Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Практикум
воспитательная работа
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 11.07.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-72074 от 29.12.2017 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса
Cвидетельство участника
150 ₽
0

Организация воспитательной работы в образовательном учреждении является важной сферой деятельности учителя. Формы проведения занятий с учащимися вне уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное значение для их развития и воспитания. Выбор формы важен и для самого педагога, так как посредством формы воспитательной работы он может сблизиться с детьми, лучше их узнать, установить хорошие отношения, помочь открыть неожиданные и привлекательные для учащихся стороны личности самого педагога, ощутить положительные эмоции от совместной деятельности, установить дружеские отношения. Это дает педагогу ощущение социальной значимости и востребованности его работы, а для учащегося является стимулом для проявления своих личностных качеств, и, как следствие, повышение самооценки, укрепление авторитета среди сверстников.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых учителем с целью обеспечения оптимального развития личности учащегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.

В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются:

  • физическое и нравственное здоровье детей;
  • интеллектуальное развитие;
  • формирование культуры личности и духовных ценностей;
  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • эстетическое и трудовое воспитание;
  • формирование жизненных планов учащихся;
  • подготовка к семейной жизни и др.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств, выбор которых зависит от возраста ребёнка. В образовательное учреждение дети приходят с культурой, сформированной в семье. В процессе общения во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение детей расширяется, и задача педагога контролировать и направлять этот опыт в русло духовно нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути, увлекается формой, чтобы потом принять идею. У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенности детей, подростков, несходство групп, индивидуальностей.

Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия педагога с детьми, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Авторы методических изданий предлагают различные подходы к классификации типов форм воспитательной работы.

Титова Е.В. предлагает следующие типы форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития. Традиционно игра считается приоритетной формой для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.Но при определенных условиях в игру охотно вступают подростки и взрослые. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения учащихся, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на учащихся. Например, знакомство с этикетом, с правилами дорожного движения, беседа на определенную тему, цикл встреч с интересными людьми, приглашение специалиста, занятие по освоению правил безопасности, прогулки, походы и т.д. Мероприятия определяются как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом или кем-либо для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дело – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива с целью оказания помощи кому-либо, в том числе и самим себе.

Щуркова Н.Е. предлагает классифицировать формы воспитательной работы по видам деятельности, которые тесно связаны с учебным процессом и направлены на достижение определенных образовательных и воспитательных целей.

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах работы, как различные экскурсии (очные, заочные, виртуальные), олимпиады, конкурсы, предметные недели, недели книги и т. д.

Трудовая деятельность направлена на приобретение навыков самообслуживания, умений выполнять посильную физическую работу. Это различные субботники, шефская помощь ветеранам, участие в трудовых акциях.

Общественно-полезная деятельность связана с участием детей в органах управления образовательным учреждением, различных ученических и молодежных объединениях в учреждении и вне его, участие в акциях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, дежурство, школьные собрания, выборы и работа Совета учащихся, вечера, праздники и т.д.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Это инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, заочные путешествия и многое другое.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья детей, их физическое развитие. Мероприятия могут проходить в самых разных формах: спортивные игры и праздники, соревнования, дни здоровья, прогулки, походы, турслеты, дни совместного отдыха детей и родителей и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Это беседы по социально нравственной проблематике, классные или школьные собрания, дискуссии, конференции, диспуты. Кроме того, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности, начиная с игры.

Болдырев Н.И. выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия.

Словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы и т.д.

Практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники и другие.

Наглядные – посещение музеев, выставок, оформление стендов, стенных газет и прочее.

Селиванов В.С. делит формы воспитательной работы по воспитательной задаче и называет три группы.

Первая группа - формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, классные часы, заседания советов органов самоуправления и др.).

Вторая группа - познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, школьные газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.).

Третья группа - развлекательные формы (утренники и вечера, конкурсы, соревнования, игры и др.).

Поляков С.Д. выдвигает в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».

«Защита» –каждая группа (каждый учащийся) выступает, действует сам по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» – совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» – соревнование между группами, учащимися, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН).

«Хеппинг» – одновременное взаимозависимое действие учащихся, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

Анализируя приведенные подходы к классификации, можно говорить о том, что признаками формы воспитательной работы являются:

  • участники деятельности (учащиеся или группы учащихся), выполняющие какие-либо точно установленные функции — организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;
  • педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);
  • организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
  • набор заданий, ситуаций, процедур;
  • порядок действий (алгоритм);
  • организация пространства.

Воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по основному компоненту, методу воздействия в однократном или многократном действии (мероприятии) педагога. Это могут быть слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. В связи с этим выделяют пять типов форм воспитательной работы с учащимися:

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у учащихся. К этому типу форм относятся беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции и т.д. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учащихся, педагогов и других взрослых, обсуждение проблем.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела учащихся, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции. Хороший потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. Можно предусмотреть при организации деятельности учащихся, моменты молчания. Например, в музее, сделав небольшой перерыв в речи экскурсовода, учащимся предлагается всем вместе и одновременно каждому в одиночестве посмотреть экспозицию.

