Образование - это не услуга, а учитель - это не обслуга!
Оценка 4.7

Образование - это не услуга, а учитель - это не обслуга!

Оценка 4.7
19.01.2022
Образование - это не услуга, а учитель - это не обслуга!

Основная масса родителей сейчас относится к учителям как к обслуживающему персоналу.

Родители стали воспринимать учителя чем-то вроде обслуживающего персонала. В последнее время в обществе можно услышать: «Чем учитель лучше парикмахера?» Учитель даёт знания, парикмахер - красоту... Но пришел к парикмахеру - получил удовольствие, от получателя услуги другого не требуется; пришел к учителю - придется усилия приложить: подумать, запомнить, чтобы материал усвоить. Не может учитель раскрыть коробочку, положить знания и закрыть коробочку.

 

Откуда ноги растут?

Первая статья Закона об образовании (тогда – "о народном образовании") до распада СССР, в 1973 г. гласит:

«Образование в нашей стране является подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников – благородное и почетное дело. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое – детей, молодежь».

«Образовательные услуги» появились в российском законодательстве в 1992 г. Главными инициаторами его внедрения в нашей системе образования были западные (в первую очередь – американские) советники. Уже тогда вокруг данного вопроса разгорелись большие споры и дискуссии. Потому что в советской школе ни о какой «образовательной услуге» никогда даже не шло речи. Образование всегда считалось одной из важнейших социальных функций государства по подготовке подрастающего поколения к решению задач развития государства и к построению нового общества.

В сегодняшних реалиях выражение «образовательные услуги» приравнивает учителя к обслуживающему персоналу. По мнению Олега Смолина, заместителя председателя комитета Госдумы по образованию, такая трактовка унижает педагогов и выхолащивает все духовное и нравственное содержание образовательных отношений: «Образовательные отношения по своему смыслу – это отношения не функциональные, а личностные. Педагог никого не обслуживает, он как офицер или как актер в театре служит своему делу, детям и стране. Поэтому унижать педагога, сравнивая его с чистильщиком сапог, это вредно и для педагога, и для качества образования».

 

Учитель перестал быть авторитетом

«Образовательные услуги» - это хорошее прикрытие для родителей, которые свои прямые обязанности - воспитание, переложили на плечи учителей, а после этого еще начинают что-то требовать. Учитель должен их ребенка учить, воспитывать, следить за ним во время перемен, водить в столовую. У ребенка плохая успеваемость – проблемы учителя, так как учитель не смог найти подход именно к этому ребенку и заинтересовать его своим предметом. Конечно дифференцированный подход никто не отменял, но когда в классе сидит 30 человек, сложно подобрать к каждому ребенку волшебный ключик. При этом при всем больше половины родителей не могут справиться со своим одним ребенком, а учитель должен. «Вы воспитайте моего ребенка, вы должны, а дома его воспитанием займется телефон или планшет. А если что мне не понравится я на вас нажалуюсь».

Учитель стал подневольным существом, который потерял право что-то требовать. Ему нужно лишь только улыбаться и расшаркиваться перед всеми, вместо того чтобы учить. Обслуживающий персонал должен всё делать в угоду клиенту, в нашем случае детей и их родителей.

Под влиянием взрослых дети очень быстро усваивают, что педагог предоставляет услуги.

Ребенок понимает, что все предметы в школе для него обязательно важны. А что делают родители? Он расставляют свои приоритеты.

- Ой, проспали! Какой у тебя первый урок?»

- Физкультура.

- А, на физкультуру можно опоздать.

В эту минуту ребенок понимает, что правила – это ерунда, замечание учителя – пустые слова, и они ничего не значат.

Мама в присутствии ребенка обсуждает учителя, говорит о недостатках. На основании этого у ребенка складывается мнение об учителе, он видит его именно таким, как сказала мама. Для ребенка мама авторитет, он ей доверяет.

И потом, на уроке, этот ребенок не захочет выполнять требования учителя, задания, которые дает учитель, считает ерундой, а оценку за свою работу или замечания считает придирками со стороны учителя. Ему становится некомфортно в школе, приходится подчиняться каким-то требованиям не совсем «умной» учительницы, выполнять «дурацкие» задания. Мама говорила, что учительница «такая-рассякая», а теперь почему-то требует, чтобы я ее слушался. Не поймешь этих взрослых!

Основная проблема - отсутствие рычагов воздействия на учеников. За выставленные двойки в журнале проблем будет больше у учителя, чем у ученика. Выгнать из школы нельзя, даже с урока выгнать нельзя, на второй год оставить нельзя.

Встает вопрос: «Что делать?»

 «Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образовании», — сказала Васильева.

Когда родители вмешиваются в работу учителя, то нарушается весь учебный процесс.

  1. Если думать о благе ребенка, то родителям следует быть осторожными в высказываниях в адрес учителя и школы. Это нормально, когда у родителей возникает несогласие с учителем. Но нужно искать пути решения проблемы, а не тратить силы на то, чтобы изобличить учителя и указать, в чем он неправ.

 «Родители не должны обсуждать с детьми учителей, поскольку это ведет к подрыву авторитета школьных педагогов и дает неправильный пример ребенку», - заявила министр просвещения России Ольга Васильева. 

  1.   Многие родители – люди занятые и без помощи учителя могут не увидеть тех трудностей, которые возникают у их детей. Следует их информировать о различных ситуациях, которые касаются их ребенка, обращаться за содействием. Чтобы заранее предупредить тот факт, когда разгневанные родители пойдут в администрацию школы с запутанным комом накопившихся проблем. Нужно доносить родителям информацию о том, что, если они с чем-то не согласны или у них есть пожелания, то в первую очередь нужно решать этот вопрос с учителем.
  2.   На внеклассных занятиях и родительских собраниях следует говорить о правах и обязанностях детей и родителей. Чтобы никто не забывал, что у детей и родителей есть не только права, но и обязанности, а у учителей есть не только обязанности, но и права.
  3. Конфликты, которые происходят в школе, нельзя замалчивать. Не избегайте родителей. Следует спрашивать у родителей, какие у него предложения, как бы он поступил на вашем месте и что готов сделать на своем. Большинство родителей – вполне вменяемые люди, которые только порадуются, если почувствуют в учителе союзника.
  4. Часто школьная жизнь ребёнка не клеится благодаря «стараниям» взрослых. Родителям следует понять, что не совсем целесообразно ожидать от ребёнка через неделю или месяц блестящих результатов и побед на олимпиадах по математике, химии или физике. Нужно принять, что у них растёт обычный ребёнок, которому нужно дать возможность не быть вундеркиндом. И тогда, как ни странно, он вознаградит своими успехами.

И последнее: если чуть меньше контролировать учителя и ребёнка и при этом доверять школе — всем точно станет легче жить и особенно работать.

19.01.2022