

- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к процессу обучения и воспитания связаны:

- с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);

- внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного образовательного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);

- профилизацией и специализацией общего образования, которые позволяют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);

- профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании.

Список литературы:

  1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. -- Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.
  2. Введение в педагогическую профессию : курс лекций /под ред. В.А. Капрановой. - Минск : Новое знание, 2015.
  3. Евдокимова, Т.Г. Инновационный менеджмент . - СПб.: «Вектор», 2005.
  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
  6. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью.-М., ИНФРА-М, 2005.
  7. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007
  8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  9. Сластёнин, В. А. Педагогика / В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.
  10. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.
  11. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005
  12. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
21.06.2018