Великий педагог и прекрасный человек Януш Корчак
Оценка 4.9

Великий педагог и прекрасный человек Януш Корчак

Оценка 4.9
27.01.2022
Великий педагог и прекрасный человек Януш Корчак

Януш Корчак - громкое имя в истории педагогики, личность, которую постигла трагическая судьба.

Польский педагог, писатель, врач и общественный деятель родился в еврейской семье 1878 году. Его семья жила в Варшаве. Мальчика назвали Хиршем Гольдшмидтом в честь деда, а кроме того он получил ещё и польское имя - Хенрик.

Детство будущего педагога не было лёгким. На тот момент Польша входила в состав Российской Империи, которая не отличалась расположением к евреям. Школьное обучение было основано на телесных наказаниях. Благо, Хенрику хорошо давались школьные предметы. Когда ему было 11 лет, у отца начало проявляться психическое расстройство. Лечение требовало денег, и Хенрик занялся репетиторством. Именно в этот момент проявился его талант к педагогике.

В свои 18 лет он публикует первую статью "Гордиев узел". В ней поднимается тема воспитания детей родителями, а не нянями и репетиторами. После этого редактор, увидевший молодой талант, предлагает ему вести колонку в газете, и Хенрик соглашается.

После смерти отца он поступает на медицинский факультет Варшавского факультета, решив, что эта специальность будет более прибыльна, чем писательство. Однако литература остаётся ему близка. Взяв за основу свои личные переживания, связанные с отцом и его душевным недугом, он пишет пьесу "Каким путём?". Эта пьеса была отправлена на конкурс под псевдонимом Януш Корчак. Под ним он известен в литературе и медицине, став, к тому же, успешным врачом Хенриком Гольдшмидтом.

Путешествуя по европейским странам, он совершенствуется в медицине, а также описывает различные методики, использующиеся в педагогике. В 1905 году, когда началась русско-японская война, он был призван в армию. Работая военным врачом, он лечил раны телесные и душевные, отвлекая солдат от ужасов войны, рассказывая им светлые истории.

После войны его популярность как писателя в Польше возросла, но он продолжает практиковаться в медицине. Проведя несколько стажировок за границей, он решает завершить карьеру врача, и в 1910 году становится во главе "Дома сирот" для еврейских детей. Здесь он и будет воплощать свой опыт как талантливый педагог Януш Корчак.

С помощью меценатов в 1912 году было построено новое здание "Дома". Оно было специально спроектировано и оборудовано под проживание, обучение и воспитание детей. Стоит отметить, что детский дом Корчака работает до сих пор.

Работа с бывшими беспризорниками требовала огромных усилий, поэтому Корчак и его помощница Стефания Вильчинская в первое время проводили почти всё своё время в приюте, работая с детьми и готовя к трудностям педагогов. Основой системы Януша Корчака является нравственное воспитание ребёнка. Он считал, что его приют - это община с элементами самоуправления, где дети имеют свои парламент, суд и газету. В приюте использовался труд, который учил их взаимопомощи и ответственности. Схожую систему позднее предлагал советский педагог Антон Макаренко.

Во время Первой Мировой войны Корчак снова был призван на фронт как военврач. Здесь он написал один из своих известнейших трудов "Как любить ребёнка". Главная идея заключалась в том, что вы не сможете по-настоящему полюбить детей, если не видите в них самостоятельных личностей со своим будущим.

В приют Януш Корчак вернулся только после окончания советско-польской войны, едва не погибнув от тифа. Межвоенное время обернулось трудностями для существования его детища: меценатские пожертвования сильно уменьшились, что ставило под вопрос само существование Дома.

В 1934 году им были сформулированы так называемые заповеди воспитания детей:

  1. Любить ребёнка, не только своего собственного
  2. Следить за ребёнком
  3. Не давить на него
  4. Быть честным к себе, чтобы выражать честность по отношению к ребёнку
  5. Узнать себя, чтобы не пользоваться своим преимуществом над ребёнком

Януш Корчак, взяв себе псевдоним Старый Доктор, вёл в Варшаве передачу на радио, где говорил о педагогике и её проблемах. Его приют стал успешной идеей к середине 30-х, а его труды и наработки были известны во всём мире, однако в это время в Польше увеличивалась неприязнь к евреям и многие считали недопустимым, что один из них учит поляков воспитывать их детей. Радиопередачу закрыли в 1937 году. Педагог почти решился переехать в Палестину, где формировалось новое государство Израиль. Однако перевезти приют стало бы огромной проблемой. Кроме того, Корчак был привязан к своей родине - Польше.

В начале Второй Мировой войны педагог пытался попасть на фронт, однако ему отказывали из-за возраста. Он лечил людей, раненых во время вражеских бомбардировок, а его воспитанники занимались тушением упавших зажигательных снарядов.

С приходом нацистов в Варшаву появились совсем другие трудности. Немецкое командование считало евреев людьми, подлежащими уничтожению, миссией Януша Корчака стало спасение жизней приютских детей. Кроме угрозы нацистской расправы приюту не хватало средств на еду и одежду, и хотя меценаты, помогавшие Корчаку, выехали из страны, педагог находил другие пути.

Летом 1940 года Януш Корчак сделал невероятную вещь: он смог устроить летний лагерь, где дети смогли на время отвлечься от гремящей вокруг войны.

К сожалению, осенью этого же года всех воспитанников Дома отправили в Варшавское гетто. Сам Корчак, которому на момент ареста было 62 года, месяц провёл в заключении. Одним из эпизодов его тюремного пребывания стала попытка жалобы на немецких солдат, которые отобрали повозку картошки, предназначенную для детей.

После тюрьмы Корчак отправился в гетто, чтобы продолжить свою работу. Заботиться о воспитанниках становилось всё тяжелее, и в 1941 году педагог выдвинул предложение - создать специальное место, где беспризорные дети, умирающие от голода и болезней, могли бы получить утешение и спокойный уход из жизни. Это стало началом идеи хосписов.

Нацисты стали постепенно истреблять население гетто. Януш Корчак видел, к чему идёт дело, описывая свои мысли и впечатления от происходящего в дневнике. Однако даже в такое время он не оставлял детей, делая для них всё возможное. Его воспитанники даже ставили театральные постановки, несмотря на невыносимую усталость и голод. В 1942 году сирот и работников приюта было решено депортировать, что не было хорошей новостью - обычно немцы так поступали с "непроизводительными элементами". Корчак предложил организовать фабрику по пошиву военной формы, пытаясь спасти своих подопечных и показав их полезность. Однако 6 августа 1942 года 192 сироты, 8 учителей, Стефания Вильчинская и Януш Корчак были отправлены в Треблинку.

Когда их всех стали погружать в вагон, ко всемирно известному педагогу подошёл немецкий офицер с листом бумаги. Это было решение о сохранении жизни Корчаку. Однако тот отказался покидать своих воспитанников перед смертью.

Януш Корчак вместе с детьми вошёл в газовую камеру лагеря смерти Треблинка.