ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольников»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольников

Дошкольное детство – период развития ребенка, который длится с трех лет до шести-семи лет. На этом этапе активно формируется психика, развивается внутренняя регуляция поведения. Психические процессы проявляются в воображении ребенка, его произвольном поведении, отношениях с окружающими людьми.

Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность со свойственной им непосредственностью и живым интересом. Они всегда готовы к открытиям, без устали познают и пробуют что-то новое.

Они постоянно в движении: что-то ищут, перекладывают, строят, ломают. Они радуются и злятся, ссорятся и мирятся. Задача взрослых – помочь ребенку сориентироваться в потоке новой информации, задать правильный вектор развития.

Лучше всего дети усваивают информацию, которая им по-настоящему интересна. Когда ребенок чем-либо увлечен, он получает дополнительный импульс для развития, быстрее и легче запоминает новые сведения.

Создать этот импульс помогает игра. Она позволяет ребенку лучше понять взаимоотношения взрослых, проявляет и формирует определенные свойства личности.

Детская игра должна быть ориентирована на развитие, а игровые элементы сочетаться с обучением. Определим основные принципы игры:

– тесная связь игры с обучением;

– поэтапное усложнение условий игры и обучающего процесса;

– неразрывная связь между обучающими и воспитательными факторами;

– активизация познавательной деятельности ребенка при выполнении новых заданий;

– взаимозависимость между познавательной деятельностью ребенка и пространством вокруг него;

– постепенное увеличение интенсивности познавательной деятельности.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет создать условия для формирования у детей первоначальных норм самоконтроля и самооценки, которые чрезвычайно важны для становления ребенка, его учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

Научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми ребенку помогают сюжетно-ролевые игры. В ходе такой игры дети примеряют на себя различные роли, действуя в воображаемых игровых обстоятельствах, моделируют поведение взрослых и их отношения. В таких играх способности ребенка развиваются гораздо активнее, чем на занятиях со специалистами или при общении со взрослыми.

Во время сюжетно-ролевых игр формируются психические качества и свойства личности ребенка, его произвольное поведение и другие психические процессы различных уровней. Исполняя свою роль, ребенок фокусируется на ней, учится контролировать свои импульсивные действия и сиюминутные желания. Также он легче концентрируется и больше запоминает по сравнению с ситуациями, когда ему дает указания взрослый, ведь в игре у ребенка появляется сознательная цель.

Игра позволяет развивать мыслительные процессы дошкольников. В игре дети используют предметы, заменяющие реальные объекты, – предметы-заместители, которые служат опорой для мышления. Сначала ребенок применяет их в условном, воображаемом, пространстве. Затем игровые действия постепенно переходят из внешнего плана во внутренний. Ребенок может мысленно воссоздать сюжет игры – он учится оперировать образами и представлениями.

Когда дошкольники исполняют различные роли, у них появляется возможность увидеть мир глазами других людей, открыть для себя новые свойства предметов. Дети могут посмотреть на предметы и ситуации под разными углами, что выводит их мыслительные процессы на качественно новый уровень.

Сюжетно-ролевые игры важны и для развития воображения. Ведь для взаимодействия с участниками игры ребенку нужно представить определенную ситуацию и героя, роль которого он исполняет; вообразить, что реальные объекты и предметы – это нечто иное, необходимое в игровых обстоятельствах. Благодаря такой деятельности у ребенка развивается творческое воображение.

Еще один аспект игры – общение детей друг с другом, во время которого ребенок учится считаться с чужим мнением, согласовывать свои действия с действиями других участников, понимать и поддерживать их. В процессе игры коммуникация дошкольников становится намного активнее.

Все перечисленные факты доказывают, что сюжетно-ролевые игры занимают ведущее положение среди различных видов деятельности детей дошкольного возраста. По наблюдениям педагогов и психологов, в наше время существует тенденция к снижению интереса к ролевым играм у детей дошкольного возраста.

Ключевые понятия сюжетно-ролевой игры

Основа любой ролевой игры – это роли, которые исполняют ее участники. Играя, дошкольники не просто называют себя в соответствии со своей ролью («я водитель», «я врач»), а стараются перевоплотиться в определенного персонажа, поступать так, как поступает он.

Игровая роль становится главным связующим звеном между детским миром и миром взрослых. Она требует от ребенка конкретных действий и без них невыполнима. Для полноценной игры недостаточно думать, что ты капитан или строитель, нужно показать это на практике: взять в руки воображаемый штурвал и дать команду «Полный вперед!» или построить дом из кубиков.

Помимо игровых ролей, для понимания сути игры важны ее сюжет и содержание.

