Заменят ли современные технологии педагогов?
Оценка 5

Заменят ли современные технологии педагогов?

Оценка 5
23.07.2021
Заменят ли современные технологии педагогов?

XXI век диктует свои правила. Современную школу сложно представить без «мировой паутины». За последние 10-15 лет технологии в области образования не просто сделали шаг вперед — они разбежались, взяли шест и принялись покорять все возможные высоты. Дети включаются в цифровой мир почти с рождения. Мир меняется, и это влечет за собой изменения как роли учителя, так и методов его работы.

Роль образовательных технологий постоянно расширяется от проекторов до интеллектуальных досок и способствует лучшему взаимодействию между учителями и учениками в классе. Каждый день мы видим, что различные аспекты образовательных технологий становятся неотъемлемой частью образовательного опыта для школьников, учителей и родителей.

Сегодня учитель не является единственным источником информации. Google в два счета найдет ответы на любые вопросы школьника. Поэтому гораздо важнее обучить ученика работать с этой информацией: структурировать, отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого, истинное от поддельного, скучное от интересного, мелкое от глубокого. Нужно развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект, навыки работы в команде, разработки проектов.

Заменят ли современные технологии педагогов?

Есть люди, которые думают, что технологии, приложения или алгоритмы заменят учителей. Но они не правы.

Никакие технологии виртуальной реальности, интерактивные панели, цифровые лаборатории не смогут сформировать личность человека, стать наставником и показать ему всю красоту этого мира, заинтересовать процессом получения новых знаний.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева убеждена, что учитель был и остается важнейшим участником образовательного процесса. 

«Хочу, чтобы меня услышали: никакие цифровые технологии не заменят в ближайшем обозримом будущем живого учителя. Роль педагога в образовательном процессе чрезвычайно важна», – заявила она на III международной конференции «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании».

Современные технологии должны помогать педагогам, но ни в коем случае не замещать их.

Речь в первую очередь идет о качественных изменениях в работе педагога и об эффективности его работы. И, как представляется, глубокие структурные изменения в системе образования приведут к трем фундаментальным вещам: повышению производительности труда учителей, новому типу компетентности, существенному возрастанию роли и позиции ученика (его личности).

Навыки учителя будущего

Время требует от учителя трех главных качеств: любопытства, готовности постоянно учиться и смелости. Общая тенденция современной школы — смотреть на учителя, прежде всего, как на наставника, роль которого состоит в решении педагогических вопросов и проблем. По этой же причине особенно востребованными для учителей становятся психологические знания и компетенции.

Печатать на клавиатуре, переписываться в интернете, уметь искать информацию, в том числе для уроков и самообразования, - сегодня это уже базовые умения, как писать и читать! Да, самообразование для учителя - крайне важная вещь.  

Мы все оказались в той реальности, когда образование постепенно превращается в постоянный процесс: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, тренинги сопровождают человека всю жизнь, и это не говоря о том, что ежедневно мы сталкиваемся с новыми задачами, которые требуют погружения в сферы, не имеющие отношения к нашей квалификации или университетскому диплому.

Технологии позволяют учителям быстрее расширять свои знания по этому вопросу с помощью онлайн-курсов или каналов YouTube. Это означает, что учителя могут постоянно обновлять свои знания и предлагать учащимся актуальную информацию без необходимости прекращать работу.

Современные технологии позволяют сделать процесс обучения не только полезным, но и невероятно увлекательным. 

Технологии, которые упростят жизнь учителя

Вместо того, чтобы спрашивать, достигла ли технология того, что она может заменить учителей-людей, мы должны спросить, какие аспекты работы они могут взять на себя, чтобы облегчить им жизнь.

Учителя во всем мире перегружены - они берут на себя заботливую роль вместо родителей, отстаивают интересы учеников, о которых можно забыть, и формируют будущее нации на ранней стадии.

Современные технологии могут быть важным инструментом, как с точки зрения педагогических ресурсов, так и с точки зрения связи с молодым поколением. Рассмотрим.

1) Активное взаимодействие с учебным материалом.

При применении интерактивных технологий на уроках школьники учатся, исследуя и получая обратную связь. Процесс обучения происходит с увлечением. Например, можно изучать географию, используя интерактивное программное обеспечение, такое как Google Maps или Google Earth, вместо того, чтобы смотреть на картинку.

2) Моделирование.

Программное обеспечение для моделирования помогает донести до аудитории реальные действия, которые невозможно было бы увидеть без технологий. Используя специальные инструменты моделирования, школьники могут видеть движения планет, как развивается торнадо или как живут динозавры.

3) Дискуссионные форумы.

С помощью Интернета или программных средств учащиеся могут создавать онлайн-группы, веб-страницы и виртуальные сообщества, которые в реальном времени связывают их со школьниками и учителями по всему миру. Они могут получать отзывы от своих учителей и делиться вопросами и проблемами по поводу своих уроков. Слушая и читая мнения и отзывы других, ученики совершенствуют свое мышление, достигая более высоких уровней понимания.

4) Перевернутый класс.

Применение этой технологии обучения заключается в том, что теоретический материал изучается учениками самостоятельно дома. Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (vodcast), подкастов (podcast), и преводкастинга (pre-vodcasting). Переход к этой модели открывает путь к повышению важности роли учителя в обучении. Высвобожденное за счет пре-водкастинга время учитель может тратить на более сложные профессиональные задачи – закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно.

5) Формирующая оценка.

Деятельность, ориентированная на технологии, в основном требует навыков критического мышления и решения проблем. Преподаватели выступают фасилитаторами, обеспечивая постоянную обратную связь, позволяя ученикам достигать более глубокого уровня понимания.

Использование современных технологий облегчает труд педагога: делает урок интересным, повышает мотивацию детей к обучению, экономит время на объяснение нового материала и его закрепление, но ни в коем случае не замещает педагога.

Большинство учителей считают, что современный педагог должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. Успешный учитель сегодня должен быть в курсе всех технологических достижений, которые имеют образовательный потенциал. Учителям нужно манипулировать не только конкретным контентом, который изучают учащиеся, но и лучшими методами, инструментами, современными технологиями. Чтобы сделать это, необходимо думать по-другому, продвигать инновации, знать систему, принимать неудачи, развивать культуру обучения и, прежде всего, ставить учащегося и его потребности в обучении в центр своей учебной миссии.