ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса

Организация воспитательной работы в образовательном учреждении является важной сферой деятельности учителя. Формы проведения занятий с учащимися вне уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное значение для их развития и воспитания. Выбор формы важен и для самого педагога, так как посредством формы воспитательной работы он может сблизиться с детьми, лучше их узнать, установить хорошие отношения, помочь открыть неожиданные и привлекательные для учащихся стороны личности самого педагога, ощутить положительные эмоции от совместной деятельности, установить дружеские отношения. Это дает педагогу ощущение социальной значимости и востребованности его работы, а для учащегося является стимулом для проявления своих личностных качеств, и, как следствие, повышение самооценки, укрепление авторитета среди сверстников.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых учителем с целью обеспечения оптимального развития личности учащегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.

В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются:

  • физическое и нравственное здоровье детей;
  • интеллектуальное развитие;
  • формирование культуры личности и духовных ценностей;
  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • эстетическое и трудовое воспитание;
  • формирование жизненных планов учащихся;
  • подготовка к семейной жизни и др.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств, выбор которых зависит от возраста ребёнка. В образовательное учреждение дети приходят с культурой, сформированной в семье. В процессе общения во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение детей расширяется, и задача педагога контролировать и направлять этот опыт в русло духовно нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути, увлекается формой, чтобы потом принять идею. У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенности детей, подростков, несходство групп, индивидуальностей.

Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия педагога с детьми, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Авторы методических изданий предлагают различные подходы к классификации типов форм воспитательной работы.

Титова Е.В. предлагает следующие типы форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития. Традиционно игра считается приоритетной формой для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.Но при определенных условиях в игру охотно вступают подростки и взрослые. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения учащихся, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на учащихся. Например, знакомство с этикетом, с правилами дорожного движения, беседа на определенную тему, цикл встреч с интересными людьми, приглашение специалиста, занятие по освоению правил безопасности, прогулки, походы и т.д. Мероприятия определяются как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом или кем-либо для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дело – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива с целью оказания помощи кому-либо, в том числе и самим себе.

Щуркова Н.Е. предлагает классифицировать формы воспитательной работы по видам деятельности, которые тесно связаны с учебным процессом и направлены на достижение определенных образовательных и воспитательных целей.

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах работы, как различные экскурсии (очные, заочные, виртуальные), олимпиады, конкурсы, предметные недели, недели книги и т. д.

Трудовая деятельность направлена на приобретение навыков самообслуживания, умений выполнять посильную физическую работу. Это различные субботники, шефская помощь ветеранам, участие в трудовых акциях.

Общественно-полезная деятельность связана с участием детей в органах управления образовательным учреждением, различных ученических и молодежных объединениях в учреждении и вне его, участие в акциях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, дежурство, школьные собрания, выборы и работа Совета учащихся, вечера, праздники и т.д.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Это инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, заочные путешествия и многое другое.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья детей, их физическое развитие. Мероприятия могут проходить в самых разных формах: спортивные игры и праздники, соревнования, дни здоровья, прогулки, походы, турслеты, дни совместного отдыха детей и родителей и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Это беседы по социально нравственной проблематике, классные или школьные собрания, дискуссии, конференции, диспуты. Кроме того, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности, начиная с игры.

Болдырев Н.И. выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия.

Словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы и т.д.

Практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники и другие.

Наглядные – посещение музеев, выставок, оформление стендов, стенных газет и прочее.

Селиванов В.С. делит формы воспитательной работы по воспитательной задаче и называет три группы.

Первая группа - формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, классные часы, заседания советов органов самоуправления и др.).

Вторая группа - познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, школьные газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.).

Третья группа - развлекательные формы (утренники и вечера, конкурсы, соревнования, игры и др.).

Поляков С.Д. выдвигает в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».

«Защита» –каждая группа (каждый учащийся) выступает, действует сам по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» – соревнование между группами, учащимися, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН).

«Хеппинг» – одновременное взаимозависимое действие учащихся, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

Анализируя приведенные подходы к классификации, можно говорить о том, что признаками формы воспитательной работы являются:

  • участники деятельности (учащиеся или группы учащихся), выполняющие какие-либо точно установленные функции — организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;
  • педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);
  • организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
  • набор заданий, ситуаций, процедур;
  • порядок действий (алгоритм);
  • организация пространства.

Воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по основному компоненту, методу воздействия в однократном или многократном действии (мероприятии) педагога. Это могут быть слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. В связи с этим выделяют пять типов форм воспитательной работы с учащимися:

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у учащихся. К этому типу форм относятся беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции и т.д. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учащихся, педагогов и других взрослых, обсуждение проблем.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела учащихся, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции. Хороший потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. Можно предусмотреть при организации деятельности учащихся, моменты молчания. Например, в музее, сделав небольшой перерыв в речи экскурсовода, учащимся предлагается всем вместе и одновременно каждому в одиночестве посмотреть экспозицию.

