Изменения в обществе, экономике, политике и культуре говорят о том, что обществу нужны активные, мобильные личности, умеющие делать выбор, решать проблемы, ставить цели, планировать и организовывать их достижение, работать в команде, оценивать полученные результаты и т.д. Этими компетенциями учащиеся овладевают на учебных занятиях, построенных на основе принципов личностно ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение может реализовываться посредством различных образовательных технологий, в частности модульной технологии обучения.
Модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
Основной целью модульного обучения, является создание условий для усвоения учебного материала учащимися с учетом их индивидуальных особенностей.
Попробуем представить модель обучения, которая бы обеспечивала для каждого учащегося работу в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для этого несколько поменяем позиции учащегося и учителя на уроке: учащийся учится сам, выполняет конкретные задания, а учитель осуществляет наблюдение за его учением, т.е. «активно стоит в стороне»: организовывает, консультирует, контролирует. Для решения этой задачи можно использовать педагогическую технологию, применение которой будет способствовать развитию у учащегося самостоятельности, умений осуществлять самоуправление процессом обучения.
Модульное обучение базируется на принципе деятельности: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий учащегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и определенной помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основе модульной технологии находится программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Определимся с основными понятиями технологии модульного обучения.
Модульная программа – совокупность модулей по теме или разделу. При составлении модулей учитель может вносить корректировки в структуру модуля и его содержание, выстраивать систему целей и контроля в зависимости от своего личного методического багажа, уровня подготовки детей, режима работы школы и т.д. Главное, чтобы при этом у каждого ребёнка осталась реальная возможность учиться в своём темпе, иметь выбор содержания и способов освоения учебного материала. Ведь именно это и составляет суть личностно-ориентированного обучения.
Модуль – это информационный блок, в который входит план действий учащегося, содержание учебного материала и руководство по его усвоению. Иными словами, модуль – это план урока с позиции ученика.
Учебный элемент – структурный элемент модуля, имеющий свою цель, соответствующее задание, указание по его выполнению.
Построение модульных программ базируется на следующих принципах:
Принцип предметного подхода к построению содержания обучения. При отборе содержания главный ориентир – цель, т.е. для чего необходимо выполнить конкретный пункт плана. Содержание – как это сделать.
Принцип фундаментальности учебного материала означает, что в модуле особое внимание уделяется фундаментальным знаниям.
Принцип модульности. В соответствии с данным принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям. Каждый модуль представляет собой тему отдельного урока, который занимает свое место в изучении какой-то «большой» темы.
Принцип реализации обратной связи предполагает:
Принцип разносторонности получения информации обеспечивается следующим образом:
Модуль может быть оформлен в виде таблицы, в столбцах которой указаны: номер учебного элемента, учебный материал с указанием заданий, руководство по усвоению учебного материала. Строки таблицы – этапы урока, пункты рабочего плана, учебные элементы, последовательно выполняя которые, учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками.
Алгоритм составления модуля
Показателями «грамотно» составленного модуля можно считать четко сформулированные цели, соответствие учебного материала этим целям, набор заданий с постепенным усложнением. Основной ориентир– развитие учащегося, поэтому каждый модуль заставляет отвечать на вопросы – зачем, для чего, как это сделать, где и как применить полученные знания и умения. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а учащийся работает с заданиями, выполнение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для учащихся, так и для учителя.
Сформулируем общие правила составления модуля.
Для успешной работы учащихся с модулем, учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики его эффективно усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, настраивал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Еще раз обратим внимание на то, что в числе преимуществ «модульных уроков» − комфортные для всех условия работы. Учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Каждый имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей. Целесообразно также для каждого элемента указать примерное время, которое может быть потрачено на выполнение задания. Это позволит вовремя увидеть возможные затруднения и оказать необходимую помощь. Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой работы учащихся и приносит до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.
