Минимальный оклад учителей на уровне двух МРОТ
Оценка 4.7

Минимальный оклад учителей на уровне двух МРОТ

Оценка 4.7
17.01.2024
Минимальный оклад учителей на уровне двух МРОТ

«В двадцати регионах страны не хватает учителей по основным предметам». С такой информации начался «новый рабочий год» у чиновников от образования. У проблемы нехватки педагогов тысячи причин, но главная — денежная, а точнее безденежная. Учителям очень мало платят за их безостановочный нервный труд. В Госдуме предложили решение проблемы — установить минимум оклада в школах не ниже двух размеров МРОТ в месте проживания.

С такой инициативой выступила первый зампред комитета ГД по просвещению Яна Лантратова. Она считает, что заявление о средней учительской зарплате по РФ в 45787 рублей не отражает действительности. Для Москвы или Питера это слишком мало, для других регионах непозволительно много. Такая «диспропорция приводит к разрыву в качестве образования между регионами, увеличению дефицита педагогических кадров».

Письмо с предложением сделать единую ставку для учителей в РФ не ниже двух размеров МРОТ в «регионе субъекта» депутат направила на имя Михаила Мишустина.

И кажется, «два МРОТ» отражают правду жизни. Ведь подавляющее число учителей тянут двойную ставку, иначе не выжить. По закону занятость 18 часов в неделю, в реальности 35+. И расписание верстается исходя из того, что 30-50 часов занятости у каждого...

Денежный вопрос не самый сложный в мире, но всегда есть нюансы. В столицах структура зарплаты учителя примерно как в офисе — твердый оклад и небольшие надбавки: доплаты, премии, стимулирующие. В регионах иное. Официальный оклад может составлять менее четверти дохода. Прочие выплаты сильно зависят от решений муниципалитета, поселкового совета и мнения главы школьной администрации. По принципу «да не оскудеет рука дающего».

Поэтому к большинству предложений по подъему зарплат, как то: сделать их не ниже хотя бы одного МРОТ, дать всем по 75 тысяч и др. учителя дежурно добавляют: надо сначала ввести единую и прозрачную систему тарификации для начисления зарплат педагогам в школе.

- Сейчас система оплаты труда (учителя) включает в себя четыре составных элемента, — комментирует для «МК» Яна Лантратова. — Базовую часть, стимулирующую часть, компенсирующую часть и премию. При этом размер ставки сильно различается по регионам: где-то она составляет менее пяти тысяч руб., а где-то превышает 20 тыс. руб. Именно размер ставки устанавливает стабильную часть заработной платы, поскольку именно он является гарантированной частью ежемесячного дохода. Остальные начисления — плавающие. При этом базовые ставки намного ниже даже одного МРОТ. А премии и надбавки зачастую начисляются в конце года сразу, или раз в 2-3 месяца (поэтому при расчете средней з/п за год получается, что у учителей зарплата на уровне МРОТ). Если установить базовую ставку для учителей в размере двух МРОТ — это уже первый и серьезный шаг к единой системе тарификации. Думаю, что на данный момент невозможно сначала сделать систему тарификации, а потом уже вводить ставку два МРОТ, так как реальные зарплаты учителей рассчитать трудно. Поэтому сначала желательно сделать базовой ставку на уровне двух МРОТ, а потом уже единую систему тарификации. То есть прежде всего надо создать единую базовую ставку, стабильную и надежную. А вот потом уже думать, какие тарифы и кому начислять.

К сказанному депутатом можно добавить, что оклады зависят от профессиональной категории педагога, в спектре от МС (молодого специалиста) до учителя высшей категории. Но в этом году «категорийность» учителей должна подвергнуться реформе.

Пока суть да дело, ситуация с реальными доходами учителей остается настораживающей. По данным их регионов, в 40% из них не хватает «основных» учителей математики, физики, русского языка и литературы, иностранных языков.

17.01.2024