Советы педагогу: как действовать при травле ребенка одноклассниками?
Оценка 4.9

Советы педагогу: как действовать при травле ребенка одноклассниками?

Оценка 4.9
02.11.2021
Советы педагогу: как действовать при травле ребенка одноклассниками?

Все чаще в России открыто начинают говорить о таком явлении, как травля или буллинг в детском коллективе. Инициаторами таких разговоров, как правило, выступают родители. В Финляндии реализуется программа на государственном уровне, направленная против травли. О ходе ее выполнения рассказывает учитель из США, Тимоти Уокер, который преподавал в финской школе.

Размах буллинга

Национальная академия наук США опубликовала данные, что 18-37% детей школьного возраста сталкиваются с травлей. Т. Уокер работал в одной частной и двух государственных школах, поэтому сумел познакомиться с разнообразными методами прекращения и недопущения буллинга. 

В качестве примеров он называет проведение постоянных общешкольных мероприятий, «утреннего круга», мастер-классов по борьбе с травлей. Эффективно себя зарекомендовало создание большого постера, на котором стояли росписи всех учеников в качестве согласия на то, что они будут участвовать в противодействии травле. Несмотря на все предпринятые меры, буллинг ни в одной из этих школ полностью не был искоренен.

Свыше 10 лет финское руководство предпринимает действия по решению этого негативного явления. Практически во всех школах в 90 % случаях реализуется популярная программа KiVa. Она является аббревиатурой от «kiusaamista vastaan», что в переводе с финского означает «травля». Также присутствует игра слов, ведь у «kiva» есть значение «милый», «приятный». 

Согласно первым результатам, можно предположить, что реализация этой программы будет эффективной. Участниками исследования стало 7000 школьников. Результаты продемонстрировали заметное улучшение психологического состояния детей, которые подвергались ранее травле. 

В стратегии KiVa используются профилактические методики, в том числе по моделированию школьниками негативных ситуаций с использованием компьютерного приложения, проведения ролевых игр в классе. 

Переговоры против травли

Преимуществом программы KiVa является четкое определение каждого действия и его последовательности при проявлении буллинга в школе. 

При возникновении конфликтной ситуации между детьми может использоваться такой способ действий. Если с ребенком отказываются, например, играть, он сообщает об этом педагогу. Затем ученики вступают в переговоры с педагогом и просят воспользоваться встречей по программе KiVa. Инициатором реализации программы могут быть и сами педагоги.

На встрече совместно с учителем происходит заполнение анкеты с описанием инцидента, назначением времени и места для повторных переговоров. Педагоги, которые ответственны за KiVa, знакомятся с содержанием анкеты и сообщают о конфликте старшим школьникам-конфликтологам, которые прошли соответствующее обучение. 

Проведение переговоров организуется в свободном кабинете. Задача каждой стороны – рассказать свою версию и выслушать альтернативную. Посредники (педагоги и старшие школьники) выдвигают предложение по оценке поведения участниками конфликта. Им нужно подумать, как можно было иначе поступить в той ситуации. Каждая сторона обещает, что в будущем будет применяться превентивная стратегия. Обещания записываются, и переговоры подходят к завершению.

Решение проблем, но не извинения

Преимуществом стратегии KiVa является ее способность предлагать разнообразные простые действия, которые направлены на предотвращение негативных явлений. Рекомендуется педагогам периодически обсуждать со школьниками проблемы жесткого и негативного отношения, а также способы, с помощью которых можно противодействовать травле.

Было бы отличным решением внедрение системы, задачей которой стала бы реакция на жалобы учеников. Оптимальным вариантом является вмешательство на этапе зарождения негативной ситуации. Возможно, отлично послужил бы специальный ящик в кабинете, куда бы дети могли отправлять свои сообщения о сложностях, которые у них возникают в общении с другими учениками.

Учитель финской школы Паула Хаву, говорит, что правила KiVa не требуют извинений от человека, который не хочет извиняться. Это обусловлено тем, что сообщения по нужде не бывают искренними. Лучше понять суть проблемы и свое поведения, чтобы найти лучший выход из ситуации.

А значит, следует смещать акценты с извинений на путь решения конфликта.

02.11.2021