Трудный ученик есть практически в каждом классе, поэтому учителям ежедневно приходится искать варианты взаимодействия с таким ребенком и стараться сделать так, чтобы он не мешал учебному процессу и не отвлекал других детей.
Появление трудного ученика во многом объясняется психологической неготовностью ребенка существовать в условиях, которые ему предлагает школа. Очень часто в появлении такого ученика виноваты сами педагоги, которые выделяют в классе несколько любимчиков и основное внимание уделяют им. Другие дети это чувствуют и видят, что к ним относятся с меньшим уважением и интересом, а отсюда на подсознательном уровне возникает решение сопротивляться такому положению дел. Как результат, ученик перестает обращать внимание на учителя, делать домашнее задание, начинает прогуливает уроки.
Кроме того, многие учителя просто не знают, как им надо вести себя с обидчивыми, упрямыми или, например, тревожными детьми. Каждый ребенок – индивидуальность, а для того чтобы понять причины его поведения, необходимо очень плотно с ним взаимодействовать. Однако времени и сил на уроке для решения этой задачи у учителя просто нет.
Условно трудных детей, которые имеют определенные проблемы в эмоциональной сфере, можно разделить на три группы:
Дети с такими симптомами нуждаются в постоянном наблюдении со стороны психологов и осуществлении профилактических мероприятий со стороны педагогов и родителей. И если своевременно ребенку не оказать помощь, то определенный способ реагирования на какие-то внешние ситуации у него закрепится и станет чертой характера.
В работе с трудными детьми необходимо повышенное внимание уделять темпераменту ребенка, который является его индивидуальной характеристикой и сочетает в себе динамические проявления его психической деятельности. Такие свойства под собой имеют конкретную «физиологическую базу». Это означает, что они определяются особенностями функционирования его физиологических структур.
Существует три основные сферы проявления темперамента.
Все характеристики темперамента ребенка отчетливо видны в его поведении во время урока, общении с другими детьми, в самостоятельной деятельности. И если учитель – внимательный человек, то он без проблем отметит для себя ключевые особенности того или иного ученика.
Однако в большинстве случаев трудные дети по своему темпераменту являются холериками, которые характеризуются резкими и стремительными движениями, энергичностью действий, высоким уровнем психической активности. Холерики, как правило, нетерпеливы, вспыльчивы, в некоторых случаях могут быть агрессивными. При этом в состоянии эмоционального подъема холерики демонстрируют высокую работоспособность и инициативность. Крайне негативно на эмоциональное состояние холерика оказывает однообразная и монотонная работа, которая требует усидчивости и терпения.
При выстраивании отношений с ребенком-холериком надо учитывать, какие существуют неблагоприятные условия для его воспитания и развития. К ним относятся:
Для того чтобы ребенок-холерик нормально развивался и находился в устойчивом эмоциональном состоянии, необходимо создать для него следующие условия:
В тоже время родителям и учителям надо стараться регулировать инициативы ребенка в рамках обозначенных для него правил. Данные ограничения не должны блокировать потребности ребенка в проявлении своих мыслей, желаний, поэтому установление рамок должно происходить во время аргументированного общения.
Для сангвиников свойственна психическая активность, высокая работоспособность, разнообразие мимики, энергичность. Люди с таким темпераментом контакты, жизнерадостны и не склонны к беспокойству. У них преобладают положительные эмоции, которые быстро возникают и также быстро сменяют одна другую.
Неблагоприятными условиями для развития сангвиника являются:
Условиями психологического комфорта являются:
Для флегматиков свойственен низкий уровень психической активности, они характеризуются медлительностью и невыразительностью мимики. Им довольно сложно переключаться с одного вида деятельности на другой.
Флегматики преимущественно находятся в спокойном состоянии. Они медленно сосредотачиваются, ненаходчивы, отличаются терпеливостью.
В процессе деятельности флегматик действует основательно, продуманно, проявляется упорство и склонен к упорядочиванию. В большинстве случаев доводит начатое дело до конца.
В неблагоприятных условиях у флегматиков может выработаться равнодушие к труду и учебе, а также окружающим людям.
Неблагоприятными условиями для развития для флегматиков являются:
В свою очередь флегматику будет комфортно существовать в следующих условиях:
Для меланхоликов свойственен низкий уровень психической активности, сдержанность моторики речи и повышенная утомляемость. Меланхолики очень обидчивы, так как отличаются высокой эмоциональной чувствительностью.
Люди этого темперамента склонны к замкнутости, они стараются избегать контактов с незнакомыми людьми. В большинстве случаев нерешительны, однако в благоприятной обстановке уверенно справляются с порученным им делом, проявляя настойчивость и упрямство.
Неблагоприятными для них условиями развития и воспитания являются:
Крайне негативно на ребенка-меланхолика влияют вынужденные разлуки с близкими, отвержение их со стороны значимых лиц.
Меланхолика необходимо воспитывать в условиях, которые характеризуются:
Самое главное, о чем надо помнить и педагогу, и родителям – плохого или хорошего темперамента не существует. Могут быть только плохие характеры, которые сформировались под воздействием неблагоприятных факторов. Каждый человек – индивидуальность с неповторимым набором черт, поэтому к каждому нужно уметь найти подход, а также постараться принять его таким, какой он есть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.