В 2021 PISA проведёт исследование креативного мышления пятнадцатилетних учеников. Критическое мышление, комплексное решение проблем и креативность станут тремя наиболее важными навыками, которыми должен обладать школьник, согласно данным Всемирного экономического форума к 2020 году.
Как сказал известный китайский философ Конфуций:
«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения»
К сожалению, стоит констатировать тот факт, что навыки критического мышления, комплексного решения проблем и креативность, востребованные уже сейчас работодателями, у выпускников школ в России встречаются реже, чем в половине других стран.
Что такое критическое мышление и какой метод использовать на уроке для развития критического мышления?
Критическое мышление - это способность ясно и рационально думать о том, что делать или во что верить.
Критическое мышление включает в себя способность заниматься рефлексивным и независимым мышлением. Ученик с навыками критического мышления может:
- понимать логические связи между идеями;
- определять, строить и оценивать аргументы;
-выявлять несоответствия и распространенные ошибки в рассуждениях;
- решать проблемы систематически;
- выявлять актуальность и важность идей;
- размышлять об оправдании собственных убеждений и ценностей.
Учителя могут использовать ряд методов, которые могут помочь ученикам научиться критически мыслить, например, метод шестиугольного обучения. Этот метод основан на концепции «глубокого обучения» и напрямую связан с принципами, проиллюстрированными через таксономию SOLO (альтернатива таксономии Блума).
В основе метода шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Когда учитель дает кучу шестиугольников детям, они интуитивно начинают соединять их вместе и создавать связи между многоуровневой основой, делая отношения видимыми: как связаны понятия? почему или почему они не связаны? если мы перенесем эту тему сюда, как вы думаете, какая связь может быть? Подход заключается в том, чтобы дети связывали, классифицировали и объясняли отношения между идеями и предоставляли основу, с помощью которой они формулируют свои мысли.
Метод шестиугольников подходит при объяснении темы любого предмета:
Биология: «Многообразие живых организмов».
География: «Виды географических карт».
Информатика: «Информация. Виды информации».
История: «Религии Древней Греции и Рима, Индии, Арабского государства».
Математика: «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник».
Метод шестиугольного обучения является мощным в том смысле, что проблемы практики могут быть идентифицированы по сравнению с ранее неосознанным набором знаний о некомпетентности.
Ученики понимают новые понятия, связывая их с уже существующими. Если они не знают достаточно о предмете, у них не будет прочной основы для установления связей с предшествующими знаниями. Ученики с большей вероятностью будут помнить об обучении, если они осознают, что они изучают, и связывают это с тем, что они знают.
Почему шестиугольное обучение – это хорошо?
2.Использование шестиугольников оживляет урок любого предметника. Причём, их можно модифицировать.
Что мешает применять метод шестиугольного обучения на уроках?
Если мы хотим продвигаться и находить новые чудесные решения множества проблем, которые окружают нас, то необходимо развивать критическое мышление у школьников с юных лет. Сделать это можно при использовании метода шестиугольного обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.