Многие российские школы в 2019 году обзавелись новыми должностями – педагогами-навигаторами, в обязанности которых входит оказание помощи ученикам в выборе своей будущей профессии. Дополнительно у каждого ученика появился и личный наставник, отвечающий за организацию и проведение различных мастер-классов, экскурсий и других мероприятий.
Появление таких педагогов связано с реализацией проекта по обеспечению ранней профориентации учащихся 6-11 классов. Проект получил название «Билет в будущее».
В пилотном режиме проект был запущен в начале 2018 учебного года и проводился он в 40 российских регионах. Всего за 2018 год диагностику своих профессиональных склонностей прошло около 180 тыс. учащихся и более 100 тыс. из них получили рекомендации. В полном же объеме проект реализуется с сентября 2019 года, в рамках которого предполагается провести тестирование учащихся 7,5 тыс. школ, расположенных в 36 регионах России.
На первом этапе ученикам предстоит пройти специальную диагностику, которая включает в себя три онлайн-теста. В ходе первого теста школьнику требуется ответить на вопросы, связанные с различными профессиями. Этот тест позволяет определить сферы, которые ребенку интересны, а также получить представление о том, что он знает о различных специальностях.
Далее определяются т.н. гибкие навыки ребенка, то есть его способность работать в команде, управлять эмоциями и быстро реагировать и принимать решения в сложных ситуациях. Во время третьего теста ученику предстоит показать свои знания о рынке труда и об особенностях построения карьеры в современном мире.
Для удобства пользователей на сайте проекта у каждого ученика есть свой личный кабинет, в котором хранятся сведения о его увлечениях, интересах, различных внеурочных достижениях и других сферах деятельности.
По итогам всех тестов специалисты готовят ученикам рекомендации, какие профильные мероприятия они могут посетить, на какие экскурсии им стоило бы съездить, чтобы более подробно познакомиться с возможной будущей профессией. Также учителя-наставники подсказывают школьникам, на какие курсы им стоило бы записаться и в каких олимпиадах принять участие.
Проект предполагает, что школьникам будет предоставлена возможность съездить на ознакомительную экскурсию на какое-либо крупное предприятие, посетить мастер-класс, ярмарку профессий. Детям предоставляется возможность поучаствовать в квестах о разных профессиях, а также пройти мини-пробы на реальном производстве.
Планируется, что всеми вопросами будут заниматься педагоги-навигаторы, которыми могут быть классные руководители, психологи, завучи, которые отлично знают детей конкретного класса. Предполагается, что каждый педагог-навигатор будет курировать не более 20 учеников.
В его обязанности будет входить заполнение информации о тестах, загрузка документов в личный кабинет, сопровождение детей во время экскурсий и ознакомительных поездок. Проводить же практические занятия будут наставники, у которых на сайте также есть личные кабинеты. Они будут курировать тех учеников, которые выбрали закрепленные за наставником специальности.
В большинстве случаев в качестве наставников выступают преподаватели колледжей, сотрудники центров дополнительного образования, а также представители различных предприятий.
Наставниками могут стать только самые опытные и лучшие работники, которые дополнительно проходят специальную подготовку, чтобы начать заниматься со школьниками. Отличие наставников от педагогов-навигаторов заключается в том, что они проводят мероприятия с небольшой по численности группой школьников.
После всех этапов тестирования и посещения практических занятий наставник составляет для ученика рекомендации, какой кружок ему лучше посещать и в какой области следует подтянуть знания.
Вся информация сохраняется в личном кабинете ученика, поэтому в течение обучения в школе ее можно обновлять и отслеживать изменение интересов ребенка и при необходимости вносить в них коррективы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.