Сюжет игры – часть объективной реальности, которую дети воссоздают в игре. Это может быть семья, поликлиника, парикмахерская и др.

Сюжеты игр напрямую зависят от обстановки, в которой растет и развивается ребенок. Они меняются по мере того, как он знакомится с миром и приобретает новый опыт.

Сюжеты ролевых игр рождаются из наблюдений детей за взрослыми. Если ребенок мало бывает в обществе, набор сюжетов, которые он использует в игре, сводится к минимуму. Такие дети играют значительно реже своих сверстников с более широким кругозором.

Содержание игры – это характер отношений, который дети считывают, наблюдая за окружающими их взрослыми, и воспроизводят в игре. У разных детей содержание ролевых игр с одним и тем же сюжетом может варьироваться, ведь оно основано на социальном опыте конкретного ребенка. Например, во время игры в семью («дочки-матери») одна девочка, выступающая в роли мамы, будет кормить куклу и читать ей сказки, вторая – делать дочке прически и менять наряды, а третья – ругаться и кричать о том, что ребенок ей постоянно мешает.

По поведению каждой девочки легко понять, как чаще всего ведут себя их мамы. Ведь дети впитывают все, что происходит вокруг них, и моделируют отношения взрослых в игре.

Таким образом, сюжеты и содержание ролевых игр определяются обстановкой, в которой растет ребенок, его окружением и знаниями о мире в целом. Все это не только является источников игровых сюжетов, но и находит отражение в процессе игры.

Возраст и характер игровых действий

У ребенка в период дошкольного детства характер игровых действий меняется по мере взросления.

В 3–4 года ребенок исполняет отдельные игровые действия без обозначения роли. Сюжет игры состоит из двух действий. Погрузиться в игровую реальность и находиться в ней ребенку помогает взрослый.

В 4–5 лет ребенок выполняет несколько взаимосвязанных игровых действий, которые соответствуют его роли. Он может назвать свою роль и сменить ее на другую роль во время игры. Ребенок переходит в игровую реальность самостоятельно, без помощи взрослых.

В 5–6 лет ребенок выполняет цепочку взаимосвязанных игровых действий, которые отвечают заданному сюжету. Дети распределяют роли до начала игры и затем придерживаются их. В игре явно прослеживаются социальные функции персонажей, которых изображают дети, а также логика поведения взрослых.

В 6–7 лет ребенок выполняет множество различных игровых действий, которые отражают поведение людей в реальном мире, хотя в основе игрового сюжета – воображаемые обстоятельства. Также в игровых действиях отчетливо проявляются взаимоотношения в социуме. Например, кто-то из участников игры становится главным, а кто-то – подчиненным, либо они взаимодействуют на равных. Дети оговаривают эти и другие условия игры, а также распределяют роли до ее начала. Затем игра развивается по выбранному сюжету.

Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

При организации сюжетно-ролевых игр главные задачи воспитателя: – развивать игру как деятельность и использовать ее воспитательные функции;

– вводить в игровую деятельность новые темы, а также углублять их содержание;

– прививать детям трудолюбие, сочувствие, умение дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях;

– во время игры ребенок должен получать позитивный социальный опыт.

Воспитательный эффект игры во многом зависит от того, насколько тщательно она продумана и организована. При хорошей организации игры ее участники концентрируются на своих ролях, активно взаимодействуют, считаются с чужими интересами, помогают друг другу, когда возникают сложности.

При подготовке к игре важно правильно подбирать игровой материал, который должен соотноситься с воспитательными целями, давать импульс к развитию игровой деятельности.

Игрушки и другие материалы для игры необходимо выбирать с учетом тем, рекомендованных специалистами для детей дошкольного возраста, а также ближайшей перспективы их развития. Например, для детей 3–4 лет будут актуальны материалы для разыгрывания самых простых, знакомых им ситуаций (семья, детский сад). А для старших дошкольников за основу для игр можно взять известные им профессии или социальные аспекты.

В процессе игры воспитатель должен ею управлять. Среди приемов управления игрой дошкольников можно условно выделить две группы:

– приемы прямого руководства;

– приемы косвенного воздействия.

Приемы прямого руководства игрой подразумевают непосредственное вмешательство в ее ход. Например, воспитатель может сам принимать участие в игре, корректировать действия участников, вводить новые правила или предлагать новую тему, но не в ущерб самостоятельности детей.

Приемы косвенного воздействия не требуют непосредственного участия воспитателя в игре. Они призваны расширить кругозор детей, помочь им глубже разобраться в предлагаемой теме, понять социальные отношения, которые отражены в игре. Перед началом игры воспитатель может заменить часть игрушек, которые использовались ранее, на новые либо изменить обстановку, где происходит игра. Такие приемы активизируют тягу к познанию и поддерживают интерес детей.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры

Навыки сюжетно-ролевой игры развиваются, усложняются по мере взросления ребенка. Н. Я. Михайленко условно разделяет данный процесс на три этапа.

