Как справиться с трудным учеником?
Оценка 5

Как справиться с трудным учеником?

Оценка 5
04.03.2022
Как справиться с трудным учеником?

Трудный ученик есть практически в каждом классе, поэтому учителям ежедневно приходится искать варианты взаимодействия с таким ребенком и стараться сделать так, чтобы он не мешал учебному процессу и не отвлекал других детей.

Появление трудного ученика во многом объясняется психологической неготовностью ребенка существовать в условиях, которые ему предлагает школа. Очень часто в появлении такого ученика виноваты сами педагоги, которые выделяют в классе несколько любимчиков и основное внимание уделяют им. Другие дети это чувствуют и видят, что к ним относятся с меньшим уважением и интересом, а отсюда на подсознательном уровне возникает решение сопротивляться такому положению дел. Как результат, ученик перестает обращать внимание на учителя, делать домашнее задание, начинает прогуливает уроки.

Кроме того, многие учителя просто не знают, как им надо вести себя с обидчивыми, упрямыми или, например, тревожными детьми. Каждый ребенок – индивидуальность, а для того чтобы понять причины его поведения, необходимо очень плотно с ним взаимодействовать. Однако времени и сил на уроке для решения этой задачи у учителя просто нет.

Классификация «трудных» детей

Условно трудных детей, которые имеют определенные проблемы в эмоциональной сфере, можно разделить на три группы:

  •       Агрессивные дети. Конечно, почти все дети проявляют агрессию в какой-то определенной ситуации, поэтому в данную категорию относят только тех, кто постоянно проявляет неконтролируемую агрессию в любых случаях.
  •       Эмоционально расторможенные дети. Такие дети очень бурно проявляют реакцию на любое действие, чем нарушают дисциплину в классе и мешают работе учителя. Если же такие дети начинают страдать, то их плач обычно очень громкий и вызывающий.
  •       Застенчивые, ранимые, тревожные, обидчивые дети. Типичный признак таких детей – боязнь общаться со взрослыми и другими детьми, страх обратить на себя внимание.

Дети с такими симптомами нуждаются в постоянном наблюдении со стороны психологов и осуществлении профилактических мероприятий со стороны педагогов и родителей. И если своевременно ребенку не оказать помощь, то определенный способ реагирования на какие-то внешние ситуации у него закрепится и станет чертой характера.

Темперамент ребенка

В работе с трудными детьми необходимо повышенное внимание уделять темпераменту ребенка, который является его индивидуальной характеристикой и сочетает в себе динамические проявления его психической деятельности. Такие свойства под собой имеют конкретную «физиологическую базу». Это означает, что они определяются особенностями функционирования его физиологических структур.

Существует три основные сферы проявления темперамента.

  1. Общая активность. Под ней понимается интенсивность и объем взаимодействия ребенка с окружающей его средой. С помощью данного показателя определяют уровень активности, спокойствия, пассивности ребенка. При общении со взрослыми или одноклассниками младший школьник может проявлять инициативу, в таком случае о нем создается впечатление, что он инициативный и активный человек. Если же такая черта характера неявно выражена, то ребенка называют спокойным, а в крайнем случае – пассивным.
  2. Особенности моторной сферы. Здесь оценка ребенка осуществляется по таким критериям, как ритм, быстрота, темп и общее количество движений.
  3. Свойства эмоциональности. Эмоциональность как черта темперамента проявляется в случаях, когда ребенок отличается впечатлительностью, импульсивностью поведения, повышенной чувствительностью.

Все характеристики темперамента ребенка отчетливо видны в его поведении во время урока, общении с другими детьми, в самостоятельной деятельности. И если учитель – внимательный человек, то он без проблем отметит для себя ключевые особенности того или иного ученика.

Однако в большинстве случаев трудные дети по своему темпераменту являются холериками, которые характеризуются резкими и стремительными движениями, энергичностью действий, высоким уровнем психической активности. Холерики, как правило, нетерпеливы, вспыльчивы, в некоторых случаях могут быть агрессивными. При этом в состоянии эмоционального подъема холерики демонстрируют высокую работоспособность и инициативность. Крайне негативно на эмоциональное состояние холерика оказывает однообразная и монотонная работа, которая требует усидчивости и терпения.

Как взаимодействовать с ребенком-холериком?

При выстраивании отношений с ребенком-холериком надо учитывать, какие существуют неблагоприятные условия для его воспитания и развития. К ним относятся:

  •       Гиперопека или, наоборот, воспитание в условиях полной безнадзорности.
  •       Запрет ребенку на активную деятельность, блокировка его стремлений к лидерству и общению.
  •       Воспитание в условиях эмоционального отвержения, интеллектуально бедной семейной обстановки.
  •       Попытки подчинить его жесткой дисциплине.
  •       Постоянное нахождение в условиях эмоциональной перегрузки или осуществление напряженной работы в течение длительного отрезка времени.
  •       Осуществление монотонной и неинтересной деятельности.
  •       Отсутствие творческих интересов и увлечений.

