Развитие критического мышления школьников с помощью гексов
Оценка 4.9

Развитие критического мышления школьников с помощью гексов

Оценка 4.9
18.12.2019
Развитие критического мышления школьников с помощью гексов

В 2021 PISA проведёт исследование креативного мышления пятнадцатилетних учеников. Критическое мышление, комплексное решение проблем и креативность станут тремя наиболее важными навыками, которыми должен обладать школьник, согласно данным Всемирного экономического форума к 2020 году.

Как сказал известный китайский философ Конфуций:

«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения»

К сожалению, стоит констатировать тот факт, что навыки критического мышления, комплексного решения проблем и креативность, востребованные уже сейчас работодателями, у выпускников школ в России встречаются реже, чем в половине других стран.

Что такое критическое мышление и какой метод использовать на уроке для развития критического мышления?

Критическое мышление - это способность ясно и рационально думать о том, что делать или во что верить.

Критическое мышление включает в себя способность заниматься рефлексивным и независимым мышлением. Ученик с навыками критического мышления может:

- понимать логические связи между идеями;

- определять, строить и оценивать аргументы;

-выявлять несоответствия и распространенные ошибки в рассуждениях;

- решать проблемы систематически;

- выявлять актуальность и важность идей;

- размышлять об оправдании собственных убеждений и ценностей.

Учителя могут использовать ряд методов, которые могут помочь ученикам научиться критически мыслить, например, метод шестиугольного обучения. Этот метод основан на концепции «глубокого обучения» и напрямую связан с принципами, проиллюстрированными через таксономию SOLO (альтернатива таксономии Блума).

В основе метода шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Когда учитель дает кучу шестиугольников детям, они интуитивно начинают соединять их вместе и создавать связи между многоуровневой основой, делая отношения видимыми: как связаны понятия? почему или почему они не связаны? если мы перенесем эту тему сюда, как вы думаете, какая связь может быть?  Подход заключается в том, чтобы дети связывали, классифицировали и объясняли отношения между идеями и предоставляли основу, с помощью которой они формулируют свои мысли.

Метод шестиугольников подходит при объяснении темы любого предмета:

Биология: «Многообразие живых организмов».

География: «Виды географических карт».

Информатика: «Информация. Виды информации».

История: «Религии Древней Греции и Рима, Индии, Арабского государства».

Математика: «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник».

Метод шестиугольного обучения является мощным в том смысле, что проблемы практики могут быть идентифицированы по сравнению с ранее неосознанным набором знаний о некомпетентности.

Ученики понимают новые понятия, связывая их с уже существующими. Если они не знают достаточно о предмете, у них не будет прочной основы для установления связей с предшествующими знаниями. Ученики с большей вероятностью будут помнить об обучении, если они осознают, что они изучают, и связывают это с тем, что они знают.

Почему шестиугольное обучение – это хорошо?

  1. Это позволяет ученикам использовать навыки 21-го века в процессе обучения (сотрудничать, создавать, общаться и критически мыслить).

2.Использование шестиугольников оживляет урок любого предметника. Причём, их можно модифицировать. 

  1. Дети с удовольствием выполняют такие интерактивные задания. И у каждого из них при сборке мозаики из шестиугольников складывается своя неповторимая система знаний.
  2. Это удобный метод для запоминания объёмного материала.

Что мешает применять метод шестиугольного обучения на уроках?

  1. Уходит много времени на подготовку.
  2. На начальной стадии применения метода не все ученики активно включаются в работу.
  3. В процессе групповой работы возникают затруднения в коммуникации.

Если мы хотим продвигаться и находить новые чудесные решения множества проблем, которые окружают нас, то необходимо развивать критическое мышление у школьников с юных лет. Сделать это можно при использовании метода шестиугольного обучения.