Трудовые формы. Это разные виды работ в образовательном учреждении от ежедневного дежурства по классу до разбивки цветников и ухода за ними, уход за памятниками и т. д. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд объединяет, вдохновляет не меньше, чем праздник.

Игровые формы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особого внимания требуют психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений у педагога.

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

Схему характеристики формы воспитательной работы можно представить следующим образом:

  • название,
  • продолжительность проведения,
  • предварительная подготовка или экспромтное проведение,
  • количество участников,
  • кто организует деятельность,
  • характер влияния педагога,
  • результат совместной деятельности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны. Чаще всего в образовательных учреждениях встречаются праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией образовательного учреждения (государственные и народные праздники, европейский день влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и образовательному учреждению; конкурсы, предметные недели; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного края, экскурсионные поездки в другие города, выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном во время каникул); спортивные соревнования, дни здоровья; практикумы по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, создание и презентация видеопередач о событиях школьной жизни, праздничных плакатов, открыток и другое.

Рассмотрим некоторые из них.

Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и учащихся, в котором могут подниматься и решаться важные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическую деятельность, ролевой тренинг и т.д. Тематика классных часов определяется потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Классный час может проводиться как час коррекции поведения учащихся.

Классное собрание - это форма организации коллективной жизни.

Его цель - помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать учащихся на откровенный разговор друг с другом, формировать дисциплину среди учащихся, взаимоуважение, умение слушать и слышать собеседника.

На классном собрании нельзя:

  • позволять учащимся осуждать или обвинять друг друга;
  • привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
  • наказывать группу за поведение отдельных ребят.

Правила организации и проведения собрания:

  • попытаться самим решить проблему;
  • не оказывать друг на друга никакого давления - ни психологического, ни физического;
  • слушать друг друга, не перебивая.

Структура собрания:

  • представление обсуждаемой проблемы;
  • изложение информации по проблеме;
  • начало обсуждения;
  • предложение решения проблемы;
  • выбор решения;
  • обсуждение предполагаемого результата решения;
  • закрытие собрания.

Продолжительность собрания 45 минут.

Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.

Решаемые вопросы:

  • выборы, перевыборы органов самоуправления;
  • разрешение конфликтных ситуаций;
  • создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;
  • налаживание дружеских взаимоотношений между учащимися;
  • разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.

Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей какого-то задания. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др.

Конференция - широко используется в учебной и воспитательной работе. Различают научные, научно-практические, читательские, итоговые. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (заблаговременно) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование проблемных вопросов, которые будут обсуждаться. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками публичного выступления, составления планов, написания тезисов, текста доклада.

Клубы по интересам - объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

Вечер - вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора и др. Основной идеей проведения вечера является объединение учащихся, приобщение к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.

Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.

Праздник - массовое мероприятие, посвященное датам, событиям и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Может включать в себя две части: торжественную, с поздравлениями, приветствиями и, например, концерт, спектакль, танцы и др.

Экскурсия - выход, поездка, коллективное посещение исторических и культурных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.

Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Может являться составной частью соревнования, конкурса и т.д.

Игра - соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации имеет разнообразный характер: ролевая, деловая и т.д. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера такие как викторина, КВН, конкурсы и др.

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «путешествие по станциям», «игра-эстафета». Как форма воспитательной работы может использоваться: для информирования учащихся; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать задачи и др.); предназначаться для контроля знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами учащихся. Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, будет способствовать сплочению коллектива.

Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

  • подготовку участников к восприятию игры-путешествия;
  • сбор – старт;
  • движение команд по маршруту;
  • участие команд в организуемой на площадках деятельности;
  • сбор - финиш.

Дискотека – в переводе с английского - собрание пластинок. По форме организации дискотеки могут быть тематические, диско-театры, дансинг («танцуем без перерыва») и др. Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора определенных усилий по оснащению фонотеки, соответствующего оборудования и оформления зала.

Экспедиция - коллективное путешествие куда-либо, посещение различных объектов с познавательной, исследовательской целью.

Поход - дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

В ходе организации мероприятия, определяя форму воспитательной работы, педагогу необходимо учитывать соответствует ли выбранная форма цели и содержанию мероприятия. Соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детского коллектива, насколько реально решение поставленных задач, готовы ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

Список литературы:

  1. Титова Е. В. Если знать, как действовать. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  2. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая шк., 2004
  3. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль: ЯГПУ, 1998.
  4. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999.Вариант. – 1993-1999 гг.
  5. С.П.Афанасьев «Новогодняя сказка», «Новогодняя тусовка», «Последний звонок», «Чем занять детей в пришкольном лагере или Сто отрядных дел», «Первый звонок: Что делать в школе 1 сентября» - Кострома: МЦ
  6. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. М.: Юная шк., 1998. – 208 с.