По данным различных международных исследований, российские школьники занимают ведущие позиции в мире по математике, естественным наукам, чтению. Однако нет предела совершенству, тем более что некоторые страны по уровню и подходам к школьному образованию значительно опережают нашу страну.
Давайте обратимся к опыту Финляндии, Сингапура и Южной Кореи, у которых можно подчерпнуть множество интересных и эффективных решений для всестороннего развития школьников.
Многие исследователи в области экономики отмечают, что сингапурское экономическое чудо произошло во многом благодаря реформе образования. В свое время школы были полностью переорганизованы, а во главу обучения были поставлены те ценности и навыки, без которых человеку будет невозможно прожить во взрослой жизни.
Основная задача сингапурской школы – вырастить уверенных в себе детей, которые бы обладали широким кругозором, могли самостоятельно принимать важные решения и были готовы постоянно самосовершенствоваться.
Еще одна немаловажная особенность школы – предоставление всем детям равных возможностей для учебы, то есть вся система направлена на то, чтобы минимизировать разрыв между отстающими и наиболее способными учениками.
Во всех школах дети должны освоить базовые знания и навыки. Однако для успешной взрослой жизни базового набора знаний недостаточно, поэтому дальнейшая программа обучения строится уже на основе индивидуальных особенностей ребенка. А вот как это сделать, каждая школа решает самостоятельно.
Проверка же итогового результата осуществляется в рамках трех государственных экзаменов. Первый из них школьники сдают уже после 6-го класса, потом после 9-го и 11-го.
Сингапурский опыт переняли несколько школ Казани. В школах парты расположены так, как это удобно детям. Проверку домашних заданий осуществляют сами ученики, а не учитель. В школах широко практикуются занятия в группах и коллективное обсуждение учебных проблем.
Перед тем, как начать применять сингапурские методики на практике, около 30 тыс. учителей прошло переподготовку.
Южнокорейская система образования традиционно критикуется за чрезмерно высокую учебную нагрузку и необходимость зубрежки огромного количества материала, ведь просто иначе невозможно поступить в университет. Последствия такого подхода – это постоянные стрессы среди подростков и высокий уровень суицидов.
В этой связи в 2012 году министерство образования Кореи взяло курс на модернизацию всей системы образования. Основной задачей значилось снижение психологической нагрузки на учеников.
Для этого в школах значительно сократили количество контрольных работ, а также был уменьшен объем преподавания по отдельным предметам. Одновременно с этим упор в обучении был сделан на работу с информацией, развитие креативного мышления и гражданской грамотности.
Эксперимент еще находится в активной фазе. Дополнительно ученикам предложили самостоятельно выбирать занятия по интересам, процент которых в старших классах достигает отметки в 40%.
Однако нацеленность школьного образования не изменилась – обязательное поступление в университет. И если ученик не справляется с этой задачей, то доступ к успешному будущему для него наверняка закрыт.
В России опыт Южной Кореи учли при проведении ЕГЭ. В частности, были смягчены правила проведения экзамена, и теперь школьники имеют возможность поступать в университеты с его результатами в течение четырех лет после окончания учебного заведения.
В Финляндии традиционно спокойно относятся к успехам детей в школе. Позиция финских родителей такова, что получить знания ребенок успеет всегда, а вот детство очень быстро закончится. По этой причине основная задача школьного образования – не впихнуть детям как можно больше готовых знаний, а обеспечить качественное усвоение предоставленной информации.
В финских школах сейчас проводится эксперимент, который предполагает отказ от классического деления предметов на математику, химию, физику и т.д. Вместо этого детям для изучения предлагаются различные явления, они сами проводят физические эксперименты, разбирают историю и особенности этого явления. Упор делается на то, чтобы дети лучше понимали межпредметные связи.
Ключевой недостаток такого подхода – невозможность способным ученикам в полной мере продемонстрировать свои возможности, так как отсутствуют условия для конкуренции.
Финскую модель школьного образования активно практикуют школы в Ярославле, педагоги которого активно проходят стажировки в школах города-побратима Ювяскюля. В школах действует множество лабораторий, мастерских, где одновременно занимаются и мальчики, и девочки.
Кстати, в Россию также активно приезжают европейские, американские и азиатские педагоги для стажировки, которые находят для себя много нового и интересно.
В Министерстве образования РФ отмечают, что иностранный опыт обучения детей в школах изучается постоянно, ведь только так можно построить по-настоящему эффективную систему подготовки учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.