Трудовые формы. Это разные виды работ в образовательном учреждении от ежедневного дежурства по классу до разбивки цветников и ухода за ними, уход за памятниками и т. д. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд объединяет, вдохновляет не меньше, чем праздник.

Игровые формы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особого внимания требуют психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений у педагога.

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

Схему характеристики формы воспитательной работы можно представить следующим образом:

  • название,
  • продолжительность проведения,
  • предварительная подготовка или экспромтное проведение,
  • количество участников,
  • кто организует деятельность,
  • характер влияния педагога,
  • результат совместной деятельности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны. Чаще всего в образовательных учреждениях встречаются праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией образовательного учреждения (государственные и народные праздники, европейский день влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и образовательному учреждению; конкурсы, предметные недели; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного края, экскурсионные поездки в другие города, выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном во время каникул); спортивные соревнования, дни здоровья; практикумы по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, создание и презентация видеопередач о событиях школьной жизни, праздничных плакатов, открыток и другое.

Рассмотрим некоторые из них.

Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и учащихся, в котором могут подниматься и решаться важные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическую деятельность, ролевой тренинг и т.д. Тематика классных часов определяется потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Классный час может проводиться как час коррекции поведения учащихся.

Классное собрание - это форма организации коллективной жизни.

Его цель - помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать учащихся на откровенный разговор друг с другом, формировать дисциплину среди учащихся, взаимоуважение, умение слушать и слышать собеседника.

На классном собрании нельзя:

  • позволять учащимся осуждать или обвинять друг друга;
  • привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
  • наказывать группу за поведение отдельных ребят.

Правила организации и проведения собрания:

  • попытаться самим решить проблему;
  • не оказывать друг на друга никакого давления - ни психологического, ни физического;
  • слушать друг друга, не перебивая.

Структура собрания:

  • представление обсуждаемой проблемы;
  • изложение информации по проблеме;
  • начало обсуждения;
  • предложение решения проблемы;
  • выбор решения;
  • обсуждение предполагаемого результата решения;
  • закрытие собрания.

Продолжительность собрания 45 минут.

Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.

Решаемые вопросы:

  • выборы, перевыборы органов самоуправления;
  • разрешение конфликтных ситуаций;
  • создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;
  • налаживание дружеских взаимоотношений между учащимися;
  • разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.

Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей какого-то задания. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др.

Конференция - широко используется в учебной и воспитательной работе. Различают научные, научно-практические, читательские, итоговые. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (заблаговременно) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование проблемных вопросов, которые будут обсуждаться. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками публичного выступления, составления планов, написания тезисов, текста доклада.

Клубы по интересам - объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

Вечер - вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора и др. Основной идеей проведения вечера является объединение учащихся, приобщение к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.

Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.

Праздник - массовое мероприятие, посвященное датам, событиям и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Может включать в себя две части: торжественную, с поздравлениями, приветствиями и, например, концерт, спектакль, танцы и др.

Экскурсия - выход, поездка, коллективное посещение исторических и культурных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.

Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Может являться составной частью соревнования, конкурса и т.д.

Игра - соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации имеет разнообразный характер: ролевая, деловая и т.д. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера такие как викторина, КВН, конкурсы и др.

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «путешествие по станциям», «игра-эстафета». Как форма воспитательной работы может использоваться: для информирования учащихся; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать задачи и др.); предназначаться для контроля знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами учащихся. Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, будет способствовать сплочению коллектива.

Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

  • подготовку участников к восприятию игры-путешествия;
  • сбор – старт;
  • движение команд по маршруту;
  • участие команд в организуемой на площадках деятельности;
  • сбор - финиш.

Дискотека – в переводе с английского - собрание пластинок. По форме организации дискотеки могут быть тематические, диско-театры, дансинг («танцуем без перерыва») и др. Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора определенных усилий по оснащению фонотеки, соответствующего оборудования и оформления зала.

Экспедиция - коллективное путешествие куда-либо, посещение различных объектов с познавательной, исследовательской целью.

Поход - дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

В ходе организации мероприятия, определяя форму воспитательной работы, педагогу необходимо учитывать соответствует ли выбранная форма цели и содержанию мероприятия. Соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детского коллектива, насколько реально решение поставленных задач, готовы ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

Список литературы

  • Титова Е. В. Если знать, как действовать. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  • Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая шк., 2004
  • Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль: ЯГПУ, 1998.
  • Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999.Вариант. – 1993-1999 гг.
  • С.П.Афанасьев «Новогодняя сказка», «Новогодняя тусовка», «Последний звонок», «Чем занять детей в пришкольном лагере или Сто отрядных дел», «Первый звонок: Что делать в школе 1 сентября» - Кострома: МЦ
  • Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. М.: Юная шк., 1998. – 208 с.