Первый этап – от 1,5 до 3 лет. На данном этапе особое внимание уделяется предметам-заместителям. Именно они служат стимулом к игре, вокруг них выстраиваются игровые ситуации.

Второй этап – от 3 до 5 лет. В этот период центральное место в игре занимают роли. Дети учатся перевоплощаться, строить отношения в игровом мире в соответствии со своей ролью, менять роли в процессе игры. Развивать эти навыки помогают ролевые диалоги, которые концентрируют внимание ребенка на ролевой речи, а не на условном действии.

Третий этап – от 5 до 7 лет. В этом возрасте дети учатся придумывать новые игровые сюжеты, включать в них различные события, учитывать не только свои, но и чужие игровые замыслы. Такая творческая деятельность способствует развитию речи и воображения детей. Воспитатели могут практиковать ее и в отрыве от игровых действий, только в устной форме.

По мнению Н. Я. Михайленко, особенность формирования игровых навыков в сюжетно-ролевой игре в том, что взрослый также включается в игру, становиться для ребенка равноправным партнером и частью игровой реальности. Но главным в игровой деятельности остается взаимодействие дошкольника с его сверстниками. Взрослый же направляет их, помогает детям выстраивать отношения, объясняет то, что им не совсем понятно.

Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры

При подготовке и реализации сюжетно-ролевой игры необходимо:

1. Выбрать игру в соответствии с воспитательной задачей.

2. Разработать план игры. Важно детально продумать содержание игры, чтобы на всех этапах она была увлекательной, удерживала внимание детей. Также нужно выделить основные игровые роли и подготовить игровые предметы, которые помогут в решении воспитательных задач.

3. Ознакомить детей с планом игры и в процессе беседы с ними доработать его. Задача воспитателя – поддерживать активное обсуждение плана игры и действий всех ее участников.

4. Создать воображаемую ситуацию. Чтобы помочь дошкольникам окунуться в игровую реальность, воспитателю стоит обозначить предметы, которые будут использоваться в игре, назвать их игровые функции. Например, стулья могут служить вагонами, коврик – железной дорогой, гимнастическая палка – шлагбаумом.

5. Распределить игровые роли. При этом важно учитывать пожелания детей, их игровые потребности. В некоторых ситуациях можно разыгрывать роли по очереди, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя и утвердиться в коллективе.

6. Обеспечить позитивное восприятие игровой ситуации и начать игру. Можно выбрать в коллективе наиболее активных детей, у которых прекрасно развито творческое воображение, и дать им главные роли. Их исполнение поможет увлечь остальных детей, послужит положительным примером. Заинтересовать детей также можно с помощью яркого игрового эпизода, который перед ее началом разыграет группа детей для своих сверстников.

7. Сохранять игровую ситуацию. Для этого нужно соблюдать несколько условий:

– подавать детям пример, увлекать их в рамках сюжета игры: использовать характерные фразы, интонацию, жесты (например, для игровой ситуации на корабле подойдут фразы «Право руля!», «Шлюпки на воду!», «Свистать всех наверх!», на которые дети должны реагировать ответными действиями);

– обыгрывать любые совместные действия дошкольников;

– руководить действиями детей, не выходя за рамки игровой ситуации: давать им различные поручения, хвалить их либо наказывать, соблюдая игровой сюжет;

– делить детей на группы и проводить соревнования между ними в процессе игры;

– использовать различные игры на местности с аналогичными игровыми сюжетами, творческие игры.

8. Завершить игру в соответствии с разработанным планом. Окончание игры важно продумать заранее, ведь оно должно подкрепить положительный социальный опыт, полученный в процессе игры, сформировать у детей позитивные эмоции.

В результате правильно проведенной сюжетно-ролевой игры дети развиваются и в духовном, и в социальном плане. Они учатся коллективному мышлению, активно взаимодействуя со сверстниками.

Для детей нет более доступного и интересного вида деятельности, чем сюжетно-ролевая игра. Она помогает дошкольникам наиболее естественным способом осваивать новые знания, приобретать новые навыки. В игре отображаются мыслительные процессы каждого ребенка, его эмоции, воображение, инициативность, коммуникабельность.

Такая форма деятельности, как сюжетно-ролевая игра, может включать большое количество разнообразных методов, с помощью которых формируется личность ребенка, совершенствуются его социальные навыки и духовный мир.

