Сейчас всё чаще можно услышать: главное — не заставлять ребёнка учиться, а сделать так, чтобы он захотел этого сам. Проводить уроки интересно и увлекательно – одна из первостепенных задач учителя. Если у учеников после ваших уроков будут гореть глаза, то они с нетерпением будут ждать следующего занятия.
Ученик в процессе обучения похож на магнит. Если ему интересно, то он воспринимает цели обучения как свои собственные, понимает значимость учебного задания для жизни, активно включается в познавательную деятельность.
Если это не так, то все происходит в противоположном направлении, и «магнит» отталкивается.
Как обучать «необучаемых»?
Не скупитесь на похвалу, дети ее очень ждут. Держите свое слово. Относитесь к детям с уважением. Успех, замеченный учителем, окрыляет, вселяет силы. Школьники будут относится с большим энтузиазмом к учебе, если чувствуют, что их работа признана и оценена.
Старайтесь уделить внимание в течение урока каждому ученику. Это может быть какое-то мелкое поручение: подготовить доску к началу урока, раздать материалы. Или при выполнении задания попросите детей по очереди прочитать вслух разделы, при работе в группах поставьте каждому задачу. Ученики будут чувствовать свою значимость и будут более активными на уроке.
Иногда родители, которые, кажется, просто не заинтересованы в том, чтобы помочь своим детям, на самом деле просто не знают, что делать в ситуации, когда ребенок не хочет ходить в школу, не хочет делать уроки. Поэтому дайте им несколько рекомендаций, которые они могут применить, чтобы помочь своему ребенку. В разговоре с родителями сосредоточьтесь на решениях, а не на проблемах.
Отличный способ мотивировать детей – это дать им самим выбирать (раз в месяц/четверть) задания по теме, которые они хотели бы выполнить. Пусть они сами определят шкалу оценки и срок выполнения заданий. При данном условии школьники чувствуют некоторую самостоятельность, свою значимость в процессе обучения. Предлагайте им задания, где они смогут увидеть результаты своих усилий. То чувство «да, я сделал это!».
Ученики, которые кажутся ленивыми, на самом деле не понимают предмет и бояться просить о помощи. Как следствие они попадают в разряд неуспевающих или слабоуспевающих школьников. В этом случае дополнительная работа с ними, вера в их силы могут иметь огромное значение. Они будут чувствовать себя важными, если к ним относятся небезразлично.
Избегайте однообразия, изменяйте структуру вашего урока. Используйте наглядные пособия: красочные диаграммы, визуальные эффекты, карточки, инфографику. Используйте новые технологии. Оформите свой кабинет наглядными пособиями для создания теплой и стимулирующей обстановки.
Сделайте ваши уроки запоминающимися. Делайте небольшие отступления во время урока с помощью познавательных историй из жизни. Используйте элементы игры и соревнований. Это дает школьникам прекрасную возможность общаться друг с другом и учиться одновременно.
«Когда мне это понадобится?» Если вы преподаете алгебру, покажите учащимся, как она используется «реальными» людьми в жизни, например, в технике. Удивите их, сказав, что они могут использовать полученные знания в своей карьере. Возможно, они никогда не будут в восторге от алгебры, но если они увидят, какое она имеет к ним отношение, они будут более добросовестно относится к предмету.
Используйте разнообразные групповые формы работы. Создайте дружескую атмосферу, в которой ученики смогут свободно говорить и задавать вопросы. Позвольте им конкурировать между собой. Когда они взаимодействуют со своими одноклассниками, они мотивированы и поэтому не скучают.
Чем регулярнее вы будете собирать обратную связь от учеников, анализировать и реагировать на все «плюсы» и «минусы», тем полезнее и интереснее будут ваши уроки.
И напоследок самый простой способ - учите так, как хотели бы, чтобы учили вас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.