Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения
Оценка 4.9
99 р.
99 р.

Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 02.05.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения
Cвидетельство участника
99 р.
Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре говорят о том, что обществу нужны активные, мобильные личности, умеющие делать выбор, решать проблемы, ставить цели, планировать и организовывать их достижение, работать в команде, оценивать полученные результаты и т.д. Этими компетенциями учащиеся овладевают на учебных занятиях, построенных на основе принципов личностно ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение может реализовываться посредством различных образовательных технологий, в частности модульной технологии обучения.

Модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Основной целью модульного обучения, является создание условий для усвоения учебного материала учащимися с учетом их индивидуальных особенностей.

Попробуем представить модель обучения, которая бы обеспечивала для каждого учащегося работу в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для этого несколько поменяем позиции учащегося и учителя на уроке: учащийся учится сам, выполняет конкретные задания, а учитель осуществляет наблюдение за его учением, т.е. «активно стоит в стороне»: организовывает, консультирует, контролирует. Для решения этой задачи можно использовать педагогическую технологию, применение которой будет способствовать развитию у учащегося самостоятельности, умений осуществлять самоуправление процессом обучения.

Модульное обучение базируется на принципе деятельности: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий учащегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и определенной помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основе модульной технологии находится программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Определимся с основными понятиями технологии модульного обучения.

Модульная программа – совокупность модулей по теме или разделу. При составлении модулей учитель может вносить корректировки в структуру модуля и его содержание, выстраивать систему целей и контроля в зависимости от своего личного методического багажа, уровня подготовки детей, режима работы школы и т.д. Главное, чтобы при этом у каждого ребёнка осталась реальная возможность учиться в своём темпе, иметь выбор содержания и способов освоения учебного материала. Ведь именно это и составляет суть личностно-ориентированного обучения.

Модуль – это информационный блок, в который входит план действий учащегося, содержание учебного материала и руководство по его усвоению. Иными словами, модуль – это план урока с позиции ученика.

Учебный элемент – структурный элемент модуля, имеющий свою цель, соответствующее задание, указание по его выполнению.

Построение модульных программ базируется на следующих принципах:

Принцип предметного подхода к построению содержания обучения. При отборе содержания главный ориентир – цель, т.е. для чего необходимо выполнить конкретный пункт плана. Содержание – как это сделать.

Принцип фундаментальности учебного материала означает, что в модуле особое внимание уделяется фундаментальным знаниям.

Принцип модульности. В соответствии с данным принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям. Каждый модуль представляет собой тему отдельного урока, который занимает свое место в изучении какой-то «большой» темы.

Принцип реализации обратной связи предполагает:

Принцип разносторонности получения информации обеспечивается следующим образом:

Модуль может быть оформлен в виде таблицы, в столбцах которой указаны: номер учебного элемента, учебный материал с указанием заданий, руководство по усвоению учебного материала. Строки таблицы – этапы урока, пункты рабочего плана, учебные элементы, последовательно выполняя которые, учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками.

Алгоритм составления модуля

  • Определение места модульного урока в теме.
  • Формулировка темы урока.
  • Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
  • Подбор необходимого фактического материала.
  • Отбор методов и форм преподавания и контроля.
  • Определение способов учебной деятельности учащихся.
  • Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них:
    • УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
    • УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме: задания по овладению новым материалом и т.д.
    • УЭ-n (где n – номер следующего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным), рефлексию.
  • Составление модуля данного урока.
  • Подготовка необходимого количества копий текста урока.

Показателями «грамотно» составленного модуля можно считать четко сформулированные цели, соответствие учебного материала этим целям, набор заданий с постепенным усложнением. Основной ориентир– развитие учащегося, поэтому каждый модуль заставляет отвечать на вопросы – зачем, для чего, как это сделать, где и как применить полученные знания и умения. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а учащийся работает с заданиями, выполнение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для учащихся, так и для учителя.

Сформулируем общие правила составления модуля.

  • Для составления модульной программы по изучению конкретной темы целесообразно воспользоваться примерным календарно-тематическим планированием: здесь уже указано рекомендованное количество часов на изучение того или иного материала (один модуль – один урок). Конечно, исходя из особенностей классного коллектива, допустимы корректировки на усмотрение учителя.
  • Формулируем цели – общую для всей темы, конкретную для каждого модуля, «узкую» для каждого учебного элемента внутри модуля.
  • Планируем входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. Возможно, потребуется провести коррекцию знаний путем дополнительного объяснения.
  • Подбираем учебный материал для каждого учебного элемента модуля.
  • Определяем методы и формы изучения материала для каждого учебного элемента модуля.
  • Планируем текущий и промежуточный контроль в конце каждогоучебногоэлемента.Чаще всего это взаимоконтроль, сравнение с образцами и т.п. Цель промежуточного контроля – своевременно выявить уровень пробелов в усвоении материала и устранить их.
  • После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Мы должны выявить уровень усвоения материала с последующей доработкой.
  • Планируем проведение рефлексии и дифференцированное домашнее задание.

Для успешной работы учащихся с модулем, учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики его эффективно усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, настраивал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Еще раз обратим внимание на то, что в числе преимуществ «модульных уроков» − комфортные для всех условия работы. Учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Каждый имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей. Целесообразно также для каждого элемента указать примерное время, которое может быть потрачено на выполнение задания. Это позволит вовремя увидеть возможные затруднения и оказать необходимую помощь. Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой работы учащихся и приносит до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Преимущества для учеников:

  • учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
  • учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
  • учебный процесс сконцентрирован на учащемся, а не на учителе.