Условия развития способностей в дошкольном возрасте

В каждом периоде детства создаются особые условия для развития тех или иных способностей ребенка. Особенность дошкольного возраста в том, что в этот период активно формируется большое количество навыков. По мере взросления ребенка можно наблюдать динамику их развития.

Раньше всего проявляются художественные способности: сначала к музыке, позже к рисованию. Когда ребенок становится чуть старше, приходит черед науки. В этой сфере раньше остальных развиваются математические способности.

Важно помнить, что любая способность ребенка формируется в результате его деятельности. Чтобы обнаружить и развить талант ребенка, нужно правильно организовать эту деятельность.

По словам русского педагога и писателя К. Д. Ушинского, «ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Такова детская природа. Ребенку важно предложить разные виды деятельности, не ограничивая его чем-то одним. Это позволит выявить все его таланты и интересы.

Чтобы ребенку был доступен весь спектр занятий, нужно продумать и подготовить предметную среду вокруг него. Ему важно предоставить различные материалы и средства.

Многие дети дошкольного возраста с удовольствием рисуют, любят петь, танцевать, но интерес с этим видам деятельности к концу младшего школьного возраста может снижаться.

Главная причина такого снижения интереса в том, что детей не удовлетворяет результат их деятельности. Они понимают, какими технически совершенными должны быть их навыки, чтобы можно было создать что-либо выдающееся, но достичь такого высокого уровня в своем возрасте не могут.

Особое внимание следует обратить на одаренных детей. По мнению психолога Н. С. Лейтеса, их важнейшие качества – саморегуляция и активность. [6]

Для одаренных детей характерны постоянная жажда деятельности, невероятная работоспособность. Взрослые должны поддерживать ее, направлять, предоставлять ребенку все возможности для развития его способностей.

Ребенка нужно научить обозначать цели его деятельности, контролировать свое поведение, управлять им, проявлять волю и преодолевать трудности.

Ребенок должен понять, насколько важно завершать начатые дела, не бросать их, когда возникают сложности, достигать своей цели. Важнейшее качество, которое нужно воспитать у дошкольника, – любовь к труду.

Взрослым необходимо выстраивать взаимодействие с одаренным ребенком с учетом его природных особенностей. Такой ребенок невероятно любопытен, поэтому родителям и педагогам может не нравиться, что он задает слишком много вопросов, затрагивает неудобные для них темы, негативно реагирует, когда они не могут ему что-либо объяснить, не знают чего-то.

Но одаренные дети нуждаются в повышенном внимании. Взрослые для них – важнейший источник знаний, удовлетворения их интереса к окружающему миру.

К тому же отношение взрослых влияет на самооценку ребенка, на то, как он воспринимает свои способности, как оценивает результаты своего труда.

Взрослым нужно относиться терпимо к невероятным идеям, необычным изобретениям ребенка, подробно отвечать на его вопросы, давать возможность развиваться в интересующем деле, помогать справляться с трудностями, не подавляя его самостоятельность.

Но не стоит забывать, что одаренный ребенок остается ребенком. Нужно учитывать его возраст, оставлять ребенку время на обычные детские забавы. Нельзя подталкивать его к опережающему взрослению и исключать из его занятий дошкольные виды деятельности.

Одаренным детям бывает трудно выстраивать отношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Им не всегда интересно общаться с одногодками, которых они опережают по умственному развитию, а старшие дети воспринимают их как малышей.

Лучший выход из такой ситуации – дать одаренному дошкольнику возможность общаться в среде его одаренных сверстников, которые находятся с ребенком на одном уровне психологического развития.

Кроме того, у одаренных детей часто возникают сложности в восприятии себя. Они недоверчивы, относятся ко всему критически, поэтому часто испытывают тревогу. У таких детей завышенные требования к себе, к результатам своей деятельности, и они очень переживают, когда у них что-то не выходит. Их легко ранить любым замечанием.

В сложные моменты важно прийти ребенку на помощь, найти нужные слова, чтобы он поверил в свои возможности, и вместе с тем сформировать у него объективную оценку себя и результатов своей деятельности.

Список использованной литературы

1. Белова, Е. С. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители / Е. С. Белова, И. П. Ищенко // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 7–8. – С. 26–31.

2. Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 1976.

3. Гильбух, Ю. З. Феномен умственной одаренности / Ю. З. Гильбух, О. Н. Гарнец, С. Л. Коробко // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 147–155.

4. Карпинская, Н. С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации / Н. С. Карпинская // Известия АПН РСФСР. – 1959. – Вып. 100. – С. 98–139.

5. Комарова, Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятельности / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 6. – С. 44–50.

6. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. – М.: Знание, 1984.

7. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986.

8. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988.