Основная масса родителей сейчас относится к учителям как к обслуживающему персоналу.
Родители стали воспринимать учителя чем-то вроде обслуживающего персонала. В последнее время в обществе можно услышать: «Чем учитель лучше парикмахера?» Учитель даёт знания, парикмахер - красоту... Но пришел к парикмахеру - получил удовольствие, от получателя услуги другого не требуется; пришел к учителю - придется усилия приложить: подумать, запомнить, чтобы материал усвоить. Не может учитель раскрыть коробочку, положить знания и закрыть коробочку.
Откуда ноги растут?
Первая статья Закона об образовании (тогда – "о народном образовании") до распада СССР, в 1973 г. гласит:
«Образование в нашей стране является подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников – благородное и почетное дело. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое – детей, молодежь».
«Образовательные услуги» появились в российском законодательстве в 1992 г. Главными инициаторами его внедрения в нашей системе образования были западные (в первую очередь – американские) советники. Уже тогда вокруг данного вопроса разгорелись большие споры и дискуссии. Потому что в советской школе ни о какой «образовательной услуге» никогда даже не шло речи. Образование всегда считалось одной из важнейших социальных функций государства по подготовке подрастающего поколения к решению задач развития государства и к построению нового общества.
В сегодняшних реалиях выражение «образовательные услуги» приравнивает учителя к обслуживающему персоналу. По мнению Олега Смолина, заместителя председателя комитета Госдумы по образованию, такая трактовка унижает педагогов и выхолащивает все духовное и нравственное содержание образовательных отношений: «Образовательные отношения по своему смыслу – это отношения не функциональные, а личностные. Педагог никого не обслуживает, он как офицер или как актер в театре служит своему делу, детям и стране. Поэтому унижать педагога, сравнивая его с чистильщиком сапог, это вредно и для педагога, и для качества образования».
Учитель перестал быть авторитетом
«Образовательные услуги» - это хорошее прикрытие для родителей, которые свои прямые обязанности - воспитание, переложили на плечи учителей, а после этого еще начинают что-то требовать. Учитель должен их ребенка учить, воспитывать, следить за ним во время перемен, водить в столовую. У ребенка плохая успеваемость – проблемы учителя, так как учитель не смог найти подход именно к этому ребенку и заинтересовать его своим предметом. Конечно дифференцированный подход никто не отменял, но когда в классе сидит 30 человек, сложно подобрать к каждому ребенку волшебный ключик. При этом при всем больше половины родителей не могут справиться со своим одним ребенком, а учитель должен. «Вы воспитайте моего ребенка, вы должны, а дома его воспитанием займется телефон или планшет. А если что мне не понравится я на вас нажалуюсь».
Учитель стал подневольным существом, который потерял право что-то требовать. Ему нужно лишь только улыбаться и расшаркиваться перед всеми, вместо того чтобы учить. Обслуживающий персонал должен всё делать в угоду клиенту, в нашем случае детей и их родителей.
Под влиянием взрослых дети очень быстро усваивают, что педагог предоставляет услуги.
Ребенок понимает, что все предметы в школе для него обязательно важны. А что делают родители? Он расставляют свои приоритеты.
- Ой, проспали! Какой у тебя первый урок?»
- Физкультура.
- А, на физкультуру можно опоздать.
В эту минуту ребенок понимает, что правила – это ерунда, замечание учителя – пустые слова, и они ничего не значат.
Мама в присутствии ребенка обсуждает учителя, говорит о недостатках. На основании этого у ребенка складывается мнение об учителе, он видит его именно таким, как сказала мама. Для ребенка мама авторитет, он ей доверяет.
И потом, на уроке, этот ребенок не захочет выполнять требования учителя, задания, которые дает учитель, считает ерундой, а оценку за свою работу или замечания считает придирками со стороны учителя. Ему становится некомфортно в школе, приходится подчиняться каким-то требованиям не совсем «умной» учительницы, выполнять «дурацкие» задания. Мама говорила, что учительница «такая-рассякая», а теперь почему-то требует, чтобы я ее слушался. Не поймешь этих взрослых!
Основная проблема - отсутствие рычагов воздействия на учеников. За выставленные двойки в журнале проблем будет больше у учителя, чем у ученика. Выгнать из школы нельзя, даже с урока выгнать нельзя, на второй год оставить нельзя.
Встает вопрос: «Что делать?»
«Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образовании», — сказала Васильева.
Когда родители вмешиваются в работу учителя, то нарушается весь учебный процесс.
«Родители не должны обсуждать с детьми учителей, поскольку это ведет к подрыву авторитета школьных педагогов и дает неправильный пример ребенку», - заявила министр просвещения России Ольга Васильева.
И последнее: если чуть меньше контролировать учителя и ребёнка и при этом доверять школе — всем точно станет легче жить и особенно работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.