Преимущества для учеников:
Преимущества для учителя:
Основные трудности для учащихся:
Основные трудности для учителя:
Таким образом, модульная технология ориентирована на использование естественной потребности учащихся в познании окружающего мира, на развитие их самостоятельности и активности. Необычная организация урока с использованием модульной технологии развивает познавательный интерес.
Используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять учебной деятельностью. Применение модульной технологии на уроках дает учителю профессиональный рост, а учащимся возможность саморазвития и самореализации. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.
Для применения модульной технологии на уроках необходимы определенные условия:
Эта технология требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Только тогда она дает положительные результаты, повышение уровня знаний и умений учащихся, так же способствует формированию их личностных качеств.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка учащемуся для работы с модулем
Готовность учащегося к работе на уроке по модульной программе определяется:
- умением слушать, логически мыслить, делать выводы;
- самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой.
1. Помни, что работу с учебным элементом (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
2. У тебя есть право на получение консультации учителя. Используй это право!
3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе.
4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывайте об этом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тема: Линейное уравнение с одной переменной (7 класс).
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Инструкции |
УЭ-О (1 мин) |
Цель урока: усвоить определение уравнения с одной переменной; научиться решать уравнения с одной переменной |
|
УЭ-1 Актуализация знаний (до 5 мин) |
1) Закончи предложение. а) Равенство, содержащее переменную, называется … б) Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство, называется … в) Решить уравнение – значит … г) Равносильными называются уравнения, имеющие … 2) Является ли корнем уравнения х2-1=0 число 2; 1; 0; -1? 3) Равносильны ли уравнения. а) –3 (х-5)=11 и 3(х-5)=-11 б) 2х-1=17 и 2х=17+1 ? Почему? 4) Реши уравнения: |
В парах. Не оценивается. 2 балла 2 балла 6 баллов |
УЭ-2 Изучение нового материала (до 15 мин) Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 |
Цель: выясни, какое уравнение называется линейным и сколько корней оно может иметь. Уравнения 5х=-4, 0,2х=0, -3х=-6 можно записать в общем виде … Такие уравнения называются линейными уравнениями с одной переменной. Прочитай и запомни определение на странице … учебника. Реши уравнения: а) 8х=24; б) 8х+0; в) 0х=24; г) 0х=0 От чего зависит число корней линейного уравнения? Сделай выводы. Составь и запиши какое-либо уравнение вида ах=в, которое: а) не имеет решений; б) имеет бесконечно много решений. Подбери какое-либо значение а, при котором корнем уравнения ах=15 является положительное число; отрицательное число. Составь какое-нибудь уравнение вида ах=в, корнем которого является число 5; 0. |
Подумай сам! Поделись мыслями с напарником. Возможна помощь товарища или учителя. 2 балла 2 балла 2 балла |
УЭ-3 Формирование навыков (до 10 мин) |
Цель: научись решать простейшие линейные уравнения. Задание №1. №… 3 балла Задание №2. …3 балла |
Решайте нечетные номера – в парах, четные – самостоятельно. |
УЭ –4 (до 10 мин) |
Цель: научись решать уравнения, сводящиеся к линейным. Разбери образцы решения, запиши их в тетрадь. Образец: а) (7х+1)-(5х+3)=6 7х+1-5х-3 +6 б) 3х+7=3х+11, 3х-3х=11-7 Реши №… самостоятельно |
4 балла. |
УЭ –5 Дополнительное задание |
Если осталось время, решай более сложные уравнения: №… |
4 балла |
УЭ-6 Подведение итогов. (1-2 мин) Рефлексия (1-2 мин) |
Подсчитай набранные баллы и оцени свою работу на уроке: 20 – 25 баллов- «6»; 26 – 28 баллов-«8»; 29-33 балла- «10». Закончи предложение: Сегодня на уроке я запомнил… Я понял… Я научился… У меня не получилось… Мне хотелось бы… Я справлюсь с домашней работой… |
Самоанализ своей деятельности. |
Д/з |
П …, повт. п…. № …, … на выбор учащегося (задания разного уровня сложности) |
Желаю успешного выполнения домашнего задания! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.