ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Культурные и методические требования к речи педагога дошкольного учреждения образования»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Культурные и методические требования к речи педагога дошкольного учреждения образования

Речь является обязательным элементом общей культуры человека. От того, насколько грамотно и выразительно говорит человек, насколько правильно он может донести информацию, насколько мелодично и позитивно звучит его речь, зависит успех человека не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте внутренние механизмы речи ребенка развиваются исключительно под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником культурной речи. Поэтому педагог должен обладать правильной речью, иметь хорошую дикцию, уметь выдержать речь в определенной громкости и темпе, уметь сделать речь интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Алексеева М.М. отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому к речи педагога дошкольного учреждения образования сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Что же такое «культура речи»? Профессор Скворцов Л.И. дает определение, согласно которому культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей. Культура речи педагога является важнейшим качеством его профессиональной педагогической деятельности.

Условия, необходимые для овладения мастерством речи

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

– голос не должен вызывать неприятных ощущений, должен обладать благозвучностью;

– педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения;

– педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;

– с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения;

– голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Качество дикции обеспечивается точностью и синхронностью работы голосового, артикуляционного и дыхательного аппаратов.

Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, следует воспользоваться словарями или справочниками.

Еще одним элементом профессиональности речи педагога является выразительность. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов, произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, что позволяет выразить мысль более полно, закончено.

Компоненты профессиональной речи воспитателя

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяют следующие компоненты его профессиональной речи:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Требования к речи воспитателя дошкольного учреждения образования

Культурные и методические требования к речи педагога включают:

  • строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на опыт ребенка;
  • владение риторическим мастерством;
  • знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

Определим коммуникативные качества речи педагога:

Правильность речи, то есть соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Логичность речи – коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. В логичной речи все ее положения обоснованы, непротиворечивы и последовательно вытекают одно из другого. Все ведущие положения речи взаимосвязаны и подчинены единой мысли. Логика создает фундамент убеждения и доказательства.

Богатство речи – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый словарный запас самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Точность речи – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Чистота речи предполагает отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, а также элементов, которые отвергаются нормами нравственности. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагог должен заботится о чистоте собственной речи, так как ведущий механизм речевого развития дошкольников – подражание. Недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Чистоту речи могут разрушить:

  • диалектизмы – слова, свойственные не общему языку народа (литературному), а местным, территориальным говорам и диалектам;
  • варваризмы – включаемые в речь без всякой надобности иноязычные слова и словосочетания;
  • жаргонизмы – слова и обороты, присущие, прежде всего, отдельным профессиональным или социальным группам;
  • слова-паразиты – слова, заслоняющие смысл выступления (так сказать, вот, значит, как бы, ну, как говорится, понимаете, типа и т.п.);
  • междометия (ага, угу, ого), а также неуместные звуки: э-э-э, м-м-м, а-а-а;
  • канцеляризмы – слова и обороты, типичные для делового стиля и неуместные в разговорно-бытовом стиле;
  • штампы – избитые выражения, стершиеся от частого употребления;
  • вульгаризмы – бранные слова, унижающие достоинство и честь человека;
  • малоизвестные слова и словосочетания; если же без них нельзя обойтись, они тут же должны быть объяснены.

Убедительность речи. Цель и смысл всякой беседы заключаются не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых ему сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании. Поэтому при разговоре необходимо учитывать и психологическую характеристику собеседника, и систему его взглядов и ценностей, обращаться не только к его разуму, но и к сердцу, и к совести, иллюстрировать свои доводы яркими и понятными для собеседника примерами. Следует помнить, что всякое убеждение есть переубеждение, переформирование мировоззренческих или нравственных принципов, и поэтому оно не может ограничиваться простыми логическими доводами. Для этого требуются и взаимное доверие, и эмоциональный, неравнодушный взгляд, и человечное, доброе слово, и т.п.

Доказательность речи. Доводы должны быть достоверными и обоснованными, т.е. должны доказывать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер.

Ясность речи. Воспитатель должен говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне. Слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная - вызывает раздражение. Каждое произносимое слово, слог, звук должны быть, безусловно, восприняты собеседником. Тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли и самые содержательные идеи.

Понятность или доходчивость речи. Следует употреблять только слова и термины, понятные собеседнику. Кроме того, необходимо убеждаться, что в употребляемые вами понятия собеседник вкладывает тот же смысл. Если этого не делать, то вполне может статься, что львиная доля информации, сообщаемой вами, останется неусвоенной собеседником.

Уместность речи – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Содержательность речи. Речь педагога должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.

Педагогу следует помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Обладая развитой речью, ребенок будет более подготовлен к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях, которые он должен предъявлять к воспитанникам:

  • воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети;
  • необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей);
  • необходимо систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки;
  • уделять внимание речи детей не только в процессе занятий, но и в повседневной деятельности.

В процессе проведения занятий воспитатель должен такой прием обучения, как вопросы. Вопрос воспитателя — действенный приём не только развития речи, но и развития мышления: вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

  • Вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.
  • Вопрос должен быть точным и корректным.
  • Вопрос должен быть доступным. Доступность вопроса зависит не только от содержания, которое должно соответствовать возрастным особенностям и уровню развития ребенка, но и от формулировки вопроса. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным.
  • Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Часто педагоги стремятся к точности и краткости, что делает вопрос непонятным.
  • Еще одним важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. Воспитатель должен помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными, что обусловливает их последовательность.

Заботясь об обогащении лексики детей, необходимо понимать, что слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу, относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

Рекомендации по развитию речевой культуры педагога

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Речь педагога должна быть интонационно выдержана: должны быть поставлены логические ударения, выделены отдельные слова, важные для понимания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Невербальная культура общения педагога

Невербальное общение – это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные, так как словами передается 45% информации, а 55% - невербальными средствами. Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Мимика. Особая роль в передаче информации отводится движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно, то теряется до 10-15% информации.

Выразительность пластики тела. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

При общении с ребенком педагогу необходимо соблюдать следующие правила:

  • принимать ребенка таким, каков он есть;
  • помнить, что каждый человек самобытен;
  • верить в способности воспитанников;
  • стимулировать их творческую активность;
  • уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
  • не унижать достоинства ребёнка;
  • не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
  • помнить, что каждый человек имеет право на ошибку;
  • не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Педагог должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи – одним из важнейших профессиональных качеств.

Литература

  • Колосова И.В., Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 3/2009.
  • Методика выразительного чтения. Под ред. Т. Ф. Завадской.
    "Просвещение", Москва, 1977 г.
  • Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
  • Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?; Москва «Просвещение».- 1988.
  • Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения . — 3-е изд. — М. : Учпедгиз, 1963.
  • Скворцов Л. И. «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.
  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.
  • Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания / Е.В. Язовицкий. - М., 2003. - 399 с.