1 января 2019 года исполняется 10 лет Единому государственному экзамену для всех российских школьников.
В этом году исполняется десять лет с момента, когда Единый государственный экзамен стал обязательным к сдаче для всех школьников страны. Решение о необходимости применения в России Единого государственного экзамена было принято автором идеи Владимиром Филипповым, который на тот момент возглавлял Министерство образования.
Одной из целей введения экзамена была борьба с коррупцией в образовательных организациях, для чего и стали использоваться тесты с автоматизированной проверкой. Старт Единого государственного экзамена состоялся в 2001 году в республике Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области, где первый ЕГЭ сдали более 30 тысяч выпускников. В течение нескольких последующих лет происходила наладка процесса проведения экзамена: подбирались объективные задания по разным предметам, контролировалась доставка бланков с заданиями, корректировалась деятельность экзаменационных комиссий, обсуждалась процедура апелляции.
С течением лет Единый государственный экзамен приобретал более массовый и объективный характер. В 2006 году в сдаче ЕГЭ приняли участие 950 тысяч школьников в 79 регионах России. Тысячи вузов по всей стране признавали результаты Единого государственного экзамена, число сдававших который в 2008 году превысило отметку в миллион человек.
В 2009 году в закон «Об образовании» были внесены поправки, согласно которым ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников школ. Для получения аттестата необходимо успешно сдать экзамен по математике и русскому языку. Параллельно с этим результаты ЕГЭ становятся решающими при поступлении в вузы, хотя некоторые из них всё же оставляют за собой право проведения дополнительных вступительных экзаменов, например, МГУ имени М.В. Ломоносова и вузы с творческими специальностями.
На пути введения Единого государственного экзамена возникало много сложностей: например, в 2010 году в Ростовской области 30 преподавателей выполняли экзаменационные задания вместо учеников, или в Астраханской области учителя по телефону подсказывали выпускникам ответы на задания. В 2013 году возникли массовые утечки заданий в Интернет, что в результате проверок привело к отставке главы Рособрнадзора Ивана Муравьева за многочисленные нарушения.
В 2014 году для каждого часового пояса были разработаны свои варианты заданий, а сдача экзамена стала проводиться под наблюдением видеокамер. В 2015 году появилась устная часть по иностранным языкам, а допускам к сдаче экзамена стало написание итогового сочинения. Задания с вариантами ответа на выбор стали сокращаться, из заданий по русскому языку исчезли вовсе. Экзамен по математике был разделен на две части: базовую для получения аттестата и профильную для поступления в вузы. В 2018 году задания с вариантами ответа исключены из ЕГЭ. Количество нарушений снижается, средний балл по всем предметам остается стабильным, сокращается количество двоечников.
На сегодняшний день ЕГЭ является объективным механизмом оценки знаний выпускников. Так, например, соотношение московских и приезжих студентов-бюджетников в вузах столицы составляет примерно 30 к 70. Подтверждать золотую медаль теперь также необходимо высокими показателями ЕГЭ.
Для получения аттестата необходимо набрать 24 балла по русскому языку, и получить 3 по базовой математике, результаты которой оценивается по пятибалльной шкале. Для поступления в вузы минимальные баллы по русскому языку составляют 36, по профильной математике - 27.
В 2019 году выпускникам необходимо будет выбрать какой именно экзамен по математике они будут сдавать: базовый либо профильный, так как сдача сразу обоих больше невозможна. Изменения затронули ЕГЭ по русскому языку: при выполнении последнего задания экзаменующиеся будут работать только с незнакомым текстом. Также выпускникам 2019 года теперь можно выбирать из пяти иностранных языков: помимо английского, французского, немецкого и испанского теперь появился китайский язык.
Как и в любом действующем процессе в системе ЕГЭ до сих пор существуют проблемы и недочеты. Так, например, остро стоит проблема подготовки к ЕГЭ. По мнению многих родителей после 9 класса ребенок перестает учиться и начинает активно готовиться к ЕГЭ, что отнимает много сил, времени и денежных средств для оплаты услуг репетиторов. Министр просвещения Ольга Васильева считает, что механизм такой системы должен быть искоренен.
Отработанная и налаженная система сдачи Единого государственно экзамена зарекомендовала себя и продолжает развиваться. В перспективе на 2020 год запланирована масштабная апробация ЕГЭ по иностранному языку, который в 2022 году станет обязательным. Также в стадии обсуждения находится вопрос о введении обязательного экзамена по истории. К 2020 году планируется полный переход ЕГЭ по информатике на компьютерную форму, апробация новой технологии уже начата.
До 1 февраля 2019 года выпускники должны определиться с ЕГЭ по выбору. Расписание Единых государственных экзаменов опубликовано на сайте Министерства образования Российской Федерации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.