Для того чтобы ребенок-холерик нормально развивался и находился в устойчивом эмоциональном состоянии, необходимо создать для него следующие условия:

  •       Предоставление возможности заниматься интересными для него и разнообразными видами деятельности.
  •       Создание благоприятной среды для общения со сверстниками, где ему дается возможность выступать в качестве организатора совместных дел.
  •       Регулярные занятия спортом и подвижными играми.
  •       Наличие увлечений, которые дают выход избыточной психофизической энергии.

В тоже время родителям и учителям надо стараться регулировать инициативы ребенка в рамках обозначенных для него правил. Данные ограничения не должны блокировать потребности ребенка в проявлении своих мыслей, желаний, поэтому установление рамок должно происходить во время аргументированного общения.

Взаимодействие с ребенком-сангвиником

Для сангвиников свойственна психическая активность, высокая работоспособность, разнообразие мимики, энергичность. Люди с таким темпераментом контакты, жизнерадостны и не склонны к беспокойству. У них преобладают положительные эмоции, которые быстро возникают и также быстро сменяют одна другую.

Неблагоприятными условиями для развития сангвиника являются:

  •       Чрезмерный внешний контроль над деятельностью ребенка.
  •       Слабая удовлетворенность в активной деятельности и общении.
  •       Неудовлетворенность познавательных и творческих потребностей.

Условиями психологического комфорта являются:

  •       Активное участие в групповой деятельности в рамках различных детских объединениях.
  •       Осуществление интересной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала.
  •       Регулярное и активное общение с детьми и взрослыми.
  •       Наличие ситуаций, где ребенку предлагается самостоятельно принимать решения.

Взаимодействие с ребенком-флегматиком

Для флегматиков свойственен низкий уровень психической активности, они характеризуются медлительностью и невыразительностью мимики. Им довольно сложно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Флегматики преимущественно находятся в спокойном состоянии. Они медленно сосредотачиваются, ненаходчивы, отличаются терпеливостью.

В процессе деятельности флегматик действует основательно, продуманно, проявляется упорство и склонен к упорядочиванию. В большинстве случаев доводит начатое дело до конца.

В неблагоприятных условиях у флегматиков может выработаться равнодушие к труду и учебе, а также окружающим людям.

Неблагоприятными условиями для развития для флегматиков являются:

  •       Изоляция от общества, что сопровождается эмоционально-психологической депривацией.
  •       Воспитание в условиях жесткой дисциплины.
  •       Постоянные грубые попытки со стороны взрослых проникнуть во внутренний мир.
  •       Длительное неформальное общение в группах.
  •       Ситуации, требующие быстрого принятия решения.

В свою очередь флегматику будет комфортно существовать в следующих условиях:

  •       Доброжелательное и заинтересованное отношение со стороны взрослых.
  •       Вовлечение в какую-либо группу только с его согласия.
  •       Терпимое отношение к идеям и увлечениям ребенка.
  •       Постоянное акцентирование на достижении им каких-либо успехов.

Взаимодействие с ребенком-меланхоликом

Для меланхоликов свойственен низкий уровень психической активности, сдержанность моторики речи и повышенная утомляемость. Меланхолики очень обидчивы, так как отличаются высокой эмоциональной чувствительностью.

Люди этого темперамента склонны к замкнутости, они стараются избегать контактов с незнакомыми людьми. В большинстве случаев нерешительны, однако в благоприятной обстановке уверенно справляются с порученным им делом, проявляя настойчивость и упрямство.

Неблагоприятными для них условиями развития и воспитания являются:

  •       Постоянное нахождение в состоянии жестких взаимоотношений с родителями.
  •       Воспитание в условиях, когда на ребенка накладывается повышенная моральная ответственность.
  •       Нахождение в тревожно-мнительной атмосфере.
  •       Стремительное изменение образа и условий жизни.

Крайне негативно на ребенка-меланхолика влияют вынужденные разлуки с близкими, отвержение их со стороны значимых лиц.

Меланхолика необходимо воспитывать в условиях, которые характеризуются:

  •       Постоянной теплой заботой со стороны близких и друзей.
  •       Доброжелательным отношением со стороны педагогов.
  •       Поддержкой ребенка в сложных ситуациях, когда от него требуется проявление инициативы или поиска выхода из нестандартной ситуации.
  •       Благоприятной психологической атмосферой в семье.

Самое главное, о чем надо помнить и педагогу, и родителям – плохого или хорошего темперамента не существует. Могут быть только плохие характеры, которые сформировались под воздействием неблагоприятных факторов. Каждый человек – индивидуальность с неповторимым набором черт, поэтому к каждому нужно уметь найти подход, а также постараться принять его таким, какой он есть.