Преимущества для учителя:

  • учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах учащихся;
  • учитель своевременно видит проблемы в обучении и может их исправить;
  • учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Основные трудности для учащихся:

  • ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
  • ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы в рамках установленного времени;
  • ученики несут ответственность за свое обучение.

Основные трудности для учителя:

  • на начальном этапе трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником учащегося в достижении целей;
  • необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого учащегося.

Таким образом, модульная технология ориентирована на использование естественной потребности учащихся в познании окружающего мира, на развитие их самостоятельности и активности. Необычная организация урока с использованием модульной технологии развивает познавательный интерес.

Используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять учебной деятельностью. Применение модульной технологии на уроках дает учителю профессиональный рост, а учащимся возможность саморазвития и самореализации. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.

Для применения модульной технологии на уроках необходимы определенные условия:

  • достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения;
  • готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированность у них минимума знаний и общих учебных умений;
  • возможность тиражирования модулей, так как каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.

Эта технология требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Только тогда она дает положительные результаты, повышение уровня знаний и умений учащихся, так же способствует формированию их личностных качеств.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989;
  2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей /под общей редакцией Кукушина В.С/. - М.ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004;
  3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.:Наука, 1997;
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с.14 -15.;
  5. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения.- М., 1995;
  6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико -ориентированная монография. Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка учащемуся для работы с модулем

Готовность учащегося к работе на уроке по модульной программе определяется:

- умением слушать, логически мыслить, делать выводы;

- самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой.

1. Помни, что работу с учебным элементом (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.

2. У тебя есть право на получение консультации учителя. Используй это право!

3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе.

4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывайте об этом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тема: Линейное уравнение с одной переменной (7 класс).

 

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Инструкции

УЭ-О

(1 мин)

Цель урока: усвоить определение уравнения с одной переменной;

научиться решать уравнения с одной переменной

 

УЭ-1

Актуализация знаний

(до 5 мин)

1) Закончи предложение.

а) Равенство, содержащее переменную, называется …

б) Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство, называется …

в) Решить уравнение – значит …

г) Равносильными называются уравнения, имеющие …

2) Является ли корнем уравнения

х2-1=0 число 2; 1; 0; -1?

3) Равносильны ли уравнения.

а) –3 (х-5)=11 и 3(х-5)=-11

б) 2х-1=17 и 2х=17+1 ?

Почему?

4) Реши уравнения:
|х|=11;
|х|=0;
|х|=-10;
4х=1;
|х|-13=0;
2,8х=0.

В парах.

Не оценивается.

2 балла

2 балла

6 баллов

УЭ-2

Изучение нового материала

(до 15 мин)

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Цель: выясни, какое уравнение называется линейным и сколько корней оно может иметь.

Уравнения 5х=-4, 0,2х=0, -3х=-6 можно записать в общем виде …

Такие уравнения называются линейными уравнениями с одной переменной.

Прочитай и запомни определение на странице … учебника.

Реши уравнения:

а) 8х=24; б) 8х+0; в) 0х=24; г) 0х=0

От чего зависит число корней линейного уравнения?

Сделай выводы.

Составь и запиши какое-либо уравнение вида ах=в, которое: а) не имеет решений; б) имеет бесконечно много решений.

Подбери какое-либо значение а, при котором корнем уравнения ах=15 является положительное число; отрицательное число.

Составь какое-нибудь уравнение вида ах=в, корнем которого является число 5; 0.

Подумай сам!

Поделись мыслями с напарником.

Возможна помощь товарища или учителя.

2 балла

2 балла

2 балла

УЭ-3

Формирование навыков

(до 10 мин)

Цель: научись решать простейшие линейные уравнения.

Задание №1. №… 3 балла

Задание №2. …3 балла

Решайте нечетные номера – в парах, четные – самостоятельно.

УЭ –4

(до 10 мин)

Цель: научись решать уравнения, сводящиеся к линейным.

Разбери образцы решения, запиши их в тетрадь.

Образец:

а) (7х+1)-(5х+3)=6

7х+1-5х-3 +6
7х-5х=6+3-1
2х=8
Ответ: х=4

б) 3х+7=3х+11,

3х-3х=11-7
0х=4
корней нет
Ответ: уравнение не имеет корней

Реши №… самостоятельно

4 балла.

УЭ –5

Дополнительное задание

Если осталось время, решай более сложные уравнения: №…

4 балла

УЭ-6

Подведение итогов.

(1-2 мин)

Рефлексия

(1-2 мин)

Подсчитай набранные баллы и оцени свою работу на уроке:

20 – 25 баллов- «6»;

26 – 28 баллов-«8»;

29-33 балла- «10».

Закончи предложение:

Сегодня на уроке я запомнил…

Я понял…

Я научился…

У меня не получилось…

Мне хотелось бы…

Я справлюсь с домашней работой…

Самоанализ своей деятельности.

Д/з

П …, повт. п….

№ …, … на выбор учащегося (задания разного уровня сложности)

Желаю успешного выполнения домашнего задания!

29.07.2018